» » Автоматизация звуков учебные пособия. Логопедические пособия по автоматизации звуков. Использование логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Автоматизация звуков учебные пособия. Логопедические пособия по автоматизации звуков. Использование логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Игровое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Л]. Это пособие удобно тем, что не требует специальной подготовки картинок и позволяет внести разнообразие в затяжной этап автоматизации звуков у дизартриков.

Кроме того, игровые задания направлены на коррекцию грамматического и синтаксического строя речи. Пособие надо распечатать на цветном принтере, на листе А4 и вставить в файл или заламинировать, тогда оно прослужит не один год. Прилагаются текстовый файл с инструкцией и речевым материалом, и игровое поле в формате jpg.

Ходилка. Помоги Карлсону добраться до варенья.

Автоматизация звуков [Р] - [Л].

Цель: дифференциация звуков [Р] - [Л] в словах и фразе.

Начинаем ходить по картинкам от Карлсона по стрелочкам до банки с вареньем, изменяя слова и придумывая предложения. При ошибке (неправильном произнесении звуков) можно придумать штрафы: сделать ход назад или произнести слоговую цепочку и т.д. Варианты: ребенок бросает игральную кость и перемещается по стрелкам в соответствии с выпавшим числом; или играют несколько детей, бросая игральную кость и делая ходы (выигрывает тот, кто быстрее доберется до варенья).

Условные обозначения:

- значок жадины. Составить словосочетание со словами мой/моя/моё/мои.
нет чего?/ нет кого?
- придумать предложение с заданным словом или словосочетанием
- изменить слово, ответив на вопрос какой? /какая?/ какое?/
какие?
Или чей, чья, чьё, чьи (образование прилагательных от существительных).
- изменить слово, ответив на вопрос что делал?/ что делала?
- изменить слово, ответив на вопрос любуюсь кем?/ чем?
- У гномика маленький … Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- посчитать предмет до пяти. Например, один журнал, два журнала…. пять журналов
- составить словосочетание со словами один…. и два…
- изменить слово: один - много. Например, ведро - ведра


Пособие по автоматизации звуков

«Сказочные истории разноцветных гномов»

Цель: автоматизировать звуки поставленные логопедом: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихотворениях у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Дидактические задачи:

Коррекционно-образовательные. Формировать правильную речь, совершенствовать работу артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движений пальцев рук.

Коррекционно-развивающие. Активизация речевой деятельности детей. Развитие фонематического слуха, совершенствование слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, формирование навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, самостоятельного мышления, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, инициативности.

Возраст: дети от 5 до 7 лет.

Материал: альбом, цветная бумага.

Пособие представляет собой альбом с речевым, иллюстративным материалом.

Артикуляционная гимнастика на свистящие: С, С’, З, З’, Ц;

шипящие: Ш, Ж, Ч, Щ; сонорные звуки: Л, Л’, Р, Р’.

Игра «Лабиринт» – ребёнок чётко произносит изучаемый звук, ведя пальчиком по дорожке с предлагаемыми заданиями Гномов.

На страничках альбома изображены маленькие картинки. Предлагается ребёнку показать те из них, в названии которых встречается определённый звук. Определяется место звука: в начале, в середине или конце слова. Посчитать от 1 до 10 и обратно. Если ребёнок легко справляется с заданиями, их можно усложнить, например, попросить задать вопросы по картинкам, придумать к каждой иллюстрации одно которое предложение из 3-5 слов или небольшой рассказ.

Игра «Эхо»: читается стихотворение или рифмовые строки чистоговорок, а ребёнок повторяет за вами, как эхо. Поменяв голос: говорите то громко, то тихо, то быстро, то медленно.

Шутливые стихи – чистоговорки, помогают выработке речевого дыхания, поскольку произносятся на одном выдохе. Забавные стихи, акцентирующие тот или иной звук, и короткие истории, потренируют ребёнка в различении и произнесении звуков.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда результаты занятий с ребёнком вас обязательно порадуют.

Мягкая игрушка "Солнышко" сшита из ткани, внутри- синтепон. Лучики прикрепляются на липучки. На каждый лучик нашит прозрачный карман.

Пособие используется как на итоговых занятиях, так и в повседневной работе. На итоговых утренниках каждый ребенок берет лучик с картинкой, в названии которой есть звук, который он научился правильно произносить, и прикрепляет его к общему солнышку, логопед прикрепляет последний лучик со словом "Молодцы!"

