» » Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР картотека по логопедии (старшая группа) на тему. Дидактические игры в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками Дидактические игры в логопедической работе с детьми

Картотека дидактических игр по развитию речи у старших дошкольников с ОНР картотека по логопедии (старшая группа) на тему. Дидактические игры в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками Дидактические игры в логопедической работе с детьми

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 - 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель : автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

Описание игр:

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] - [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик - это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук - [Ш], а для Снеговика - картинки со звуком - [С].

2. «Угости Зою конфетами»

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове - конфета достанется Зое, если нет - то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) - зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим, из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук [З]. Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок, и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая звук [Ш].

5. «Звуковая полянка»

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры: Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот звук.

6. «Ежику снятся сны»

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки-сны с картинками, в словах которых мы слышим звук [Л].

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки - три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например, перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой можно поиграть в игры «Один - много», «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс овладения речью будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. В данной работе приводятся примерные игры, используемые в логопедической работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры в логопедической работе с дошкольниками.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Учитель-логопед Страхова Г. П.
ГБОУ д/с №1934 ЗАО г. Москва

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Если не исправить своевременно многие речевые аномалии, они могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе и повлиять на развитие личности в целом.

Коррекцию нарушений речи можно считать особо важной проблемой как общей, так и специальной педагогики. С психологической точки зрения это формирование нового отношения к речи. Предметом познания становиться сама речь, ее звуковая сторона.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно неправильно произносят отдельные звуки. Нередко недостающие звуки у маленьких детей, например, можно получить путем упражнений в целостной, связной речи, при подчеркнутом произнесении дефектного звука воспитателем или родителями, без специальных упражнений.

Уже с самого раннего возраста в развитии речи выступает на первый план активное подражание речи взрослых, что является могучим фактором развития речи. Прежде всего, необходима правильная, отчетливая, плавная речь окружающих. Хотя у ребенка на первых порах вследствие общей мышечной слабости, а следовательно, и слабости органов речи, помимо неразвитости координационных аппаратов психики, звукопроизношение неотчетливое (лепечущее), все же ни в коем случае нельзя окружающим говорить с ним таким же лепетным языком. Постоянная правильная речь окружающих в конце концов вызовет такую же правильную речь у ребенка – у одного раньше, у другого позже.

Расстройства речи чрезвычайно разнообразны, и вместе с тем каждое из них представляет собой проблему физического состояния организма, психического развития и зрелости личности, характера и темперамента, социальных взаимоотношений, т.е. связанность со всем организмом. Выяснение характера речевых расстройств и их причин составляет первую ступень логопедической работы. В какой степени динамичны речевые расстройства, в такой же степени динамичны должны быть и логопедические методы.

Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов: от анатомического строения артикуляционного аппарата, от умения ребенка ощущать движения органов артикуляции, от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям, у таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют и искажают звуки.

В раннем периоде развития речи нельзя заставлять чрезмерно повторять одно и тоже: утомляется нервная система, исчезают внимание и интерес, и ребенок временно перестает отвечать; иногда частые требования говорить приводят его к полному отказу от речи на продолжительное время - к речевому негативизму. Поэтому звукопроизношение ребенка всегда должно быть связанно с определенным доступным и интересным содержанием, лучше всего в игровой форме.

Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Игра может проводится как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых . Ребёнок, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс овладения речью будет протекать активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

В данной работе приводятся примерные игры, используемые в логопедической работе с детьми.

Подготовительные игры и упражнения.

  1. Гимнастика общих движений тела.

«Движение – это жизнь».

Активные движения не только укрепляют двигательный аппарат: оно способствует нервно-психическому развитию ребенка. Игры помогают воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость.

При подборе игр необходимо учитывать возраст детей, их физическое состояние. Содержание игр, условия и правила, а также все движения должны соответствовать возрасту.

На логопедических занятиях проводятся физминутки, гимнастика общих движений тела. Особенно полезны подвижные игры, по возможности, с речью. Под ритмическую команду голосом, музыкой производится гимнастика всего тела и его конечностей.

ФИЗМИНУТКИ

1. Все захлопали в ладошки, дружно, веселее.

Ножки, ножки застучали, громче и быстрее.

По коленочкам ударим, тише, тише, тише.

Ручки вверх мы поднимаем, выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки, снова опустились,

Покружились, покружились и остановились.

2. Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться, друг за друга не держаться.

3. Сначала буду маленький, к коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большой, до лампы дотянусь.

