» » Формы прилагательных в русском языке таблица. Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных

Формы прилагательных в русском языке таблица. Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных

Полные и краткие формы качественных прилагательных

При выборе одной из двух названных форм в функции сказуемого следует учитывать имеющиеся между ними различия.

1. Смысловое различие выражается в том, что некоторые краткие формы имен прилагательных резко расходятся в своем значении с соответствующими полными.

Ср.: глухой от рождения – глух к просьбам; ребенок весьма живой – старик еще жив; метод очень хороший – парень хорош собой. Ср. также неупотребляемость в краткой форме отдельных прилагательных, выражающих постоянное свойство предметов или служащих терминологическим обозначением признаков: Противоположная стена глухая; Цветы в вазе живые; ромашка обыкновенная и т.п.

Некоторые краткие формы употребляются ограниченно. Так, обычно они не употребляются при обозначении погоды, например: дни были теплые, ветер будет холодный, погода прекрасная.

Названия некоторых цветов или малоупотребительны в краткой форме (голубой, коричневый, розовый, фиолетовый и др.), или употребляются с известными ограничениями. Так, почти совсем не встречаются формы мужского рода бур, синь (при употребительности форм женского и среднего рода и множественного числа).

Во фразеологизмах и устойчивых сочетаниях в одних случаях закрепились только полные формы, в других – только краткие. Ср.:

1) положение безвыходное, пора горячая, рука легкая и др.;

2) все живы и здоровы, взятки гладки, дело плохо, мил сердцу, руки ко?ротки, совесть нечиста, и стар и млад и др.

2. Полные формы обычно обозначают постоянный признак, вневременное качество, а краткие – временный признак, недлительное состояние; ср.: мать больная – мать больна; движения его спокойные – лицо его спокойно и т.д.

Это положение не имеет категорического характера. Ср.:

1) В тот момент он сильно волновался, лицо у него было красное (полная форма, хотя указывается временный признак; сказывается ограниченная употребительность краткой формы прилагательного, обозначающего цвет);

2) Семья наша небогата, живем, как все (краткая форма, хотя указывается постоянный признак; такие конструкции употребляются в научных положениях, определениях, в описаниях, например: пространство бесконечно, современная молодежь требовательна и взыскательна; девушка молода и красива; эти требования неприемлемы и т.п.).

В качестве третьего варианта выступает полная форма в творительном падеже, указывающая, подобно краткой форме, на временный признак, но между последними двумя формами в контексте выявляются оттенки смыслового различия. Ср.:

Он был старый (постоянный признак).

Он был стар, когда я с ним познакомился (признак по отношению к данному моменту).

Он был старым, когда я был с ним знаком (признак, ограниченный определенным периодом).

3. В других случаях полная форма обозначает абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой, а краткая – относительный признак, применительно к определенной ситуации. Обычно это различие проявляется у прилагательных, обозначающих размер, вес и т.д., причем краткая форма указывает на недостаточность или излишек. Ср.: потолок низкий (признак вообще) – потолок низок (для высокой мебели); ноша тяжелая (безотносительно к тому, кто будет ее нести) – ноша тяжела (для слабого человека, для ребенка). Ср. также: ботинки малы, перчатки велики, коридор узок, пальто коротко (в этом значении «меньше, больше, уже и т.п., чем нужно» употребляется только краткая форма).

4. Грамматическое (синтаксическое) различие между обеими формами заключается в том, что краткая форма обладает способностью синтаксического управления, а полная в значении сказуемого такой способностью не обладает, например: он способен к музыке, мы готовы к отъезду, ребенок склонен к простуде, она была больна гриппом (употребление полной формы в этих примерах невозможно). Полная же форма обладает такой способностью, если употребляется в функции определения, например: ребенок, способный к музыке, дочь, больная гриппом и т.п. Встречающиеся в художественной литературе конструкции с наличием управляемых слов при полной форме связаны с просторечной окраской, например: Я на такую тяжесть уже не способный (В. Кожевников).

5. Стилистическое различие между обеими формами выражается в том, что для краткой формы характерен оттенок категоричности, для полной – оттенок смягченного выражения. Ср.: он хитер – он хитрый, она смела – она смелая и т.п.

Краткая форма нередко присуща книжному языку, полная – разговорному. Ср.: Умозаключения и выводы автора исследования ясны и точны. – Ответы ученика ясные и точные.

Ср. употребление краткой формы в книжно-письменной речи: Всякая сфера деятельности бесконечно разнообразна... (Белинский); Настоящая мудрость немногословна (Л. Толстой); Наша речь преимущественно афористична... (Горький),

Возможен выбор между краткой формой и полной формой в творительном падеже, например: стал богат – стал богатым, сделался известен – сделался известным.

Ср. при некоторых глаголах-связках: быть полезным – хотел бы быть вам полезен; стать неразборчивым – стал неразборчив; быть жадным – был жаден; оказаться значительным – оказался значителен; быть молодым – был молод.

6. В качестве однородных сказуемых выступают, как правило, или только полные, или только краткие формы прилагательных, например:

1) Октябрь был на редкость холодный, ненастный (Паустовский); Был я молодым, горячим, искренним, неглупым... (Чехов);

2) Открытая шея тонка и нежна (А.Н. Толстой); Новый заведующий приветлив и доброжелателен.

Нарушением нормы являются конструкции: «Он добрый, но слабоволен»; «Взгляды оригинальные, хотя и примитивны в своей основе» (в обоих случаях формы прилагательных следует унифицировать).

Только в особых условиях контекста или стилистической окрашенности возможно сочетание обеих форм как синтаксически однородных, например: Как она мила, какая умненькая (Тургенев) – при наличии слов как и так употребляется только краткая форма, при наличии слов какой и такой – только полная форма; Ведь горбат, а приятный... (Горький) (в речи персонажа).

7. При вежливом обращении на «вы» возможна или краткая форма (вы добры, вы настойчивы), или полная, согласованная в роде с реальным полом лица, к которому обращена речь (вы добрая, вы такой настойчивый). Форма «вы добрые» в обращении к одному лицу звучит как явное просторечие.

Вариантные формы полных и кратких прилагательных

1. В парах полных прилагательных в творительном падеже, например: вечерней зарей – вечернею зарею, деревянной ложкой – деревянною ложкой вторые формы устарелые; в поэтической речи эти варианты равноправны.

2. Равноправны варианты кратких форм прилагательных (на -ен и -енен), образуемых от полных форм с неударяемым -енный, например: бездействен – бездейственен; безнравствен – безнравственен; беспочвен – беспочвенен; бесчувствен – бесчувственен; величествен – величественен; воинствен – воинственен; единствен – единственен; естествен – естественен; злокачествен – злокачественен; искусствен – искусственен; медлен – медленен; могуществен – могущественен; мужествен – мужественен; невежествен – невежественен; ответствен – ответственен; подведомствен – подведомственен; посредствен – посредственен; родствен – родственен; свойствен – свойственен; соответствен – соответственен; существен – существенен; таинствен – таинственен; тождествен – тождественен; явствен – явственен.