При работе со звуками, звукопроизношением в кармашки вставляются картинки с изучаемым звуком, лучики раздаются детям. Ребенок называет слово, определяет место звука в слове и прикрепляет свой лучик к солнышку.

При изучении темы "Предлоги" в кармашки вставляются соответствующие картики с предлогами (С коробки, НА коробку, В коробке и т.д.).

Варианты работы: дети придумывают предложение со своим предлогом-лучиком, ищут в тексте предложения с определенным предлогом и т.д. Наглядно представленное таким образом изображение предлогов способствует их лучшему запоминанию и изучению.

Пособие для работы над ритмами, слоговой структурой слова

При работе с детьми, у которых тяжелые нарушения речи (алалия, безречевые дети) большое внимание уделяется работе над ритмико-мелодико-интонационной основой языка , работе над слоговой структурой слова (по А.К. Марковой). Это долгая и кропотливая работа, разнообразить которую логопеду помогает пособие "Поезд".
Оборудование: фетр с пришитыми поездами и дорожками для выкладывания ритмичных рядов, символы ритмов (по пособию Новиковой-Иванцовой Т.Н.), шарики марблс, предметные картинки разной слоговой структуры.

Задания : 1) С опорой на картинки-символы "Зая" и "Коза" отхлопать "замочками" соответствующий ритм (две четверти с первым ударным, две четверти со вторым ударным); 2) Выложить дорожки на каждый ритм-большая капелька указывает ударность слога, маленькая безударность. Придумать слова на каждый ритм (бусы, туча,дети, лужа; рука, лиса, лицо, коты ).

Задания : 1) Отхлопать "замочками" соответствующий ритм с опорой на картинки-символы ""Собака", "Курица" (три слога с первым ударным, три слога со вторым ударным). 2) Выложить с помощь марблс ритмические дорожки: маленькая капелька-большая-маленькая (ритм со вторым ударным слогом), большая капелька-маленькая, маленькая (ритм с первым ударным слогом). Придумать слова заданной слоговой структурой (лютики, бусина, жадина, радуга; кабина, бананы, качели. ворота ).
Дополнительно для детей младшего школьного возрста - назвать цвета капелек, цвета паровозика, дорожек, цветочков. Можно придумать историю про паровозики, которые трудятся, чтобы дети научились правильно говорить слова разной слоговой структуры.


Задание: 1) Отхлопать "замочками" ритм, указанный на картинке-символе "Какаду"(три слога с третим ударным). 2) Выложить соответствующую дорожку: две маленькие капельки, третья- большая. Подобрать картинки или придумать слова к этому ритму(сапоги, голова, решето, молоко).

Задание : 1) Логопед выкладывает ритмический ряд на первой дорожке паровозика (без картинки-символа) и просит ребенка "замочками" отхлопать соответствующие ритмы: трехсложные слова с первым и со вторым ударным слогом. 2) Из стопки картинок ребенок выбирает те, которые подходят к этой слоговой структуре (например, радуга, машина).
Аналогичная работа проводится со второй дорожкой и с ритмом "Кит".
Начальный этап работы над ритмом (задания для самых маленьких или для детей с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями)- выкладывание определенной ритмической последовательности: рыбка-бусина-рыбка-бусина. Логопед выкладывает первый ряд, ребенок самостоятельно второй. Дополнительное задание : посчитать рыбок (развитие навыка согласования существительных с числительными: одна рыбка, две рыбки, одна синяя бусина, две синие бусины (или усложнить: одна голубая рыбка, две голубые рыбки), также можно отработать понятие лево-право (сначала рыбки плывую слева-направо, затем-наоборот). С детьми младшего дошкольного возраста поговорить о том, где живут рыбки, чем питаются и т.д.

Фрагмент занятия по слоговой структуре слова с обучающейся 2 класса Кариной К.

Пособия для формирования предметной деятельности (сенсорное развитие)
("Замочки", "Посади бабочку на свою дорожку")

У большинства детей с интеллектуальными нарушениями, имеющими нарушения речи очень долгое время не формируется зрительный гнозис, к школьному возрасту дети не различают цвета их оттенки, не копируют элементы букв.

Оборудование : фетр, молнии цветов спектра.