Дети выполняют движения вместе с логопедом.

2. Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Исследованиями М.М. Кольцовой установлено, что становление речи тесно связанно с развитием мелкой моторики пальцев руки. Развитию мелкой моторики способствуют индивидуально проводимые игры и упражнения по нанизыванию колец пирамидки, выкладыванию мозаики, палочек. При этом важно учить детей правильно захватывать предметы тремя пальцами (большим, указательным и средним).

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Пальцы руки – второй орган речи. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроиизношение.

ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ

1. Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмем,

Снова в кулачки сожмем.

Разгибаем, загибаем,

Снова в кулачки сжимаем.

2. Этот пальчик мой танцует.

Этот вот кружок рисует

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,

Тот улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни ребенка. Этим намечается путь искусственного воспитания нормальных движений звукопроизносительного аппарата в случае расстройств.

На логопедическом обследовании у многих детей обнаруживаются нарушения в строении и подвижности органов артикуляционного аппарата. Нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата - если дело в укороченной или короткой подъязычной уздечке - исправит хирург-стоматолог, а затем с помощью специальных упражнений логопед поможет « растянуть» её. При дефектах развития челюстей образуется неправильный прикус, при этих аномалиях детей следует направлять к врачу-ортодонту.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит чёткость произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика не только улучшает двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекает в работу компенсирующие мозговые системы. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Подготовка артикуляционного аппарата предполагает проведение дыхательных упражнений. Детей следует учить длительному выдоху, контролируя его силу и длительность. Для этого их просят поддувать подвешенные полоски папиросной бумаги, ватные шарики, мелкие плавающие игрушки в тазу с водой и т.д.

Например; машина долго гудит: би-и-и; резко: би-би; девочка тихо укачивает куклу: а-а-а и т. д.

Гимнастика органов речи сначала проводится по подражанию совместно с логопедом, «сопряженно») и как повторение за ним («отраженно») перед зеркалом.

По овладению движением оно проводится по словесному заданию логопеда, сначала перед зеркалом, а потом без зеркала.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на подготовительные упражнения и основные - те, которые нужны для постановки определенного звука.

Подготовительные артикуляционные упражнения бывают статистические и динамические.

1. Статистические: «ЛОПАТОЧКА». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.

«ТРУБОЧКА». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в замедленном темпе 10-15 раз.

  1. Динамические: « Качели ». Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-12 раз.

«ЧАСИКИ». Высунуть узкий язык, двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе. Повторить 10-15 раз.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.

1.Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей начинается с постановки точного, тонко дифференцированного произношения звукосочетаний, одновременно у них развивают фонематическое восприятие. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения, невозможно их правильное произношение. При нарушении фонематического слуха прежде всего следует начинать работу по его развитию.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. В начале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове (игра «Определи первый звук»), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочки слов»). Далее дети определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Затем дети упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации более сложных звуков (игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин»).

При формировании фонематического слуха следует развивать у ребенка представления о звуковом составе слова, умение различать в речевом потоке отдельные слова, слышать звуки в слове и выделять их, составлять слоги, слова и предложения. Развитие фонематического восприятия производится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях.

А) Начинается работа на материале неречевых звуков.

ИГРА «ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?»

ЦЕЛЬ. Определение звука и накопление словаря.

ОБОРУДОВАНИЕ. Звоночек, колокольчик, дудочка, др. и картинки с их изображением.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой – нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили, показать направление рукой и взять картинку с изображением инструмента.

ИГРА « ТИХО – ГРОМКО».

ЦЕЛЬ. Развитие координации движений и чувства ритма.

ОБОРУДОВАНИЕ. Бубен, тамбурин и др.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий полным шагом, под более громкий бегут.

Б) Постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми.

ИГРА «УГАДАЙ, КТО ЭТО».

ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети стоят по кругу, каждый держит игрушку какого – нибудь животного. Водящий с завязанными глазами должен дотронуться до ребенка, а тот издает звуки, соответствующие его игрушке (мяу, гав, му и др.). Водящий угадывает товарища.

В) Одновременно с постановкой какого – либо звука, используются игры на различение и выделение этого звука (на слух) в ряду звуков, в слогах, словах.

ИГРА «ПОДНИМИ ФЛАЖОК»

ЦЕЛЬ. Выделение на слух звука «Р» в ряду звуков.

ОБОРУДОВАНИЕ. Флажки и др.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед называет ряд звуков: м, н, р, п.Дети поднимают флажок только на звук «р».