Формы безбоязнен, безжизнен, безукоризнен, бессмыслен, болезнен, двусмыслен, легкомыслен, многочислен, неприязнен не допускают вариантов.

3. Различаются краткие прилагательные на -енен и краткие причастия на -ен. Ср.:случай вполне определенен (ясен) – срок отъезда уже определен (установлен, намечен);старик весьма почтенен (достоин почтения) – юбиляр почтен нашим вниманием (его почтили вниманием);вид актера принужденен (натянут, неестествен) – брат принужден уехать (делает по принуждению).

4. У одних прилагательных в краткой форме появляется беглый гласный между конечным согласным корня и суффиксом, у других беглый гласный в этих случаях отсутствует. Ср.:

а) кислый – кисел, светлый – светел, теплый – тепел;

б) круглый – кругл, мокрый – мокр, смуглый – смугл, тухлый – тухл.

Форма остр при нормативной остёр является допустимой в значении «имеющий хорошо колющий или режущий конец».

Каждое прилагательное изменяется по числам, в ед. ч. – по родам и в ед. и мн. ч. – по падежам. Парадигму склонения прилагательного составляют в сумме двадцать четыре формы: восемнадцать форм в ед. ч. (шесть падежных форм для каждого рода – муж., жен. и сред.) и шесть форм во мн. ч.Существует два склонения прилагательных, различия между которыми незначительны. Это – 1) адъективное склонение, по которому образует падежные формы подавляющее большинство прилагательных, и 2) смешанное склонение, отличительной особенностью которого является объединение в одной парадигме словоформ с падежными флексиями существительных и прилагательных. Неизменяемые притяжательные прилагательные его, её, их и несклоняемые прилагательные иноязычного происхождения относятся к нулевому склонению

Степени сравнения имён прилагательных имеют почти все качественные прилагательные. Как можно догадаться из названия, качественные имена прилагательные - это прилагательные, указывающие на какое-либо качество существительного: хороший, темный, видный, талантливый. Такие прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень сравнения .

Сравнительная степень сравнения.

Сравнительная степень прилагательного выражает проявление какого-либо качества существительного в большей или меньшей степени, чем у другого существительного: Этот цвет авто лучше предыдущего. Твой рисунок красивее моего. Эта тарелка глубже той. Сравнительная степень прилагательных в русском языке бывает простой и сложной.

Простая степень сравнения прилагательных образуется при помощи следующих суффиксов:

- е : короткий - короче, большой - больше, крутой - круче;

- ее (-ей) : величавый - величавее, теплый - теплее;

- ше : молодой - младше, старый - старше.

При образовании сравнительной степени прилагательные иногда меняют свой корень: маленький - меньше, плохой - хуже, хороший - лучше. Имена прилагательные, имеющие форму простой сравнительной степени, не меняют окончаний и не изменяются.

Сложная степень сравнения прилагательных образуется при помощи частиц более или менее , которые добавляются к форме положительной (начальной) степени сравнения: более сложный спуск, менее доступный вид транспорта. Как и полная форма начальной (положительной) степени прилагательного, сложная степень сравнения склоняется по падежам, родам и числам.

Превосходная степень имён прилагательных.

Превосходная степень прилагательного присваивает существительному наименьшую или наибольшую степень какого-либо качества: Это была самая холодная зима за последние 10 лет. Как и сравнительная, превосходная степень имён прилагательных в русском языке бывает просто и сложной.

Простая превосходная степень прилагательных образуется с помощью прибавления к основе суффиксов -айш-, -ейш- : великий - величайший, сладкий - сладчайший, слабы - слабейший, маленький - наименьший. Исключение составляют слова хороший и плохой - их в превосходной степени заменяют прилагательные лучший и худший .

При образовании сложной формы превосходной степени используются частицы наименее/наиболее и самый: наиболее/наименее доступный, самый доступный. Оба типа превосходной степени сравнения прилагательных меняются по падежам, числам и родам.

Нормы употребления степени сравнения прилагательных.

  1. Грубейшей ошибкой при употреблении степеней сравнения является одновременное использование обеих степеней сравнения с одним существительным: более талантливейший, менее добрейший. Эту ошибку нельзя допускать ни при каких условиях! Единственным исключением являются две формы прилагательных: самый худший и самый лучший .
  2. Не все качественные прилагательные могут образовывать обе формы степеней сравнения , а точнее, суффиксальный способ не доступен при употреблении таких прилагательных: боевой, больной, блестящий, бессмертный, бурный, вечный, верхний, волевой, возможный, выдающийся, глухой, героический, гордый, голый, дальний, давний, деловой, знакомый, жестокий, краткий, косой, кривой, мирный, мёртвый, могучий, нижний, неизвестный, отличный, общий, передовой, последний, положительный, постоянный, правый, похожий, пустой, ранний, развитой, рваный, слепой, робкий, спорный, срочный, хищный, цветной, юный и др. Также некоторые из этих прилагательных не могут образовывать даже сравнительную степень сравнения - например, нельзя быть более голым или менее голым, более бессмертным или менее.
  3. Бывают случаи, когда теоретически образование и употребление превосходной степени возможно, но логически нет. Например, некорректным будет предложение «Айвазовский - талантливейший русский художник ». Количество русских художников невероятно велико, поэтому сказать, что кто-то из них талантливейший будет необъективным и некорректным. Для подчеркивания значимости в таком случае можно пользоваться словосочетанием «один из талантливейших» . Несмотря на это, часто в агитационных целях или для выражения собственного мнения, такие моменты допустимы. Например, можно сказать: «Я считаю, что Чайковский - величайший композитор России всех времен». Таким образом, это будет выражением конкретного субъективного мнения, что не нарушает лексических норм и логических связей речи.

На какие вопросы отвечает прилагательное? Данная информация часто интересует тех людей, которые взялись за написание какого-либо письма, читают статью или выполняют домашнее задание. Чтобы ответить на него, следует лишь вспомнить простые правила русского языка.

Общая информация об именах прилагательных

  • В именительном падеже окончания будут -ой, ый или -ий . Например, стол (какой?) больш(ой), стул (какой?) син(ий).
  • В родительном падеже окончания будут -ого или -его . Например, стол (какого?) больш(ого), стула (какого?) син(его).
  • В дательном падеже окончания будут -ому или -ему . Например, столу (какому?) больш(ому), стулу (какому?) син(ему).
  • В винительном падеже - если одушевленное существительное, то склоняется, как в родительном падеже, если неодушевленное, то как в именительном.
  • В творительном падеже окончания будут -ым или -им . Например, столом (каким?) больш(им), стулом (каким?) син(им).
  • В предложном падеже окончания будут -ом или -ем. Например, о столе (каком?) больш(ом), стуле (каком?) син (ем).