Задания: найти нужный цвет, открыть-закрыть нужный замочек (отработка глагольной лексики, развитие мелкой моторики пальцев рук).

При автоматизации звуков можно добавить следующее задание: открой (закрой) замочек, в названии цвета которого есть звук, например, р (красный, оранжевый) или звук ж (желтый, оранжевый). Можно попросить ребенка открыть (закрыть) четвертый (второй, пятый...) замочек снизу (сверху), назвать цвет, сказать, что в природе бывает такого же цвета.

Оборудование: фетр, лента Велкро разных цветов, пришитая полосами, вырезанные из нее бабочки.

Задание: посади бабочку на свою дорожку (развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев рук).

Дополнительное задание: посадить нужное количество бабочек на дорожку, посчитать бабочек (согласование имен существительных с числительными: одна синяя бабочка, две синие бабочки и т.д).

Логопедический коврик, разделенный на квадраты, для работы над семантикой, звукопроизношением, развитием предметной деятельности

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Задание: Дидактическая игра "Кто как передвигается?"

Логопед просит выложить тех, кто летает, в первый ряд (птица, бабочка, пчела, стрекоза ), тех, кто ползает, во второй ряд (улитка,червяк, ящерица, черепаха), тех, кто прыгает, на третий ряд (обезьяна, заяц, белка, лягушка ). Далее проводится соответствующая семантическая работа. Глагольная лексика отрабатывается на разных упражнениях на каждом занятии с детьми с тяжелыми нарушениями речи, поскольку глагол необходим для построения фразы, предложения.

Если проводится занятие по звукопроизношению, то квадраты заполняются предметами, в названии которых есть нужный звук.

Данное пособие также часто используется на развитие внимания, мышления при таких играх, как, "Найди пару" (все квадратики заполняются, например, бабочками, две из которых одинаковые и их нужно найти), "Четвертый лишний" и др.

Многофункциональный логопедический коврик (для развития предметной деятельности, работы над семантикой)

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Задания и упражнения :

2. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? (рыбка, девочка в красном платье, божья коровка ) , Что? ( паровоз, вишня, машина, мак, мухомор, клубника, яблоко ).

3. Назови транспорт (паровоз, машина - какой это транспорт, водный, наземный?), ягоды (вишня, клубника ), фрукты (яблоко ).Что можно приготовить из яблок, фруктов?

4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори: мак, яблоко, клубника (порядок слов меняется трижды). Взрослый произносит слово, ребенок находит на коврике соответствующий предмет, показывает его "умным пальчиком", затем произносит слово (на последующих этапах находит только взглядом предметы и называет их).

5. Угадай предмет на ощупь (ребенок закрывает глаза, логопед при необходимости направляет руку ребенка на предмет).
6. Составить предложение с данным предметом (если школьник- записать предложение в тетрадь). Провести анализ предложения (сколько слов, назови первое, последнее и т.д.).

7. Назвать предмет, который находится справа от мака, выше клубники, слева от мухомора.

8. Вспомнить, с предметами какого цвета работали? Можно попросить ребенка назвать еще дополнительно предметы, которые могут быть красного цвета.
9. Назвать предметы красного цвета в первом ряду, втором, третьем, четвертом.
Аналогичную работу можно проводить при изучении остальных цветов .
При работе над звукопроизношением, слоговым составом слова и другими логопедическими задачами, упражнения подбираются в соответствии с темой и целями конкретного занятия.

Логопедические коврики для автоматизации поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи)

При работе над звукопроизношением, несмотря на то, что постановку звуков (вызывание), рекомендуется выполнять в слогах (как в онтогенезе), крайне мало задерживаясь на этапе автоматизации звука изолированно, часто приходится иметь дело с детьми, с которыми необходима именно изолированная отработка звуков. Особенно, если у детей тяжелые речевые нарушения. В логопедической литературе не так много пособий на отработку изолированного произношения звуков.


Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, декоративные пуговицы- символы звуков (паровозик [ч], собака, мотоцикл [р], пчела [ж], сердитая кошка, лопнувший шарик [ш], кораблик [л]

Цель: отработка изолированного произношения вызванных (поставленных) звуков [ч,р,ж,ш,л]

Задания и упражнения:

Помоги большому паровозику доехать до маленького паровозика. Проведи "умным пальчиком" по дорожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч.