Г) Можно использовать игры и упражнения, направленные на устный анализ слов. Например: детям предлагается определить место звука «т» в слове «КОТЫ», сколько слогов в слове, назвать первый слог, второй слог, назвать звуки первого слога, второго, найти, в каком слоге находиться звук «т».

2.Специальные артикуляционные упражнения, используемые при постановке звуков.

Параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится специальная артикуляционная гимнастика. Целью такой гимнастики является выработка полноценных движений арктикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнять следует только нарушенные движения и только те, которые нужны для постановки определенного звука. В области преодоления дефектов речи коррекция артикуляций является ведущей работой.

ИГРА «ЛОШАДКА».

ЦЕЛЬ. Активизация кончика языка при постановке звука «Р».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети щелкают кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо не поворачивая его. Щелкать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

3. Формирование звуков. Автоматизация и дифференциация.

Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков логопед использует обычную последовательность закрепления звуков во всевозможных сочетаниях: в слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах. Наиболее часто используются различные ПОДВИЖНЫЕ и ДИДАКТИЧЕСКИЕ игры.

ИГРА «ПИЛЬЩИКИ».

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука «З».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест – накрест руки и воспроизводят под счет логопеда движение пилы по бревну, произнося длительно звук «З». Логопед напоминает детям как нужно правильно держать язычок при произнесении этого звука.

ИГРА «НАЗОВИ КАРТИНКУ».

ЦЕЛЬ. Автоматизация звука «З» в словах и предложениях.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки на звук «З».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят за столами. На столе у логопеда лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Логопед вызывает одного ребенка и просит взять верхнюю картинку, показать детям и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого такая же картинка встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки).

ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ».

ЦЕЛЬ. Дифференциация звуков « С - З».

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки на звуки «С-З». Картинки «Свисток» и «Звонок» каждому ребенку.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям дают по две картинки.На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Дети берут их в руки. Логопед показывает детям и называет картинки, в названии которых есть звуки «С» или «З». Если в слове есть звук «С», то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с…, а если звук «З», то – со звонком и говорят з-з-з…

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЕННОЙ РЕЧИ .

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения.

Формирование разных сторон грамматического строя (синтаксиса, морфологии, словообразования) языка дошкольника имеет свою специфику и проходит поэтапно.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

У детей с недоразвитием речи нередко наблюдается отставание в формировании грамматического строя языка. Основная задача коррекционного обучения применительно к данному разделу сводится к тому, чтобы учить детей правильно строить простые предложения, наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях, правильно строить сложные предложения. Особое внимание следует уделять изменению падежных форм единственного и множественного числа существительных в зависимости от вопроса или предлога, изменению грамматичеcких форм лица и числа глаголов, правильному согласованию прилагательных с существительными, числительных с существительными и т.д.

ИГРА «В ОВОЩНОМ МАГАЗИНЕ».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в правильном практическом употреблении сочетания числительных с существительными.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с нарисованным на них овощами в разных количествах.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. На столе разложены картинки с нарисованными на них овощами (одна морковка, пять морковок, четыре огурца и т.д.). Дети по одному подходят к столу, берут любую картинку и говорят: «Я купил одну морковку», «Я купил четыре огурца». Игра продолжается до тех пор, пока не разберут все картинки.

ИГРА «ГДЕ ИГРУШКИ».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в правильном употреблении падежных форм существительных с предлогами.

ОБОРУДОВАНИЕ. Игрушки (кукла, машинка, кубик и т.д.).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Игрушки находятся в разных местах комнаты. Дети сидят на стульях. Логопед предлагает составить предложения о том, где находятся игрушки. «На столе кукла. Около шкафа кубик. Под столом машина.»

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ .

Продолжая работу над речевым развитием логопед, опираясь на знания детей об окружающем мире и уже знакомый им словарь, ставит перед собой следующие задачи: а) расширять словарь детей, привлекая их внимание к оттенкам значения слов и некоторым способам словообразования; б) активизировать имеющийся у детей словарь. С этой целью на занятиях детям предлагаются различные игры и упражнения, развивающие умение подмечать общие и различные морфологические элементы слов, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом.

ИГРА « ПОМОГИ ДЕТЕНЫШАМ НАЙТИ СВОЮ МАМУ».

ЦЕЛЬ. Расширение активного и пассивного словаря по теме «Животные».

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки, изображающие домашних животных и их детенышей.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Логопед делит детей на две группы, раздает одной группе картинки с изображением взрослых животных, другой – их детенышей. Логопед говорит: «На лужайке гуляли детеныши и потерялись, найдите своих мам. Потерялся теленок. Кто его мама?» и т.д.