Падежи имен прилагательных среднего рода единственного числа

Средний род единственное число:


Изучив вопросы прилагательного, можно легко определить их падеж. Если вы затрудняетесь, то это делается при помощи существительного, к которому относится данная часть речи. Кстати, нередко люди путают по окончаниям имена прилагательные винительного, именительного и родительного падежа. Чтобы верно просклонять данные части речи, следует также опираться на существительные.

во множественном числе

На какие вопросы отвечает прилагательное К ним относятся следующие: какие?, каковы? и чьи? Рассмотрим падежи более подробно:


Теперь вам известно, на какие вопросы отвечает прилагательное среднего, женского и мужского рода, а также множественного и единственного числа. Чтобы не забывать о них, рекомендуется самостоятельно сделать большую таблицу на листке или картонке. В нее можно вписать все существующие вопросы прилагательного, а также их возможные окончания. Это поможет вам в грамотном и правильном написании любого письма.

Какие бывают степени имен прилагательных?

Следует особо отметить, что имена прилагательные могут быть не только полными и краткими, но и изменяться по степеням. Такая особенность русского языка позволяет сделать нашу речь и письмо более выразительным и эмоциональным.

Итак, существуют следующие степени прилагательных:

  • сравнительная степень;
  • превосходная.

Чтобы понять, чем они отличаются и каковы их особенности, рассмотрим их более подробно.

Сравнительная степень прилагательного

Такая степень обозначает, что какой-либо определенный признак проявляется в предмете в меньшей или, наоборот, большей степени, нежели в другом.

Приведем пример: Маша лучше меня; Антон красивее меня; твоя сумка тяжелее, нежели моя.

Следует также отметить, что сравнительная степень может быть:

1. Простой. Такая степень образуется при помощи суффиксов:

  • · -е- (последняя согласная может чередоваться): сладкий - слаще, короткий - короче;
  • · -ее- или -ей- (например, горячий - горячее, смелый - смелее, красивый - красивее );
  • · -ше- (например, молодой - младше ).

2. Сложной. Такая степень образуется за счет полной формы положительной степени имени прилагательного при помощи частиц менее и более (например, красивый - более или менее красивый ).

Имена прилагательные в данной степени, но только в сложной форме, могут легко изменяться по числам, родам и падежам

Превосходная степень прилагательного

Такая степень обозначает, что какой-либо определенный признак проявляется в предмете в наименьшей или, наоборот, наибольшей степени.

Приведем пример: Он мой лучший товарищ. Она самая красивая девочка во дворе.

Так же как и сравнительная степень, превосходная тоже может быть:

1. Простой. Такая степень образуется при помощи суффиксов -айш- или же -ейш- (например, добрый - добрейший, мягкий - мягчайший, красивый - красивейший ). Следует отметить, что иногда для образования превосходной степени имени прилагательного используется совершенно другой корень (например, плохой - худший; хороший - лучший ).

2. Сложной. Такая степень образуется за счет полной формы положительной степени имени прилагательного при помощи дополнительных слов наименее , самый или наиболее (например, красивый - самый, наименее или наиболее красивый ).

Имена прилагательные в данной степени могут легко изменяться по числам, родам и падежам.

На что следует обратить особое внимание?

При образовании превосходной или сравнительной степени нельзя использовать одновременно сложную и простую форму. Например, неправильно будут звучать следующие выражения: наиболее спокойнейший, более тяжелее или более красивее . Запомнив это правило, вы сможете избежать возможных ошибок при написании любого письма или текста.

Краткие формы и степени сравнения имен прилагательных

146.

Краткие формы имен прилагательных

Краткую форму имеют лишь качественные прилагательные. Краткие прилагательные отличаются от полных определенными морфологическими признаками (не изменяются по падежам, имеют только форму рода и числа) и синтаксической ролью (в предложении они бывают сказуемым). Например:Молчалин прежде был так глуп ! (Гр.). В роли определений краткие прилагательные выступают лишь в отдельных фразеологических оборотах (по белу свету; на босу ногу; средь бела дня и др.) или в произведениях устного народного творчества (добра молодца, красну девицу ).

Краткие прилагательные, утратив способность изменяться по падежам и выступая, как правило, в роли сказуемого, иногда приобретают и новое лексическое значение, отличное от значений полных прилагательных.

Разными по значению могут стать прилагательныевидный ивиден, правый иправ, способный испособен и т.п. Причем такие прилагательные, какгоразд, надобен, рад и некоторые другие, употребляются только в краткой форме:Здравствуй, Балда-мужичок, какой тебе надобен оброк? (П.),А разве пригожий Лель горазд на песни? (А. Остр.).

Прилагательное должен в отдельных фразеологических оборотах употребляется и в полной форме:в должной мере, должным образом и т.д., но имеет другое значение.

В современном русском языке краткие прилагательные образуются от полных. В единственном числе родовыми окончаниями являются: для мужского рода - нулевое окончание (крепкий - крепок, новый - нов, тощий - тощ и т.д.); для женского рода окончание-а (крепка, нова, тоща) ; для среднего рода - окончание-о, -е (крепко, ново, тоще) . Во множественном числе родовые различия отсутствуют: все краткие прилагательные оканчиваются на-ы, -и (крепки, новы, тощи) .

Если основа полного прилагательного имеет на конце два согласных звука, то при образовании кратких прилагательных мужского рода между ними иногда появляется беглый гласный звуко илие (резкий - резок, вечный - вечен и т.п.). Так же образуются краткие формы от полных прилагательных на-ный и -нный (-енный, -анный) . В мужском роде они оканчиваются на-ен или -нен (красный - красен, честный - честен, мутный - мутен, голодный - голоден и современный - современен, благоуханный - благоуханен) .

Если краткая форма прилагательных образована от страдательных причастий на-нный , то она оканчивается на-ен (-ан, -ян) (уверенный - уверен, подержанный - подержан) .

В употреблении данных форм наблюдаются колебания. Например, наряду с формой на-ен употребляются и формы на-енен (естествен и естественен, родствен и родственен) . Формы на-ен более продуктивны для современного русского языка.

В современном русском языкене имеют кратких форм :

1. Качественные прилагательные, которые по происхождению являются относительными, о чем свидетельствуют их словообразовательные связи с существительными:братский, трагический, товарищеский, вражеский, дружеский, кровный, цельный, дельный, кляузный, даровой, боевой, черновой, передовой и др.

2. Прилагательные, входящие в состав терминологических наименований качественного характера:глубокий тыл, скорый поезд, спешная почта и др.