Аналогично орабатываются другие звуки. Произносить нужный звук, можно и идя обратно, например, от шарика, который лопнул и издает звук ш-ш-ш- к кошке.

Произносить звук можно в двух вариантах: длинно, коротко.

Дополнительно можно придумать истории про "героев": про сердитую кошку, про большую пчелу, которая летела к маленькой божьей коровке и т.д. С детьми, которые не различают цвета, поработать с цветом дорожек, цветом предметов.

Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, на каждой дорожке 6 цветочков (по количеству гласных звуков первого ряда)
Цель: отработка произношения вызванных (поставленных) звуков в слогах, словах.

Задания и упражнения:

Ребенок самостоятельно выбирает дорожку, по которой он пойдет. Логопед спрашивает: кто к кому сегодня пойдет в гости? В зависимотсти от того, какой звук отрабатывается, ребенок шагает пальчиками по цветочкам выбранной дорожки, произнося, например: РА-РЫ-РО-РУ-РЭ (если мягкий вариант произношения есть, то он тоже отрабатывается РИ, если нет, то ребенок шагает только по пяти цветочкам). Также отрабатывается произношение в обратных слогах.

При отработке произношения звука в словах , ребенок называет слово и нажимает на цветочек (можно одним указательным пальчиком, можно всеми пяти пальчиками по очереди). Как вариант усложнения задания: логопед называет несколько слов (в зависимости от возможностей ребенка и возраста), ребенок повторяет слова, нажимая на цветочки по порядку, слева-направо, затем логопед просит назвать, какое слово было на третьем, втором цветочке. Можно попросить ребенка придумать шесть слов(или три-четыре, а остальные логопед поможет) и тогда, например, Мишка попадет в свой домик.



Фрагмент занятия "автоматизация звука р изолированно и в слогах"

(с использованием символов Фомичевой М.Ф), Артур Л.. 3 класс.

Автоматизация звуков [с ], [с"]

Оборудование : фетр,декоративные пуговицы.

Список : свинья, слон, соска, носорог, часы, самолет, коляска, велосипед, следы, снеговик, собака, ананас, доска, краски, сумка, глобус, апельсин, осьминог, сердце, смайлик.

Задания и упражнения:

1. Назови картинки, показывая на каждый предмет "умным пальчиком". Четко произноси звуки [с ], [с"] в словах.

2. Назови слова из одного, двух, трех, четырех слогов. Найди слова заданного ритма (например, двусложное слово со вторым ударным: следы ).

3. Назови слова, в которых звук [с ] находится в начале слова, в середине, в конце слова.

4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори слова в том же порядке.

6. Игра "Четвертый лишний". Назвать в каждом ряду лишний предмет:

первый ряд- соска, так как не животное;

второй ряд- часы, т.к. не транспорт;

третий ряд- ананас, т.к. звук [с ], находится в конце слова, а не в начале;

четвертый ряд- сумка, т.к. доска, краски, глобус- школьные принадлежности;

пятый ряд- смайлик, т.к. в остальных словах звук [с"].

7. Упражнение на развитие пространственной ориентировки: Что находится под снеговиком? Справа от сумки? Над коляской? (ответы детей должны быть полными предложениями).

8. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

9. Назови транспорт, школьные принадлежности, животных, фрукты.

10. Закрыть глаза, вспомнить, какого цвета глобус, сумка и пр. Вспомнить, какой предмет был последним в первом ряду, первым во втором ряду и т.д.

11. "Угадай на ощупь". Ребенок закрывает глаза, ощупывает предмет и угадывает его. При необходимости логопед помогает, задает наводящие вопросы.

12. Составление предложений со словами, запись их в тетрадь. Анализ предложений.

13. Работа над семантикой: объяснить смысл предложенных логопедом слов. Например, если занятие проводится в зимнее время, логопед спрашивает: Кто (что) такой снеговик? Когда его делают? Из каких частей его делают? Он круглый или квадратный? Что с ним происходит весной? Почему? и т.д.

Автоматизация звука [Ч]


Оборудование: фетр, декоративные пуговицы.

Список: овечка , девочки. учебник, черепаха, мяч голубой, чайник, чашка. часы, ключик, мяч черный, мяч красный, пчела, летучая мышь, червяк, мяч желтый, бабочки.

Задания и упражнения:

1. Назови картинки, нажимая "умным пальчиком" на кажlый предмет. Чётко произноси звук [ч] в словах.