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

ЦЕЛЬ. Тренировать детей в образовании слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с изображением различных животных и предметов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Детям раздают картинки. Каждый должен назвать, что изображено на картинке и как назвать это ласково. «Скамейка – скамеечка, кошка – кошечка, цветок – цветочек».

Планируя работу с детьми, логопед должен продумать и определить место, роль и связь игр с содержанием занятий, другими приемами обучения и воспитания детей. В игровой форме процесс развития речи протекает быстрее и активнее, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок преодолевает трудности легко, не замечая, что его учат.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Эти игры и задания могут предварять занятия, включаться в середину занятия, носить характер физминуток, а также могут носить и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для проведения игр, оно должно быть ярким, красочным. В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры. Логопед дает воспитателю задание, какие игры нужно провести с различной категорией детей.

Игры используются для формирования правильной речи у детей и коррекции различных ее несовершенств. Для детей с недостатками звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные дислалии) и для детей ринолаликов и дизартриков рекомендуются игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация).Этой категории детей будут полезны игры на развитие дыхания и голоса. Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

В логопедической работе с заикающимися детьми широко используются игры. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Логопеды должны всегда иметь в виду воспитательные и образовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильного отношения ребенка к коллективу и к своему месту в нем.

Литература.

1.А.Г.Арушанова «Речь и речевое общение детей»

Москва. « Мозаика-Синтез» 1999 г.

2.А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

«Просвещение» Москва 1974г.

3.И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение

Заикания у дошкольников в игре» «Просвещение»

Москва 1984г.

4.Л.И.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»

«Просвещение» Москва 1981г.

5. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией

В.И.Селевёрстова «Просвещение» Москва 1981г.

6. «Игры с правилами в детском саду» Сборник дидактических

И подвижных игр к «Программе воспитания в

Детском саду. «Просвещение» Москва 1996г.

7.Г.А.Каше «Исправление недостатков произношения у

Дошкольников» «Просвещение» Москва 1971г.

8.Г.А.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»

«Просвещение» Москва 1985г.

9.И.Лопухина «Логопедия - речь, ритм, движение» «Дельта»

Санкт-Петербург 1997г.

10.А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» «Просвещение»

Москва 1979г.

12.С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на

логопедических занятиях». «Просвещение»

Москва 1991г.

13. «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»

Под ред.Т.В.Волосовец «Академа»Москва 2000г.

14. З.А.Репина, В.И.Буйко «Уроки логопедии» Екатеринбург

2001г.

15. Ж.М.Флерова «Логопедия» «Феникс» Ростов на Дону.

2000г.

16. М.Е.Хватцев «Логопедия» «Просвещение» Москва

Дидактическая игра: «Кто где живет?»

Цель: углубить и расширить знания детей о животных, об их жилищах;

научиться различать понятия «домашние» и «дикие» животные;

развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: изображение лисы, волка, медведя, зайца, белки, собаки; дома - норы, логова, будки, дупла, берлоги, корни деревьев.

Вариант 1. У каждого ребенка на столе лист бумаги, на котором нужно разместить животных. Логопед читает загадки, а дети разгадывают и подбирают рисунок-отгадку (свободное расположение на листе).

Лает, кусает,

И в дом не пускает. (Собака)

Затаился он, умолк.

Грозный зверь конечно, ... (Волк)

Кто летом гуляет,

А зимой отдыхает. (Медведь)

Зверек маленький,

Зимой беленький,

Летом серенький. (Заяц)

Я рыжая, низкого роста,

Хитрая я и длиннохвостая. (Лиса)

Дети размещают на листе изображения домов. Карандашами разного цвета проводят «дорожки» от зверя к его дому (рассказать, дорожкой какого цвета можно дойти до дома животных).

Вариант 2. На демонстрационном панно на доске дети закрепляют рисунки животных рядом с их домами, отвечают на вопрос в соответствии с темой «Кто, где живет?» (правильное согласование слов в предложении). Рассказывают, каких животных считают дикими, а каких животных домашними.

Дидактическая игра «День рождения»

(для развития грамматического строя речи)

Цель: научить детей использовать в речи простые распространенные предложения с приложением в дательном или родительном падеже. научить правильно строить предложения;

развивать умение логически мыслить, выражать связно свои мысли, наблюдательность, развивать мелкую моторику рук детей.