3. Некоторые многозначные прилагательные в отдельных своих значениях. Например:славный в значении «приятный, хороший»:Славная песня, сват! (Г.);круглый в значении «полный»:Вторым несчастьем князя было его круглое одиночество (Ч.);горький в значении «несчастный»:Ничего, Поля, ты вот над своим счастьем смеешься, вдова горькая (Тренев);бедный в значении «несчастный»:Ах, бедная Снегурочка, дикарка, поди ко мне, тебя я приголублю (А. Остр.) и некоторые другие. Эти же прилагательные, выступающие в другом значении, могут иметь и краткую форму. Например,славный в значении «знаменитый, достойный славы»:Богат и славен Кочубей... (П.);круглый в значении «имеющий форму шара»:Кругла , красна лицом она [Ольга]... (П.);горький в значении «резко неприятный по вкусу»:Без меня начинается в доме ералаш: то - не так; другое - не по вас; то кофей горек , то обед опоздал... (А. Остр.);бедный в значении «имеющий недостаток чего-либо»:Низкий голос ее [Горчаковой]был глуховат и беден оттенками (Шол.);бедный в значении «недорогой, убогий»:Свеча уныло и как-то слепо освещает комнату. Обстановка ее бедна и гола... (С.-Щ.).

4. Прилагательные с суффиксом-л- , образованные от глаголов и сохранившие с ними связь:бывалый, исхудалый, отсталый, умелый и др. Краткие формы таких прилагательных совпали бы с формами прошедшего времени глагола:бывал, исхудал, отстал, умел . При утрате связи с глаголами прилагательные получают возможность образовывать краткие формы:дряблый - дрябл, тусклый - тускл и др.

Практическое занятие №3

1. Теоретическая часть:

1) Неопределенная форма глагола

2) Статус элемента - ТЬ

3) Синтаксические функции инфинитива

2. Вид глагола

а). Грамматическая природа категории вида;

б). Вопрос о словоизменительном и несловоизменительном характере категории вида;

в). Видовые корреляции. Перфективация. Имперфективация.

г). Вид и Способы глагольного действия

2. Практическая часть:

1. Выполните упр. 464, 483 (письм.) из сб. упр. под ред. В.А. Белошапковой.

Из упр. 483 № 483 - глаголы впишите в следующую таблицу:

2. Составьте парадигму одного из глаголов: решиться или решаться

Литература:

1. Совр.русск. язык. Под ред. В.А.Белошапковой.

2. Н.А.Шанский и др. Совр. русск. язык. В 3-х ч. Ч.2.

3. РГ. - М.: Наука, 1980.- Т.1.-С. 583-612; 613

4. Грамматика русского языка. - М.: Наука.- 1970.

5. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М.: 1971. – с.10-12.

6. Н.С.Авилова. Суффиксальная видовая пара как предмет грамматического исследования.// Русский язык. Вопросы его истории и совр.состояния. М.: 1978.-с.48-56 (ксерокопия в читальном зале ПГУ) .

7.С.Карцевский Из книги “ Система русского глагола”. Вид.\\ Вопросы глагольного вида. Сб.М.: 1962.-с. 218-230.

8. И.К.Сазонова Русский глагол и его причастные формы. Толково- грамматический словарь. М.: Русский язык.1989.

9. В.В.Виноградов. Руский язык. Грамматическое учение о слове.- М.-, 1947.- с. 422, 428- 429.

10. Русский язык. Учебник для 5 кл. ср.шк.- М.: Просвещение, 1990.- параг. 94.- с. 244- 245.

11. В.В.Бабайцева. Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. Изд.2 - М.: Просвещение, 1993.



12. М.Гиро-Вебер Вид и семантика русского глагола. \\ Вопросы языкознания.- 1990.- № 2.- с. 102-112.

13. Е.В.Падучева Семантика вида и точка отчёта \\ Известия АН. Серия “ Литература и язык”. 1986.-№ 5

14. А.В.Бондарко, Л.Л.Буланин Русский глагол.- Л.-1967.- с. 11-29, 30-75.

15. И.Г.Милославский Морфологические категории совр.русского языка. М.: Просвещение. 1981.с.158-180.

Задание №4

Тема: Переходность - непереходность. Возвратность.

1. Теоретическая часть.

I. 1. Определите, как квалифицируется переходность-непереходность в РГ-80, вузовских и школьных учебниках.

2. Раскройте морфологические, синтаксические, лексико-синтаксические признаки переходности-непереходности.

3. Определите место переходности-непереходности, косвенной переходности

II. 1. Сопоставьте имеющиеся в вузовской учебной литературе классификации лексико-грамматических разрядов возвратных глаголов.

2. Определите возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов, и возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов.

III. 1. Приведите известные вам определения категории залога.

2. Определите морфологические, синтаксические, лексико-семантические признаки, лежащие в основе классификации залогов.

IV. 1. Охарактеризуйте материал по данной теме, имеющийся в школьных учебниках.

2. Практическая часть.

1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями по категории залога, изложенными в РГ-80.-параг. 1455-1472.-с. 615-619. Письменно ответьте на вопрос, имеют ли залог по 2-х, 3-х залоговой системе глаголы в безличной, неопределённо-личной, обобщённо-личной конструкциях? Аргументируйте свой ответ.

2. Выполните упр. 471(А,Б)- 1 часть из сб.В.А.Белошапковой. Определяя залог по 2-х и 3-х залоговой системе, укажите, разновидности возвратно-среднего залога.

Как меняется степень страдательности в трёхчленной, двухчленной, одночленной страдательной конструкциях?


Задание №2

Тема: Словоизменение глагола.

1. Теоретическая часть.

Изучите следующие вопросы:

I. Спряжение:

1. Определите понятия: “спряжение в широком и узком смысле”, «Форма глагола», “Парадигма глагола”.

2. Выделите группы глаголов с точки зрения особенностей их спряжения (в узком понимании);

3. Охарактеризуйте глаголы 1 и 2 спряжения. Отметьте особенности спряжения глаголов ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ПОЧТИТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ.

2. Основы глагола:

1. Дайте понятие “основы глагола”;

2. Отметьте, какие глагольные формы образуются от основы наст. времени и какие - от основы инфинитива. Особо выделите группы глаголов, образованных от основы прошедшего времени.

3. Классы глаголов:

1. Определите признаки, на основе которых выделяются глагольные классы;

2. Дайте понятие “продуктивных”и “непродуктивных” классов.

2.Практическая часть.

1. Составьте алгоритм определения спряжения по школьному учебнику для 5 кл.(каб.205)

2. Выполните упр. 466 (письм.), 467 (уст.), 468 (письм.) из сб.упр. В.А. Белошапковой.

3. Образуйте все возможные словоформы от следующих глаголов: БЕСЕДОВАТЬ, ПОБЕСЕДОВАТЬ, РАЗМЕЩАТЬ, РАЗМЕСТИТЬ

Образец: сообщать (перех., несов.)