2. При нарушении слоговой структуры- отхлопать замочками слова (о-веч-ка, де-воч-ки, у-чеб-ник). Назвать длинные слова, короткие (бабочка, мяч).

3. В словах чайник, часы, учебник назвать только гласные звуки.

4. Узнай слово по гласным звукам: логопед произносит только гласные звуки в слове, например, А,Ы (при этом можно выделить голосом ударный звук), ребенок угадывает слово и произносит его: часы.

5. Игра "Загадки". Логопед начинает слово, ребенок- заканчивает, например, чай-....(ник), клю-...(чик).

6. Если у ребенка нет нарушений слоговой структуры слова, то можно поиграть в игры "Перевёртыши" и "Добавлялки".

"Перевёртыши". Логопед меняет слоги местами, а дети называют слово правильно, например, ла-пче (пчела), ка-чаш (чашка).

"Добавлялки". Логопед добавляет один лишний слог, ребенок должен назвать слово правильно, например: пчемала (пчела).

7. Назвать предметы, в названии которых звук [ч] стоит в начале, середине, конце слова.

9. Внимательно посмотреть ("сфотографировать") предметы во втором ряду и назвать их по памяти (школьники могут записать слова в тетрадь).

10. Назвать предметы, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

11. Придумать предложение с одним из слов, записать в тетрадь, проанализировать его.

12. Для детей с дисграфией (либо в целях профилактики дисграфии) составить схему слов с последующей записью в тетрадь: чайник, чашка, часы.

13. Узнать предмет на ощупь.

Автоматизация звука [Р]

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Список : роза, шар,жираф, верблюд, подарок, краб, бобёр, рыба, рак, ракушки, грабли, торт, мороженое, виноград, кукуруза, арбуз, морковь, паровоз, карандаш, ролики, мухомор, ромашка, помидор, груша, мартышка, сердце. крокодил, корабль.

Задания и упражнения:

1. Задания могут быть аналогичными тем, которые используются при работе с логопедическими ковриками на другие звуки.

2. Выучить чистоговорки, скороговорки, стихотворения, показать предмет, о котором идет речь:

а) ар-ар-ар- красивый красный шар

ор-ор-ор- в огороде помидор

ор-ор-ор-в лесу мухомор

б)поговорить с ребенком в начале, кто такие бобры, раки, крабы, где они живут, чем питаются.

Все бобры добры до своих бобрят.

У бобра- не нора,

Не берлога, не дыра!

Он-работник, он-творец!

У бобра в реке- дворец!

Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.

Хвастал храбрый краб два дня:

"Краба нет храбрей меня!"

На горе Арарат

Рвёт Варвара виноград.

С утра до вечера играл,

Потом в кровать ракетку взял!

После росы розы выросли!

Во мраке раки шумят в драке.

На рынке Кирилл грабли купил.

3.Игра "Один-много". Логопед называет один предмет, ребенок, много: красная роза- красные розы, большой шар- большие шары, высокий жираф- высокие жирафы, горбатый верблюд- горбатые верблюды, оранжевая ракетка- оранжевые ракетки, интересный подарок- интересные подарки и т.д.
Про какой предмет нельзя сказать "один-много" (мороженое, грабли).

4. Дидактическая игра " Моя, мой, мои". Логопед спрашивает, про какие предметы можно сказать "Моя" (если обращается к девочке): моя роза, моя рыба, моя морковь, моя кукуруза....

Если логопед обращается к мальчику, то спрашивает: "Про какие предметы можно сказать "мой": мой корабль, мой торт, мой виноград, мой крокодил...

Логопед спрашивает у всех детей, присутствующих на занятии, про какие предметы можно сказать "мои"? (мои ролики, мои грабли).

5. Работа над семантикой. Логопед спрашивает: Что общего между раком и рыбой? Между морковью и розой? Между тортом и мороженым? Между крокодилом и жирафом?

6. Отгадать загадку, посчитать предмет-отгадку до 10:

П од плотными листками,
Жёлтые камни,
Упругие, гладкие,
На вкус сладкие! (кукуруза)

7. Посчитать предметы с помощью цифр , которые выкладываются перед каждым рядом, например, перед рядом с розой -1, перед рядом с крабом-2, перед рядом с тортом- 5, перед рядом с паровозом- 7, перед рядом с грушей-9 (цифры меняются на каждом занятии).