Оборудование: фланелеграф, рисунки с изображением животных (еж, лось, белка, заяц, медведь, лиса) и лакомства (грибы, яблоко, сено, мед, капуста, морковь, орехи, рыба).

Логопед: Сегодня у ежа день рождения. Он пригласил к себе в гости лесных зверей и хочет угостить их (на фланелеграф прикреплены рисунки). Догадайтесь, кому он приготовил сено, капусту, морковь, грибы, яблоко (еж и себя не забыл!). Для кого еж приготовил мед, орехи, рыбу?

Дидактическая игра «С какого дерева плоды?»

Цель: научить различать понятия «дикорастущие» и «садовые» деревья;

расширять знания воспитанников о природе, воспитывать бережное отношение к ней;

развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук детей.

Оборудование: лото с изображением дикорастущих и садовых деревьев, листьев, плодов.

Кто на зиму раздевается,

А на лето одевается? (Дерево)

Вот и лес, дубы большие,

И березки белоликие,

Рябина, ясень, клен.

Встречайте, люди, нас,

Мы приехали для Вас!

Дети собирают карточки с изображением деревьев, называя логопеду, рассказывают, где растут эти деревья.

Мои листья замысловатые,

И не похожи на кружочки.

Мои листья, как ладони,

Растопырили пять пальцев. (Листья каштана)

Дети рассматривают изображения листьев других деревьев. Логопед обращает внимание детей на «листочки» елки.

Загадки о деревьях и плодах

На «я» начинается,

На «я» кончается,

В саду растет,

Вкусные плоды дает. (Яблоня)

У меня платье зелененькое,

И гибкие, нежные веточки,

Белая кора, тоненькая...

Как зовут меня, ребята (Береза)

Живет себе один отец и тысячи сыновей имеет,

Всем сыновьям шапки раздает. (Дуб и желуди)

Дети работают с карточками (на карточках изображено дерево, с бумажным карманом), детям выдают маленькие карточки с изображением плодов различных деревьев, объясняют, что нужно собрать в карманы плоды соответственно каждому дереву. Далее каждый ребенок выходит к доске, размещает свою картинку и рассказывает о своем дереве.

Дидактическая игра «Смотри-не ошибись»

Цель: обогащать словарный запас, стимулировать речевую уверенность, активность;

развивать умение наблюдать, логически мыслить, анализировать ситуацию, развивать зрительную память и внимание, мелкую моторику рук детей.

Оборудование: ситуационные рисунки, где отсутствует предмет. (Мальчик рубит дрова, а топора нет.

Девочка рисует в альбоме, а карандаша нет.

Дети слепили снеговика, а носа-морковки нет.

Дети играют в футбол, а мяча нет.)

Предметные рисунки: топор, карандаш, морковь.

Найти ошибки, которые сделал художник. (Курица гуляет с утятами.

На дереве растут арбузы.

Стоит автомобиль, а вместо шин - цветные шарики.)

Дидактические игры в индивидуальной работе логопеда с дошкольниками

Предлагаем некоторые дидактические игры, которые можно использовать в работе логопедам на индивидуальных занятиях, а также для закрепления воспитателям и родителям.

Дидактическая игра «Речевой кубик»

На каждой стороне куба расположена группа картинок – наклеек, в названиях которых находится автоматизируемый звук. На одной стороне звуки С,З,Ц, на другой Ш,Ж,Ч на третьей- Л,ЛЬ, далее- звуки Р,РЬ, и две стороны на дифференциацию звуков С –Ш, З-Ж, и Р –Л, РЬ-ЛЬ. Ребёнок рассматривает картинки и проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

Дидактическая игра «Логопедическая гармошка»

Игра выполнена из цветного картона, на каждом сгибе «гармошки» наклеены картинки на автоматизируемый звук. Картинки можно вырезать из не нужных книг и журналов. Ребёнок переворачивает грани гармошки и называет картинку на автоматизируемый звук.

Дидактическая игра «Назови игрушку»

Игрушки небольшого размера подобраны и помещены в коробки по группам: свистящие звуки, шипящие звуки, звуки Л, Ль, звуки Р, Рь. Предназначены для автоматизации звуков в словах, предложениях, рассказах - описаниях игрушек.

Дидактическая игра «Кубик на кубик»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.

