» » Конспект логопедического занятия для начальных классов "дифференциация звуков и букв с-з". Логопедическое занятие "дифференциация с-з" Конспект занятия на тему дифференциация звуков

Конспект логопедического занятия для начальных классов "дифференциация звуков и букв с-з". Логопедическое занятие "дифференциация с-з" Конспект занятия на тему дифференциация звуков

Говорим и пишем правильно. Учитель-логопед МБОУ СОШ №1: Наталья Янкина Город Новый - Уренгой
Предлагаю вам из опыта своей работы конспект занятия, который можно применять на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма у учащихся младших классов, имеющих артикуляционно-акустическую дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Тема занятия: «Дифференциация звуков и букв «С-З»
Цель: 1. Различение звуков «С-З», закрепление навыка четкого произношения и различения на слух звуков «С» и «З» в речи. Коррекционные задачи: 1. Образовательные: -уточнить артикуляцию звуков «С» и «З»; -закрепить правильное произношение этих звуков в слогах, словах и в предложениях; -развитие речевого аппарата, развитие органов дыхания; Знакомство с буквами «С» - «З»; -сравнение слов-паронимов, анализ и синтез слов и предложений; -развивать фонематический слух; -обогащать словарный запас; -следить за правильностью грамматического строя речи; -работать над развитием фразовой речи. 2. Развивающие: -развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение; 3. Воспитательные: -воспитывать организованное поведение во время урока; -формировать активность и самостоятельность на занятии. -прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи. -воспитание любви к художественной литературе.
Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки слов паронимов зайка-сайка, картинка-паровоза с вагонами, везущего сказочных персонажей, в именах которых есть звуки «С» и «З», сигналы, цифры. Ход занятия.
1. Организационный момент. Встали прямо, а теперь тихонько сели, выпрямили спинки, улыбнулись друг дугу и с хорошим настроением начинаем занятие. -Ребята, скажите какое сейчас время года? (Зима.) -Какой сейчас месяц? (Декабрь.) -Скажите, какой праздник приближается? (Новый год.) -На занятии мы будем украшать большую открытку снежинками. -Чтобы украсить открытку снежинками, надо отвечать громко на все мои поставленные вопросы. 2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения воздушной струи. -«Подуем на свечу» - набрать воздух и с силой подуть на свечу. -«Кто дальше загонит мяч? - плавно, длительно, непрерывно дуть вперед. Упражнения для губ. -«Покажи зубки». Губы в улыбке, видны зубы, удержать в таком положении на счет 3-4, не напрягаясь. -«Трубочка». Вытянуть губы вперед трубочкой. Упражнения для языка. -«Накажем непослушный язычок». Шлепаем по язычку «пя-пя-пя». -«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
3.Знакомство со звуками «С-З».
-Послушайте загадки, угадайте, кто это? У него огромный нос, Ухо - просто, как поднос, А нога, как толстый столб. Вот и вся загадка. Стоп. (Слон.)
Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает по бору, У стволов грызет кору. (Заяц.) -Скажите, какой звук слышится в начале слова слон? (Звук «С».) -А какой звук слышится в начале слова заяц? (Звук «З».) -Сегодня мы будем учиться различать звуки «С-З» в слогах, словах и предложениях. -Скажите, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим). -А теперь давайте дадим характеристику звуку «С». -Звук «С» похож на то, как работает насос: «С-С-С». -Приготовили зеркала, давайте рассмотрим правильную артикуляцию звука «С». -При звуке «С» губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии около 1 мм., язык кончиком упирается в нижние резцы, боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки: разомкнуты, выдох несколько усилен. Звук мы слышим и произносим. Знакомство со звуком «З». -А теперь характеристика звука «З». -Звук «З» похож на то, как поет свою песенку комарик «З-З-З». -При звуке «З» артикуляция та же, что и при звуке «С», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют. -Звук «З» - согласный, парный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. Над звуком «З» мы повесим колокольчик, потому что он звонкий. -Скажите, что общего у звуков «С-З»? -Правильно, они похожи по артикуляции. -Чем они отличаются? -Отличаются тем, то звук «С» глухой, голос при произнесения звука не дрожит, голоса нет, а при произнесении звука «З» горлышко дрожит, голос есть, звук «З» звонкий.
4.Знакомство с буквами «С-З». -У каждого звука есть своя буква, посмотрите, у звука «С» тоже есть свой письменный знак - своя буква «С», букву мы видим и пишем. -Послушайте стихотворение И. Блюмкина про букву «С»: Купил я сушек килограмм, А в нем все сушки пополам, Смешно смотреть на сушки, Все буквы «С» подружки! -Буква «С» похожа на половинку сушки.
-У звука «З» есть свой письменный знак буква «З». -Посмотрите на букву «З» и послушайте про нее стихотворение И. Блюмкина: Буква «З» как змея извивается, Потому буквой «З» называется. -Букву мы видим и пишем.
Дидактическая игра «Светофор». - Сейчас я буду читать стихотворение, а вы когда услышите слова со звуком «З» покажите сигнал с буквой «З». Везде найдешь ты букву «З»: И в золоте, и в розе. В земле, в алмазе, в бирюзе. В заре, в зиме, в березе.
5. Работа с таблицей.
-Прочитайте слоги:
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ СЯ-СЕ-СЮ-СИ-СЕ ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЕ ЗЯ-ЗЕ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ
СА-ЗА СЯ-ЗЯ СО-ЗО СЕ-ЗЕ СУ-ЗУ СЮ-ЗЮ СЫ-ЗЫ СИ-ЗИ СЭ-ЗЭ СЕ-СЕ
6. –Услышьте звуки «С-З» в скороговорках. а) У киски в миске суп и сосиски. -произносим про себя -произносим шепотом -произносим быстро -Делим слово киска на слоги. (Два слога.) -Определите, в каком слоге находится звук «С»? (В первом слоге.)