Счет по рядам: например, одна роза, один шар, один жираф, один верблюд, одна ракетка, один подарок.
Счет по столбикам: например, одна роза, два краба, пять тортов, семь паровозов, девять груш.
Счет предметов по порядку на карточках (прямом и обратном): одна роза, две розы, пять роз, семь роз, девять роз и наоборот.

8. Упражнение на развитие пространственной ориентировки. Логопед спрашивает, какой предмет находится под жирафом, над бобром, между мухомором и помидором, слева от мороженого, справа от винограда и т.д.
9. Игра "Съедобное-несъедобное". Логопед спрашивает, что из предметов является съедобным, а что-нет.
10.Звукослоговой анализ слов с последующей записью в тетрадь: роза, шар, рыба, рак, грабли, торт, кукуруза, карандаш, ролики, груша, мартышка, ракушка.
11. Составление предложений с полным анализом.
12. Назвать предметы красного цвета, желтого, коричневого и т.д. Можно попросить дополнительно назвать предметы, которые могут быть таких цветов.

Автоматизация звука [Р] с помощью звуковых полянок

Оборудование: листы, игрушки (собачки, тигр, машинка, мотоцикл)

Лист №1. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении (без опорных звуков т, д).

Игра" Поможем собачкам собрать все косточки".
Ребенок выбирает собачку, которой он будет помогать собирать все косточки в будку и ставит ее в начало дорожки. Идя к "косточке" , собачка рычит [р-р-р], возле косточки - отдыхает. Упражнение выполняется на длинный звук рррр-рррр и короткие звуки: р-р-р.

Можно играть вдвоем, используя игровой кубик.

Лист № 2. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении и в обратных слогах (разные дорожки- прямые, с остановками).

Игра" В гости" (или вариант "В гости с песенкой").

Ребенок выбирает, кто из персонажей (собака, тигр) пойдет в гости.

При изолированном произношении, передвигая игрушки по фигурным линиям, ребенок произносит изолированный звук в зависимости от фигуры на листе (коротко, отрывисто, с остановками или длинно, без остановок).

При произнесении звуков [р,р"] в обратных слогах, "идя в гости" , поём песенки:

ар-ор-ур (первая дорожка)- арь-орь-урь

ыр-ер-ир-юр-ер-яр (вторая дорожка)- ырь-ерь-ирь-юрь-ерь-ярь

ер-яр (третья дорожка)- ерь-ярь

ер-ёр-ир-юр-ур (шестая дорожка)- ерь-ёрь-ирь-юрь-урь

Если ребенку сложно произнести и запомнить разные слоги, можно петь одну-две песенки. Следить за правильным произношением звуков.

На первоначальном этапе постановке звука [р] можно использовать упражнение "Мотор". Ребенок произносит звукосочетания тр, др (т, д -выступают как звуки-"помощники"). В этом случае этот лист используется с игрушками машинками и мотоциклом. Ребенок "едет" в гости по дорожкам-линиям, выполняя упражнение "Мотор": длинно ТР-Р-Р-Р; коротко: ТР-ТР-ТР-ТР.

Лист №3. Автоматизация в обратных слогах.

Игра "Прятки". В будке "спит" какая-то собачка. Если логопед занимается вдвоем с ребенком,то игрушка-собачка может быть у него, если это подгрупповое занятие, то игрушка "спрятана" у другого ребенка.
На полянку в гости к собачке, которая "спит", пришла другая собачка, которая ходит ее будит, зовет, произнося слоги или слова, например:
АР,ОР,УР,ЭР,ЫР; ЯР, ЁР, ЮР, ЕР, ИР или мягкие варианты звука [р] (каждая пара слогов повторяется ребенком отраженно вслед за логопедом, если звукопроизношение четкое, правильное, собачка в будке "просыпается", и игрушка отдается ребенку.
Слова для "Повторялок" в начале берутся со звуком в конце слова, затем в ударном слоге в середине слова, далее- в обратном безударном:
Базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, двор, мотор, забор, помидор, мухомор, топор, шнур, бобёр, актер. ковер, боксёр, монтер; карп, парк, март, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, корм; арбуз, артист, барсук, карман, картон, ветер, сахар и т.д.
Все незнакомые слова нужно обязательно объяснить ребенку.
Если отрабатываем мягкий вариант произнесения звука [р" ], то слова сначала берем с ударением на слоге ( ряд, моря, наряд, коряга, порядок ), затем без ударения на слоге(буря, рябина, жарят, варят ), затем со стечением согласных (крик, гриб, грелка, крем и т.д.).