Разработала учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №67»

Г.Березники Пермский край

«Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Поэтому поиск новых форм организации коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД детей дошкольного возраста становится приоритетным направлением на сегодняшний день»

Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Авторские игры вовлекают дошколят в практическую деятельность, целями которой являются развитие фонематической стороны речи, а также пробуждение потребности постоянного общения со звуком и желание постоянно совершенствовать правильное звукопроизношение. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя речевые игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакции диктуемой инструкцией, дети считают, что играть в них вовсе не трудно. Именно поэтому дети вступают в игру без опасения и боязни, увлекаясь красочностью предметных картинок, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.

Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество.

Используя игры, необходимо вдумчиво готовиться к индивидуальной и подгрупповой НОД:

Тщательно подбирать материал с отрабатываемым звуком и без него,

Проверять материал и оборудование игр, что помогает активизировать не только процесс произнесения звуков, но и различные психические процессы, необходимые в дальнейшем школьном обучении.

В ходе игры учитель-логопед лишь контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе картинок и выполнении условий игры. Интонация при объяснении инструкции должна быть эмоциональной, но не навязчивой, лаконичной, но не резкой.

Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те же слоги, словосочетания и предложения. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать, мы в своей работе применяем разнообразные игры и игровые задания.

По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:

Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

Для развития фонематического восприятия;

Для развития мелкой моторики;

По обучению грамоте;

По совершенствованию грамматического строя речи;

По обогащению словаря;

Для развития связной речи.

За годы своей работы мною было изготовлено много различных игр. Некоторые игры я наблюдала у коллег и при изготовлении их для себя обязательно перерабатывала, видоизменяла, некоторые придумывала сама. Но при изготовлении игр старалась, чтобы они развивали как можно больше речевых функций.

Мною был разработан сборник игр, используемых на индивидуальных и подгрупповых занятиях с описанием и фотоприложением.

Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункци-

ональны. Данные игры служат для автоматизации и дифференциации звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексикограммати-

Они предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах.

Сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.

В сборник входят двадцать игр, Вашему вниманию представлены пять.

1. Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА».

Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.

ЦЕЛИ:

Совершенствовать грамматически правильную речь.

Развивать мелкую моторику.

Коррекция фонематического слуха.

МАТЕРИАЛЫ : Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру.

СБОРКА цветка : на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.

ХОД ИГРЫ:

На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.

1 ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.

2 ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.)

3 ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.

4 ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.

5 ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты…).

2. Дидактическая игра «СПАСИТЕ МУХУ».

Игра предназначена для детей 4-7 лет. Используется индивидуально или подгруппами по 4 человека.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация разных групп звуков в слогах и словах. Развитие фонематического слуха. Формирование грамматически правильной речи.

Оборудование: Лист ватмана 50х50 с нарисованной на нём паутиной. По углам паутины расположены кружочки красного, жёлтого, синего и зелёного цвета с пришитыми к ним прозрачными кармашками. В центре паутины чёрный кружочек для паука. 4 пробочки от пластиковых бутылок таких же цветов с приклеенными к ним изображениями мухи, и 4 пробка такого же цвета с изображением паука. Кружочки с изображением предметов на все группы звуков. Кружочки-символы гласных звуков (А – большой кружок, О – овал, У – маленький кружок, И – прямоугольник, Ы – половинка кружочка).

Ход игры.

Дети выбирают себе, не глядя, муху из мешочка. Цвет мухи определяет цвет игрового поля.

Мухи целый день летели (имитация полёта мухи)

И совсем забот не знали,

Крошки хлеба подбирали (приседают, показывают, как ест муха)

И друг друга догоняли (догоняют друг друга).

Не на шутку разыгрались (мух сажают в центр паутины),

В паутину все попались.

ВАРИАНТ 1.

В прозрачные кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками

Спасите своих мух от паука. Муха выбирает дорожку своего цвета. Чтобы узнать, какая муха первой ходит, достают из мешочка паука, который вышел на охоту.

Муха (ребёнок) находит свой ряд и «летит» по нему, называя картинки. Паук (логопед) двигается за ней. Если муха неправильно произносит звук в автоматизируемом слове, паук её съедает.

Усложнение: «Перелетая» от слова к слову, муха-ребёнок придумывает предложение со словами на заданные звуки.

Усложнение: Согласовать данные слова с числительными: один, два, три, пять, семь.

ВАРИАНТ 2.

Для закрепления автоматизируемых или дифференцируемых звуков в слогах.

В кармашки вставляются символы гласных звуков.

Муха, «перелетая» от кружочка к кружочку, называет получившиеся слоги с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками: СА-СО-СУ-СЫ;

СА-ША, СО-ШО, СУ-ШУ… Если ребёнок ошибся, паук «съедает» муху.

3. Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ ПОЧЕМУЧКИ».

Игра предназначена для детей 5-7 лет. Играть можно индивидуально и подгруппой до 4 человек.

Цель: Автоматизация всех групп звуков в словах и предложениях.

Развивать фонематический слух.

Развивать звуко-слоговой анализ.

Совершенствовать грамматически правильную связную речь.

Развивать мышление (доказывать свой выбор).

Материалы: Игровое поле, игрушка из киндер сюрприза с приклеенным к основанию магнитом, по 4 фишки разного цвета (красные, жёлтые, синие, зелёные). Игровые таблицы с картинками на автоматизируемые звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л (9 штук)

Таблица №10 артикуляция. В квадратах нарисованы положение губ, языка, колокольчик целый и зачёркнутый, характер воздуха (струя холодная, тёплая, взрыв).

Таблица №11. Сказки. 1 ряд: шапка-невидимка, Василиса, Карабас Барабас, бабка; 2 ряд: пират, волшебная палочка, баба Яга, Пьеро; 3 ряд: Мальвина, Дюймовочка, ковёр-самолёт, Кощей; 4 ряд: старик, Буратино, Золушка, сапоги-скороходы.


Правила игры: Участвуют 1-4 ребёнка. Дети выбирают себе фишки определённого цвета. Ребёнок «змейкой» водит бегемотика по картинкам. На тех картинках, где бегемотик примагничивается, ставит фишки. Затем карточка поворачивается на 90 градусов. Второй ребёнок «идёт» по картинкам и расставляет свои фишки и т.д.

ВАРИАНТ 1. Ребёнок называет предметы, на которых игрушка «прилипла», отвечая на вопрос: «Почему игрушка остановилась на этих картинках?» (В них одинаковый звук в начале слова (в середине, в конце) или твёрдый (мягкий) изучаемый звук).

ВАРИАНТ 2. Ребёнок называет предметы, на которых примагничивается игрушка и образовывает от этих слов множественное число и родительный падеж множественного числа.

Усложнение: Составить предложения с данными словами.

ВАРИАНТ 3. (игра без игрушки). Назвать только картинки с заданным звуком. Назвать картинки, в которых данного звука нет.

ВАРИАНТ 4. (таблица с артикуляцией звука).

Придумать по 3 слова с автоматизируемым звуком. Найти на таблице артикуляцию данного звука (выложить в соответствующих обозначениях фишки).

ВАРИАНТ 5: Назвать героев сказки, на которых примагнитилась игрушка. Назвать из какой сказки они пришли. Какой герой лишний? Составить сказку с выбранными героями и волшебными предметами.

4. Дидактическая игра «СОБЕРИ БУСЫ».

Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой из 2 человек. Проводится на логопедическом занятии, коррекционном часе, в свободной деятельности.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

Развитие фонематического слуха.

Развитие внимания, мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Совершенствовать звуко-слоговой анализ.

Развивать грамматически правильную связную речь.

МАТЕРИАЛЫ: Две верёвочки, бусинки с изображением предметов на все группы звуков, мешочек.

Как сделать бусинки. На два одинаковых кружочка наклеить 2 одинаковых изображения предмета, вырезанные из бархатной или наждачной бумаги. Между кружочками положить цилиндр, отрезанный от фломастера. Плотно склеить кружочки с боковых сторон.

Правила игры: В мешочек не подсматривать. Нанизывать бусинки в соответствии с условием игры. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание.

ХОД ИГРЫ:

ВАРИАНТ 1. Логопед выкладывает перед ребёнком бусинки с автоматизируемым звуком и несколько без него. Ребёнок должен нанизать только бусинки с заданным звуком.

Усложнение: Ребёнок нанизывает бусинки с предметами, названия которых содержат автоматизируемый или дифференцируемые звуки в заданной последовательности: в начале, в середине, в конце слова.

ВАРИАНТ 2. Ребёнок сначала выбирает бусинки с заданным звуком и запоминает их. Затем ребёнок закрывает глаза, узнаёт изображение на бусинке на ощупь и только после этого нанизывает на верёвочку.

ВАРИАНТ 3. Ребёнок нанизывает подобранные бусинки, подбирая к каждой картинке подходящие прилагательные или глаголы. После того, как бусы собраны, ребёнок закрывает глаза и на ощупь называет картинки и вспоминает подобранные словосочетания.

ВАРИАНТ 4. Ребёнок, нанизывая бусинки, составляет с ними предложения.

Потом снимает бусинки, вспоминая составленные предложения сначала руководствуясь зрительным и тактильным восприятием, а потом только тактильным.