Сообщать сообщаiют

(основа н.ф.) (основа н.ф.)

  1. сообщая 1. сообщаiут
  2. сообщал бы 2. сообщай
  3. сообща – вший 3. сообщаiущий

Сообщаiемый

Сообщаi-я

Сообщить (перех., сов.)

Сообщить сообщат

(основа н.ф.) (основа буд. вр.)

  1. сообщи – л 1. сообщ-ат
  2. сообщи-л бы 2. сообщи
  3. сообщи-вший

Сообщё-нного

  1. сообщи-в

Задание № 6

Безличные глаголы.

I. Теоретическая часть:

Подготовьте ответы на вопросы по теме:

  1. Сопоставьте определения категории наклонения, представленные в академической грамматике и вузовских учебниках.
  2. Охарактеризуйте систему грамматических форм и наклонений и определите, на чем основано противопоставление изъявительного наклонения повелительному и сослагательному; повелительного наклонения – изъявительному и сослагательному.
  3. Опишите парадигму изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения и их значения.
  4. Раскройте условия прямого и переносного употребления форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.
  5. Расскажите об употреблении инфинитива в значении форм других наклонений.
  1. Определите содержание понятий “абсолютное время” и “ относительное время”.
  2. Перечислите грамматические формы, выражающие значение “абсолютного времени” и “относительного времени”.

3. Охарактеризуйте прямое и переносное употребление форм времени.

4. Выявите взаимосвязь категории времени и вида, времени и наклонения.

1. Объясните, почему противопоставляются формы 1-го и 2-го лица формам 3-го лица.

2. Охарактеризуйте прямое и переносное употребление грамматических форм лица.

3. Расскажите о глаголах с неполной парадигмой грамматических форм лица, определите причины «недостаточности» форм лица.

4. Охарактеризуйте безличные глаголы, обратив внимание на степень безличности, производность глаголов, выражение ими морфологических категорий глагола, отнесенность к лексико-семантических типам.

Литература:

1. Н.М.Шанский. Совр.русский язык. В 3-х ч.-Ч.1.-М.: Высшая школа.

2. Совр.русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой.

3. РГ-80.-М.:Наука, Т.1.-с. 618-626; 626-636; 636-640.

4. В.В.Виноградов. Русский язык: Грамматическое учение о слове.-М.:1947.-с.581,584,587-606,543-581,452-468.

Дополнительная литература:

1. А.В.Бондарко Вид и время русского глагола.-М.,1977.-с.64-176.

2. А.В.Бондарко,Л.Л.Буланин. Русский глагол.-Л.,1967.-с.120-134,135,148.

3. Функциональный анализ грамматических категорий. Межвуз. сб. науч. тр.-Л.-с.123-137,103-117.

4. А.Ф.Дружинина. О недостаточных глаголах в совр.рус.языке.\\ РЯШ.-1963.-№ 4.-с.78.

5. Л.К.Граудина, В.А.Ицкович Грамматическая правильность русской речи.М.,1976.-с.202-218.

Задание №

Контрольная работа по теме “ Глагол”.

1. Повторите теоретический материал по теме, пересмотрите д\з, практические занятия по глаголу.

2. Сделайте полный морфологический разбор глаголов в тексте к упр. 510 из сб. упр. В.А. Белошапковой по схеме:

  1. Словоформа в тексте;
  2. Часть речи; категориальное значение глагола;
  3. Начальная форма; вопрос к начальной форме глагола; вопрос к словоформе в тексте;
  4. Форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая);
  1. Пост.: Вид глагола (сов. – несов.); значение вида (предельный – непредельный); видовая пара глагола; способ образования видовой пары; способ глагольного действия;
  2. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/ непереходности;
  3. Возвратность/невозвратность; показатель возвратности (постфиксация и значение постфикс.);
  4. Залог глагола; показатель залога; значение залога;
  5. Основы глагола (основа инфинитива, прошедшего времени, основа настоящего - будущего времени);
  6. Класс глагола; показатели класса глагола;
  7. Тип спряжения глагола; показатель наклонения, значение наклонения;

Непост.: 1. Наклонение глагола; показатель наклонения, значение наклонения;

    1. Время глагола; показатель; значение времени;
    2. Лицо глагола; показатель лица, значение лица;
    3. Число глагола; показатели числа; значение числа;
    4. Род глагола; показатель рода; значение рода;

III. Парадигма спряжения глагола;

IV. Функция в предложении

3. Принесите тетради для контрольных работ.

4. Подготовьтесь к диктанту.

Задание №

Тема: Причастие. Деепричастие.

I. Теоретическая часть.

1. Своеобразие причастий с т.зр. их лексико-грамматического значения морфологических, признаков и синтаксических свойств. Статус причастий в отечественном языкознании.

2. Классификация причастий. Отличие в значении действительных и страдательных причастий.

4. Адъективация причастий.

5. Статус деепричастия. Значение, морфологические признаки и синтаксические свойства деепричастий.

Литература:

  1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Совр.русск. язык.- Ч.2.

2. Белошапкова В.А. Совр.русск. язык.

3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии.-М.:1986.

4. Супрун А.Е. Части речи в русском языке.-М..1971.

Практическая часть:

  1. Выполните упр. 511 (1), 519 (1) из сб. упр. В.А.Белошапковой (письм.), 517 (устно)

Делая упр. 519 (1) внимательно прочитайте часть Б, используйте словари.

  1. Подготовьтесь к проверочной работе по морфологич. разбору прич. и деепричастий.

Для тренировки используйте упр. 523, 527 из сб. упр. Белошапковой.

План разбора причастия:

I. 1. Словоформа в тексте.

3.Начальная форма. Вопрос к начальной форме. Вопрос к словоформе в тесте.

4. Глагол, от которого образовано причастие. Основа, от которой образовано причастие. Суффикс причастия.

II. 1. Признаки глагола.

Вид, показатель вида.

Возвратность/невозвратность, функция и значение постфикса.

Переходность/непереходность, показатель.

Залог (по двум концепциям), класс, спряжение.

2. Признаки причастия.

Залог, показатель залога.

Время: абсолютное (морфологическое) – относительное.

Показатель времени.

Полная (краткая форма, показатель формы), род, число, падеж (показатель).

III. Парадигма склонения

IV.Функция в тексте

План разбора деепричастия в тексте:

I.1. Словоформа в тексте.

3.Глагол, от которого образовано деепричастие. Основа глагола, от которого образовано деепричастие. Суффикс деепричастия, постфикс – ся, если имеется.

II.Признаки глагола: вид, показатель вида.

Переходность/непереходность, показатель переходности/непереходности.

Возвратность, показатель возвратности.

Залог (по двум концепциям), класс, спряжение.

Время. Значение времени.