Пособие для автоматизации звуков [с], [ш], [л] и [р]

Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен логопедам и заинтересованным родителям.
Цель: автоматизация звуков [с], [ш], [л] и [р] в словах и предложениях.
Задачи:
- развивать зрительное внимание
- учить детей отвечать полным ответом на вопросы
- закрепить умение употреблять существительные в винительном падеже.
После постановки звука начинается еще один немало важный этап – этап автоматизации. Для того чтобы звук появился во фразовой речи потребуется достаточно много усилий. На этом этапе вырабатывается новый навык, который требует длительной систематической тренировке. Коллеги согласятся со мной, что порой поставить звук бывает значительно быстрее, чем ввести его в обиходную речь ребенка. Детям очень быстро надоедает отраженно повторять за взрослыми слова или называть картинки. Как правило, большинство детей-логопатов - это дети дошкольники. А, как известно, ведущей деятельностью в этом является игра. Поэтому на этапе автоматизации перед логопедом и родителями стоит задача предложить ребенку как можно больше игр, играя в которые ребенок непроизвольно введет поставленный звук в свою речь.
Современный мир компьютерных технологий позволяет изготовить различные игровые пособия самостоятельно. Создавая пособие, я всегда пытаюсь сделать его максимально многофункциональным, для того чтобы была возможность использовать его несколько раз по-разному.
Вашему вниманию предлагается игра «Магазин» , которая предназначена для автоматизации звуков [с], [ш], [л] и [р]. Использовать эту игру можно во время изучения лексической темы «Магазин», «Овощи – фрукты». Пособие помогает развивать зрительное внимание ребенка.
Правила игры.
Начните беседу с ребенком, задавая ему наводящие вопросы типа «Кем работает эта женщина?», «Где работает продавец?», «Что он делает в магазине?», «Кому он продает товары?», «Продавец продает, а покупатель…?». «Сегодня первым покупателем в магазине была кто? Что она купила?». Задавая вопросы, просите ребенка отвечать полным развернутым ответом. Таким образом, поставленный звук постепенно начнет попадать во фразовую речь.
В магазин последовательно приходят три покупателя, каждый из которых совершает определенную покупку. Задача ребенка назвать покупателя и те предметы, которые он купил.
Если данное пособие понравится, я могу с удовольствием отправить на почту скиншоты, т.к. при выкладывании материала на картинках появляется логотип сайта. Вам только нужно будет распечатать и, при желании, заламинировать их.
Магазин со звуком [С].




Речевой материал: маска, часы, сапоги, кастрюля, кактус, глобус, сумка, самовар, капуста, санки. Покупатели: лиса, снеговик, снегурочка.
Магазин со звуком [Ш].





Речевой материал: шляпа, чашка, машинка, мешок, шапка, кувшин, неваляшка, подушка, башмаки, кошка. Покупатели: петушок, мышка, дедушка.
Магазин со звуком [Л].





Речевой материал: флажки, яблоко, лампа, одеяло, юла, елка, платочки, полотенца, влажные салфетки, кукла.
Покупатели: клоун, белочка, слоник.
Магазин со звук ом [Р].





Речевой материал: корзина с виноградом, морковь, корзина со смородиной, персики, арбуз, кукуруза, груши, помидоры, картофель, огурцы. .
Покупатели: Петрушка, Буратино, дракон.

Уверена, что многие из Вас найдут свое применение моему пособию. Удачи!

Консультации для воспитателей

Пособия для автоматизации звуков

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать . /Ян Коменский/

На сегодняшний день многие дети находятся на этапе автоматизации звука в слогах, словах и самостоятельной речи. Поэтому возникла необходимость порекомендовать вам игры, которые позволят не только создать коррекционно-развивающую среду в группе, но и добиться успешного закрепления звуков в речи детей, ведь ребенок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи - это огромный труд для ребенка. И поэтому задача взрослых - так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.