ВАРИАНТ 5. Послушай рассказ логопеда. Подбери к нему соответствующие бусинки. Воспроизведи рассказ с опорой на подобранные бусинки.

Например: У медвежонка в лесу были друзья: лисёнок и зайчонок . На день рождения медвежонку подарили шарик и шапочку. Друзья вместе пили чай из красивых чашек и играли в разные игры.

5. Дидактическая игра «ПОЛЕ ЧУДЕС».

Игра предназначена доя детей 4-7 лет. Используется на логопедических занятиях, коррекционном часе. Играть может от 1 до 4 игроков.

ЦЕЛИ: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков в словах и предложениях. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа (определять позицию звука в словах, определять количество слогов в словах). Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, усвоение падежных форм, усвоение предложных конструкций). Обогащение словаря (антонимы, многозначные слова).

Оборудование:

«Барабан» для проведения игры, картинки на все группы автоматизируемых и дифференцируемых звуков. 5 дисков с заданиями (в центре каждого диска отверстие для прикрепления к барабану).

1 диск: Круглый диск, разделённый на 8 секторов. К каждому сектору пришит прозрачный кармашек для смены картинок.

2 диск: На каждом из 8 секторов нарисованы схемы:

3 сектора для определения позиции звука в словах (начало, середина, конец слова),

4 сектора для определения количества слогов в словах (прямоугольники, разделённые на 1, 2, 3, 4 части),

И в 1 секторе нарисована схема анализа артикуляции звука (губы, язык, колокольчик).

3 диск: В секторах приклеены или нарисованы картинки: лук, мальчик с полотенцем, дедушка, девочка играет на улице, яблоко, мужчина, грязный мальчик, девочку осматривает доктор.

4 диск: В секторах приклеены или нарисованы картинки: гриб под кустом, птица над кустом, мальчик за кустом, мячик около стола, мальчик едет с горы, мяч летит через сетку, мальчик идёт в магазин, мальчик играет на гармошке.

5 диск: В секторах картинки: ручка пишущая, скрипичный ключ, листок с дерева, дверь с ручкой, ключ, бьющий из-под земли, лист бумаги, рука ребёнка, ключ от квартиры.

Ход игры.

ВАРИАНТ 1.

Открыть крышку. На горлышко прикрепить диск №1. В кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками. Стрелки соединить, чтобы получилась 1 стрелка.

Игроки по очереди вращают «барабан». Назвать слово, на котором остановилась стрелка.

Усложнение: Придумать с данным словом предложения. Согласовать слово с числительными один, два, пять, семь.

ВАРИАНТ 2:

На барабан прикрепить диск №2.

Игроки по очереди крутят барабан, если стрелка остановилась на секторах со схемой места звука в слове – ребёнок придумывает слово с соответствующей позицией автоматизируемого или дифференцируемого звука. Если стрелка остановилась на схеме слоговой структуры – ребёнок придумывает слово с автоматизируемым или дифференцируемыми звуками с заданным количеством слогов. Если стрелка остановилась на схеме артикуляции – ребёнок рассказывает артикуляцию автоматизируемых или дифференцируемых звуков.

ВАРИАНТ 3:

На барабан прикрепить диск №3.

Игроки по очереди крутят барабан. Ребёнок называет слово, на котором остановилась стрелка. На диске находит слово-антоним, переводит на него вторую стрелку и придумывает предложение с этими словами и противительным союзом «а». Например: Этот мальчик чистый, а этот – грязный. Дедушка старый, а мужчина молодой.

ВАРИАНТ 4.

На барабан прикрепить диск №4.

Игроки по очереди крутят барабан и придумывают предложение с картинкой, на которой остановилась стрелка. Учитывается правильное употребление предлогов в предложении. Например: Гриб вырос под кустом. Мячик летит через сетку.

ВАРИАНТ 5.

На барабан прикрепить диск №5.

Игроки по очереди крутят барабан. Ребёнок называет слово, на котором остановилась стрелка. Вторую стрелку переводит на слово с таким же звучанием, но другим значением. Затем придумывает с этими словами предложения.

Литература

1. Барташникова И.А.Учись играя. Игры и тесты для дететй 5-7 лет. – Харьков, Фолио, 1997. – 412с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. – Москва, Школа-Пресс, 1999. -78с.

4.Сидорова Т.Г. Преодоление нарушений звукопроизношения с использованием игр и игровых упражнений. Ж «Логопед в д/саду» 2013 №3