2.Признаки наречия.

III. Парадигма.

IV. Функция в тексте.

Задание №

(Практическое занятие)

Тема: Наречие.

1.Теоретическая часть:

1.Наречие как часть речи и его место в системе частей речи. Взаимодействие наречия с другими частями речи.

2. Классификация наречий.

3. Образование наречий.

II. Практическая часть:

1. Подготовьтесь к проверочной работе на правописание наречий по пособию Кайдаловой, Калининой “Совр. русская орфография”.

2. Выполните упр.528, 532, 536 из сб. упр. В.А.Белошапковой

3. Выполните полный морфологический разбор 1 наречия по схемам из упр. 528 (№11-13).

План анализа наречий:

1.1. Словоформа в тексте.

3. Начальная форма.

2.1. Разряд и подразряд по значению.

2. Образование в синхронном и диахронном плане.

3. Степень сравнения. Показатель степени сравнения. Значение.

4. Форма субъективной оценки. Показатель.

3.1. Парадигма степеней сравнения.

4. . Функция в предложении.

План анализа слов категории состояния (к/с)

1.1.Словоформа в тексте.

II. Нач. форма слова категории состояния (форма наст. вр., изъяв. накл., полож. степ.).

2.1. Разряд по значению.

2. Наклонение, показатель, значение.

3. Время, показатель, значение

4.Степень сравнения, показатель, значение.

3. Парадигма.

4.Функция в предложении..

Задание № 10

(Лабораторное занятие)

I. Теоретическая часть: Изучите следующие вопросы:

1. Общая характеристика категории состояния: а) значение, б)морфологические признаки, в) синтаксическая роль.

3. Компаратив как особое грамматическое явление:

а) образование форм сравнительной степени.

б). особенности значения компаратива разных частей речи.

в). особенности синтаксического употребления компаратива.

Литература:

1. Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов.Совр. русск. язык: Ч.1.-М.:1987, с.223-230.

2. Русская грамматика.-Наука, 1980.-Т.1.-с.562-565, 703,705.

3. Грамматика совр. русского литературного языка.-М.:Наука.-1970.-с.336-337,623.

4. Л.В.Щерба. О частях речи в русском языке. // Избранные работы по русскому языку.-М.,1957.-с.63-84.

5. О.К.Кочинева. Степени сравнения прилагательных, наречий, слов категории состояния. // РЯШ.-1979.-№1.

6. В.П.Сергеев. Методика разграничения форм сравнительной степени прилагат., наречий, слов категории состояния. // РЯШ.- 1963.-№2.

7. О.К.Кочинева. Омонимия наречий со словами др. частей речи.// РЯШ.-1967.-№6.

8. Л.Л.Буланин. Трудные вопросы морфологии.-М.: Просвещение, 1976.-с.174-181.

Практическая часть:

1. Сделайте конспект одной работы на выбор (п.4-8).

2. Выполните упр. 538, 539, 541 из сб. упр. В.А.Белошапковой.

Задание №

(Практическое занятие)

Тема: Модальные слова. Переходные явления в области морфологии.

I. Теоретическая часть:

1. Модальность и средства её выражения в русском языке.

2. Модальные слова как часть речи.

3. Семантические разряды модальных слов.

4.Вопрос о модальных словах в русской лингвистике.

5. Переходные явления в области морфологии.

Литература:

1. Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов. Совр. русск. язык. В 3-х ч. Ч.1-1986.-с.230-233.

2. Л.Л.Буланин. Трудные вопросы морфологии. М.:Просвещение,1976.-с.188-189.

II. Практическая часть:

Выполнить упр. 331, 332, 334 из сб. упр.С.Г.Ильенко - М.,1986.

План разбора:

I. 1. Слово в тексте.

II.1. Разряд модальных слов по значению.

2. Морфологические свойства модальных слов.

3. Соотнесённость модальных слов со знаменательными частями речи (краткими прилагательными, наречиями, словами категории состояния, глаголами).

III. Функция в тексте.

Задание №

(Практическое занятие)

Контрольная работа № 2.

Морфологический разбор причастий, деепричастий,

1. Повторите теоретический материал по теме, подготовьтесь к морфологическому разбору. Для тренировки используйте упр. 709 из сб. упр. М.С.Буниной. Выполните морфологический разбор указанных частей речи.

2. Подготовьтесь к контрольному диктанту.

Морфологический разбор категории состояния.

I. 1) Словоформа в тексте.

3) Начальная форма слова категории состояния (форма наст. вр., изъявит. накл., положит. степ.).

II. Пост.1) Разряд по значению.

2) Соотнесённость с другими частями речи.

3) Наклонение; показатель наклонения.

Непост.4) Время; показатель; значение.

5) Степень сравнения; показатель; значение.

III. Функция в предложении.

Задание №12

(Практическое занятие)

Тема: Служебные части речи.

I. Теоретическая часть.

1. Частицы по происхождению, структуре, значению и употреблению.

2. Предлоги по образованию, структуре, значению и употреблению

3. Союзы по образованию, структуре, значению и употреблению.

Литература:

1. Совр. русск. язык.В 3-х ч.-Ч.1.-с. 252-257, 242-248,248-252.

2. Школьный учебник для 5-6 кл. с. 332-339,342,305-312, 315-319,321-325.

II. Практическая часть:

Выполните упр. из сб. под ред. С.Г.Ильенко.-М.:1986:

№ 320: определите частицы 1) по происхождению, 2) по структуре, 3) по значению, 4).употреблению.

№ 311: определите все встретившиеся в тексте предлоги по 1). образованию 2). структуре 3).значению 4).употреблению

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

№ 314: определить союзы по 1) образованию 2) структуре 3) значению

4) употреблению

Занятие №

(семинар)

Основные понятия морфологии.

Лексико-грамматические разряды имен существительных.

  1. Теоретическая часть.

Ответьте на вопросы:

1. Что является предметом морфологии?

2. Каково состояние – морфологии и синтаксиса;

морфологии и словообразования;

морфологии и лексики?

3. Насколько правомерно выделение в лингвистике формообразования, наряду со словообразованием и словоизменением?

4. В каком отношении находятся понятия язык и речь, слово и словоформа? Виды словоформ.

5. Что понимается под парадигмой слова? Типы парадигм.

6. Дайте понятие грамматического значения, грамматической категории.

7. В чем состоит отличие ЛГР и частей речи?

8. В чем специфика конкретных и неконкретных имен существительных?

  1. Практическая часть.

1. Выполните упр. 311 (5-10 примеров на выбор из сб. упр. В.А.Белошапковой) и №170 (1ч.) из сб. упр. Ермаковой.

2. Подготовьте письменный ответ на вопрос (на выбор):

1в. Согласны ли Вы с точкой зрения, что иена собственные надо рассматривать как самостоятельный класс слов? В чем их специфика?