Очень интересны и любимы детьми игры - бродилки. Цель этой игры может быть разной, благодаря чему у таких игр множество вариантов. Так, например, игра – бродилка «Путешествие Даши» по одноименному мультфильму. На игровом поле расположены буквы, по которым следует передвигаться фишками, бросая кубик и определяя количество «шагов». Останавливаясь на букве ребенку необходимо придумать слово, начинающееся на данную букву. Если ребенок затрудняется, то ход пропускает. Финал игры – кто первый дойдет до финиша. Один из вариантов такой игры может быть придумывание предложения с заданной картинкой, которая находится рядом с буквой, или подбор прилагательных к этому предмету.

Следующая игра – это « Звуковые дорожки ». Она направлена на автоматизацию изолированного звука. Ребенком пальчиком проводит по дорожке, произнося соответствующий звук. Звуковыми дорожками могут служить различные лабиринты, путаницы и даже простые изображения предметов, которые необходимо обвести пальчиком по контуру. Для наибольшего интереса такие звуковые дорожки помещают в мультифору и ребенок может фломастером рисовать по этим дорожкам. А после завершения игры фломастер легко удаляется тряпочкой.

Одна из игр, которая не только закрепляет звук в словах, но и развивает мелкую моторику – называется « Калейдоскоп ». На коробку приклеиваются горлышки от пластиковых бутылок, а под каждую крышку помещается картинка. Ребенок откручивает крышки и называет какая картинка у него под крышкой. Одним из вариантов этой игры может быть составление звуковых схем, если крышки подобрать соответствующего цвета (красные - гласные, синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные)

Для развития мелкой моторики и мышления у детей с нарушениями речи было придумано такое пособие: на кусок фанеры (размером 1030 см) прикреплено четыре верхние части от пол-литровых пластиковых бутылок разного цвета (розового, синего, зеленого и желтого) с такими же пробками. Внутри каждой бутылки лежит такой же платочек. На первом занятии задача ребенка состоит в том, чтобы открыть крышки, вытащить платочки, закрутить крышки, потом опять открутить, сложить платочки в соответствующие бутылки и закрутить соответствующей крышкой. На следующем занятии задача усложняется: нужно навести порядок с платочками и крышками, не видя начального варианта. Затем перед ребенком выкладывается схема, на которой большим кругом обозначается цвет бутылки, квадратом - цвет платочка, а маленьким кругом - цвет крышки. Требуется собрать бутылки в соответствии со схемой. Например: в синюю бутылку вложить красный платочек и закрутить зеленой крышкой, в желтую бутылку - синий платочек, закрутить красной крышкой и т.д. На каждом занятии ребенку предлагается новая схема. Для самостоятельной игры детям можно предложить самим составить схему и самим скомпоновать бутылки по заданию товарища.

При работе над постановкой речевого дыхания с большим успехом используется приспособление « Волшебный ободок ». Это обыкновенный девичий ободок, к которому прикручена толстая проволока на расстоянии 15-20 см. К концу проволоки привязано несколько ниточек новогоднего дождика. Надевая ободок на ребенка, логопед предлагает отправиться в полет. Самое замечательное в этом приспособлении то, что ни заставлять, ни поправлять ребенка не нужно, он сам занимает верное положение при дыхании. Поскольку, если наклонить или поднять голову неправильно, дождик располагается либо слишком близко, либо слишком далеко от губ и тогда «запустить самолет или ракету в полет» невозможно.

Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, а также для дифференциации звуков в словах предлагается такая игра. Из картона вырезается лестница в виде буквы Л и радуга. На разноцветные прищепки двусторонним скотчем приклеиваются картинки, в названиях которых есть данные звуки. Задача ребенка сконструировать радугу с помощью прищепок где картинки в названиях которых звук Р и лесенку с картинками на звук Л.

« Звуковые нелепицы » Эта игра представляет собой 2 пластинки, которые надеваются на штырьки и могут свободно вращаться. Сверху закрывается коробкой на которой располагается стрелка. На одну из пластинок накладываются бумажные диски, которые содержат картинки на определенный звук. На другую пластинку накладывается бумажный диск, который изображает какое-либо действие, или предметы, которые можно связать с первым диском. Задача ребенка раскрутить диски, назвать «выпавшую» картинку и придумать предложение. Например: «Кошка живет в болоте».

Таким образом, целенаправленная работа по коррекции речи у детей стимулируется при использовании этого небольшого перечня игр и способствует более быстрому и успешному исправлению этих недостатков.