2в. Насколько правомерно мнение И.Т.Милославского о том, что одушевленность-неодушевленность – морфологическая категория? Дайте определение морфологической категории.

Лабораторная работа №4.

1. Теоретическая часть.

Подготовьте ответы на следующие вопросы с учетом рекомендуемой литературы.

1. Сопоставьте содержание раздела о категории вида в «РГ» и других вузовских учебных пособиях, а также в школьных учебниках. Раскройте определение Категории вида.

2. Охарактеризуйте понятие «видовая пара» глагола.

3. Расскажите обо всех способах и средствах видового образования.

4. Дайте понятие об одновидовых глаголах несовершенного и совершенного вида, о двувидовых глаголах.

5. Дайте понятие о видовой соотносительности-несоотносительности.

6. Определите соотношение грамматической категории вида и лексико-грамматических способах глагольного действия. Дайте полную характеристику глаголов действия.

7. Выясните соотношение грамматической категории вида с другими грамматическими категориями глагола.

Литература:

1. . Н.А.Шанский и др. Совр. русск. язык. В 3-х ч. Ч.2, - с 162-177.

2. РГ. - М.: Наука, 1980.- Т.1.-С. 583-612; 604-613.

3. Грамматика русского языка. - М.: Наука.- 1952 т.1 с.426-465.

4.В.В.Виноградов. Русский язык. Грамматическое учение о слове.- М.-, 1947.- с. 477, 498- 512.

5. А.В.Бондарко Вид и время русского глагола. М., Наука 1971,с.10-42

6. А.В.Бондарко, Л.Л.Буланин Русский глагол.- Л.-1967.- с. 11-29, 30-75.

7. С.Карцевский Из книги “ Система русского глагола”. Вид.\\ Вопросы глагольного вида. Сб.М.: 1962.

8. И.Г.Милославский Морфологические категории совр.русского языка. М.: Просвещение. 1981.с.158-180.

9. Русский язык. Учебник для 5 кл.- параг. 99,100.- с. 257- 260.

10. В.В.Бабайцева. Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. Изд.2 - М.: Просвещение, 1993. с. 97-98.

2. Практическая часть:.

1. Подготовьте реферат одной из теоретических работ на выбор (см. список литературы п. 5,6,7 – задание зачетное).

2. Выполните упр. 252, 254 из сб. упр. Под ред С.Ильенко.

Занятие № 14

(Лабораторное)

Местоимение.

1. Подготовьте вопросы:

а) Союзы и союзные слова (относит.мест.)

б). Семантические особенности:

Притяжательных

Неопределенных

Определительных местоимений

Литература:

1.) Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык – 2 ч.

2.) Розенталь Д.Э. Практическая стилистка.

2. а) Выполнение упр. 241, 239, 247 из сб. Ильенко

б). Выполните морфологический разбор местоимений в пр-ях:

Выступил мой Савельич (Пушкин А.С.)

Попадья ввела меня в её комнату (Пушкин А.С.)

Он с жаром поручил ей ту, которую почитал уже своею женой.

Я пошел на свободное место.

Задание №13

(практическое занятие)

Местоимение

  1. Теоретическая часть : Изучите следующие вопросы:

2. Место местоимений среди других частей речи. Объем класса местоимений.

3. Семантическая классификация местоимений.

4. Формально-грамматическая классификация местоимений.

5. Склонение местоимений.

Литература:

1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык в 3-х ч. Ч.2,-М.

2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии.М.:1976.-параграф 21.

3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс.1974.-с.285-291, 292-300.

4. Степанов Ю.М. В трехмерном пространстве языка./Семистика, лингвистка, философия/.М,1985 (глава о местоимениях).

5. Сидоренко Е.Н. Очерки по теории местоимений современного русского языка. Одесса, 1990.

  1. Практическая часть:

1. Используя материал школьного учебника для 6 класса, заполните таблицу «Разряды местоимений»:

2. Законспектируйте статью Алехиной М.И. О классификации местоимений. //РЯШ. – 1982.- №1. – с.63-68.

3. Выполните упр. 523 из сб. упр. Буниной М.С.

Занятие № 4

(практическое)

1. Теоретическая часть:

Изучите следующие вопросы:

1. Общее понятие падежа.

2. Падежные оппозиции.

3. Способы определения падежа.

Литература:

1) Шанский В.А., Тихонов А.Н. Современный русский язык в 3-х ч. - Ч.П.-М.: Просвещение,1982.

2) Кучеренко И.К. К вопросу о категории падежа // РЯШ. - 1957. - № 5 - С. 41

библиотека ПГУ).

2. Практическая часть:

1) На основе статьи Ивановой В.А. Способы определения падежа // Русский язык в школе. – 1971. - № 1(читальный зал ПГУ) составить таблицу “Способы (приёмы) определения падежей”.

2) Выполните упражнение № 397(сб. упр. В.А.Белошапковой):

Определите падеж и падежное значение имени существительного;

Укажите способ определения падежа.

Выполните упр. 396 (укажите функциональные возможности падежей: присловная, прифразная позиция, позиции главного члена и др.

Занятие № 2

Падежные значения

1. Теоретическая часть :

1) Повторите способы определения падежей (ПЗ № 4).

2) Изучите вопрос о падежных значениях.

Литература:

1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык в 3-х ч.- Ч.П. - М.: Просвещение, 1987.

2. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. - Ч. П. - М.: Просвещение, 1980. - Т. 30-35.

2. Практическая часть :

1. Подготовьте для практической работы таблицу «Падежные значения», используя таблицы И.П.Чиркиной или учебники.

2. Приведите не менее 4-х примеров, в которых имя существительное выступало бы

а) в присловной позиции,

б) в позиции главного члена,

в) в прифразной позиции,

г) в позиции вне связи с другими словами.

  1. Выполните упражнение 368 (сб. упр. В.А.Белошапковой).
  2. Составьте по одному словосочетанию на основе дистрибутивных формул.

5. Определите падежи:

У борта стояла группа русских и грузин.

Вдоль дороги тянулась молодая поросль орешника и липы.

Почему вы не подняли шторы?

Вчера приехала сестра Валерия.

На взморье летят самолеты.

Казалось, конца этой повести не будет.

Супругу совсем не видно за вами.

Ждет деревня олимпийцев.

1. Теоретическая часть:

2. Вопрос о семантике форм числа, их связь с лексико-грамматическими разрядами существительных.

3. Способы и средства выражения грамматических значений числа имён существительных.

4. Классификация имён существительных по числу.

Литература:

  1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык: В 3-х ч. - Ч.2. - С.105-106.
  2. Арбатский Д.И. Форма множественного числа со значением длительности и протяжённости // РЯШ. - 1970. - № 6.
  3. Арбатский Д.И. Множественное число гиперболическое //РЯШ. - 1972. - №5.
  4. Зализняк А.А., Падучева Е.В. О Контекстуальной синонимии единственного и множественного числа существительных в русском языке // Информационные вопросы семиотики, лингвистики и автоматического перевода. - Вып.4. - М.,1974.
  5. Никитевич В.М. Лексико-грамматические особенности категории числа имён существительных в русском языке // Русский язык в национальной школе. - 1961. –
  1. Нарушенное число - стилистическое явление // Вопросы семантики. – Межвузовский сборник. - Вып.2. - Л.,1976.
  2. Новиков Л.А. Лексикализация форм числа существительных в русском языке // Филологические науки. НДВШ. - 1963. - № 1.
  3. 9. Новиков Л.А. Природа числа существительного и его стилистические функции // РЯШ. - 1959. - № 5.
  4. Яцкевич Л.Г. О семантической и функциональной неоднородности форм числа существительных в речи // Грамматическая семантика языковых единиц. - Вологда, 1981. - С.78-89.

2. Практическая часть:

1) Выполните упр. 479 (письменно) из сб. упр. Буниной М.С.:

а) Распределите имена существительные по группам, заполнив таблицу (используйте развёрнутый лист):

б) У существительных Pluralia tantum и Singulama tantum определите лексико-грамматические разряды;

в) среди существительных, имеющих формы ед.и мн.числа, выделите такие, которые могут иметь по 2 формы в Им.п. мн.ч; выясните с помощью словаря семантические и стилистические отличия этих форм.

3) Объясните значение категории числа у слов:

Дети, детвора, детство;

Учитель, учителя, учительство;

Дрожжи, молоко

Задание №2

  1. Теоретическая часть. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Проблема характера категории рода.

А) Какую точку зрения Вы считаете наиболее приемлемой:

В.В.Виноградов: род – изначально семантическая категория?

Б) Основные оппозиции существительных по признаку пола

в) Род и «одушевленность-неодушевленность»?

2. Род и вопрос о количестве родов в русском языке.

А) статус существительных общего рода;

б) статус слов типа ВРАЧ, ГЕОЛОГ, СУДЬЯ, КОЛЛЕГА

ЛИСА, ЗМЕЯ, ШЛЯПА (в переносном значении);

в) статус существительных множ. числа в соотношении к категории рода.

3. Распределение существительных по родам. Средства выражения категории рода в русском языке.

4. Род и типы склонения имен существительных. Вопрос о количестве склонений в русском языке.

5. Род несклоняемых существительных

  1. Практическая часть. 1. Выполните упр.474, 475 из сб. упр. Буниной.

К упр. 474: Распределите слова по родам в отд. Колонки. Определите формальные показатели рода у данных сущ., перечислите средства определения рода для каждой группы слов. В какой позиции находятся выделенные существительные: синтагматически сильной или слабой?

К упр. 475: Чем отличаются в отношении к общему роду слова типа ПЛАКСА, ВРАЧ?

2. Почему в определении рода слов ТЮЛЬ, ТОЛЬ, МОЗОЛЬ, ШАМПУНЬ ошибаются, а в словах ДОМ, СТОЛ, КНИГА – нет?

3. (Задание зачетное) Напишите конспект одной статьи на выбор:

а) Т.В.Шанская. Слова общего рода в русском языке.//РЯШ, 1959, №5.

Б) В.И.Максимов. Об одном типе существительных общего рода.//РЯШ,1971, №5.

В) М.У.Картоев. Почему «кофе» мужского рода? //РЯШ, 1991, №4

Занятие № 3

(Лабораторное)

  1. Теоретическая часть

а) Несклоняемые существительные

б) Вопрос о роде у существительных Р.t.

  1. Практическая часть

а) Сделать конспект работы А.А. Зализняка. Русское именное словоизменение. – М.: Наука, 1971. – с. 61-71.

б) Выполнить упражнения № 378 (у); 379; 370 (п.) из сб. упр. В.А. Белошапковой.

Задание № 4

(Практическое занятие)

  1. Теоретическая часть :

2. Системные связи падежей.

3. Вопрос о количестве падежей (п.1-параг. 31; п.2-параг.66).

4. Подтвердите примерами высказывание А.А.Зализняка о том, что «внимательный анализ фактов позволит обнаружить и другие … явления…, могущие привести к формированию новых падежей»

(п.3-параг.4-5.-с.73-79; п.1-параг.31.-с.429-430)

5. Способы и средства выражения падежных значений (п.4; п.2-параг.68.-с.111-112).

6. Вопрос о склонении имен существительных (п.1-с.433-443; п.2-параг.69-74.-с.113-120).

  1. Теоретическая часть.

1. Подробно законспектируйте статью В.А.Ивановой «Способы определения падежа» //РЯШ.-1971.-№1.

2. Выполните упр.396 и 397 из сб. упр. под ред. В.А.Белошапковой

Упр. 396: укажите свободные и конструктивно обусловленные словоформы;

Упр.397: выполняя упражнение, учтите все способы определения падежей (см. ст. Ивановой В.А.).

Литература:

1. Совр. рус. язык. Под ред. В.А.Белошапковой.-М.: Высшая школа, 1989.-параг.27-39.-с.422-443.

  1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Совр. рус. язык. В 3-х ч. Ч.2.-М.: Просвещение.-параг.65.-с.108-120.
  2. Милославский И.Г. Морфологические категории совр. рус.языка.М.:1981.-гл.3.-параг.1-10.-с.-с.69-90.
  3. В.А.Иванова. Способы определения падежа.// РЯШ.-1971.-№1.
  4. Русская грамматика.Т.1.-М.:1980.-с.465-483.

Дополнительная литература:

1 .И.К.Кучеренко. К вопросу о категории падежа.//РЯШ.-1957.-№5,с.41.

2. З.Д.Попова. К теории падежного значения. //ВЯ.-1970, 34, с.92

3. Г.А.Золотова. К вопросу о типах падежных значений.//Русск. яз. в нац. школе.- 1970.-№4.

3. Курилович Е. Проблема классификации падежей.//Очерки по лингвистике.М.,- 1962.

Задание №5

Тема: Значения падежей. Типы склонения.

1. Теоретическая часть.

а). Способы определения падежа.

б). Вопрос о падежных значениях.

в). Склонение имен существительных.

2. Практическая часть.

а). Доработайте таблицу «Значения падежей» (см. лекцию), используя или учебнки, или таблицы И.П.Чиркиной «Совр. русский язык в таблицах и схемах».- Ч2., М.: Просвещение, 1980.- таблицы 30-35.

б). Выполните упр.187 из сб. упр. О.П.Ермаковой. – М.: Просвещение, 1985. Для тренировки в определении падежных значений можно использовать упр. 188 (1-10).

в). Составьте словосочетания на основе дистрибутивных формул.