б) -В вазе у Розы гвоздики и мимозы. -произносим про себя -произносим шепотом -произносим быстро -Давайте разделим слово мимоза на слоги. -В слове мимоза три слога. - В каком слоге находится звук «З»? (В третьем слоге.) 7. Игра «Подскажи словечко». -Ребята, сейчас я вам прочитаю строчки из стихотворения, а вы закончите последнюю строчку в этом предложении. Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (Лису.) Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …(Киска.) Хвост лохматый, черный нос. Кто же это? Рыжий … (Пес.) Зайку бросила хозяйка, под дождем остался… (Зайка.) Просыпаюсь утром рано, вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю … (Зарядку.)
8. Звуко-буквенный анализ слов.
Работа со словами паронимами. -Посмотрите, что я написала на доске? (Зайка, сайка.) …АЙКА …АЙКА -Какие буквы добавим. Чтобы получились слова зайка, сайка? (Добавим буквы «С-З»). -На какой вопрос отвечает слово зайка? (Кто?) -На какой вопрос отвечает слово сайка? (Что?) -Составьте словосочетания. -Сайка (какая?) ароматная, вкусная. -Зайка (какой?) серый, быстрый. -Проведите звуко-буквенный анализ слов зайка-сайка. -Ребята, перед вами цифры, определите, пожалуйста, каким по счету находится изучаемый звук в слове сайка?(Определяем место звука в слове.) -Звук «С» находится первым по счету в слове сайка. -Каким по счету находится изучаемый звук в слове зайка? (Первым.)
Физминутка.
Солнечным погожим днем Мы с друзьями в лес идем. Мы с тобой несем корзинки. Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.) Собираем землянику, Ищем вкусную чернику, Голубику, костянику, Кисловатую бруснику (Наклоны вперед.) А вокруг полно малины. Пройти мимо не могли мы. Собираем по кустам. Здесь отличные места! (Повороты вправо, влево.) Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте.) А вокруг так интересно! (Потягивания-руки в стороны.) Отдохнуть пора, дружок, Мы присядем на пенек. (Дети садятся за парты.)
9. Развитие фонематического восприятия. Сегодня из нашего занятия уходит поезд. В поезде поедут сказочные персонажи. Давайте сказочных героев посадим в вагоны. а) В первый вагон мы посадим героев, в именах которых есть звук «С». (Слон, Карлсон, лиса Алиса, Снегурочка, Белоснежка.) б) Во второй вагон мы посадим героев, в именах которых слышится звук «З». (Зайка, Золушка, дед Мазай и зайцы.) -Назовите имена собственные. -Напишите по памяти имена всех сказочных героев. -работаем в тетрадях, записываем слова, выделяя буквы «С-З». Словарная работа: -Обратите внимание, на доске написаны трудные слова. читаем слова: Белоснежка, Карлсон, Снегурочка, Снеговик.
10. Работа с карточками по дифференциации звуков «С-З». -У вас на парте карточки с буквами «С-З», сейчас я буду произносить слова, в которых встречаются звуки «С-З», если вы их услышите, то поднимите карточку с буквами «С» или с буквой «З», а если в слове встречаются два звука, то поднимите обе карточки с буквами «С-З». Слова: аист, зайка, сова, замок, зонтик, сыр, часы, заноза, сад, засада, санки, зима, снег, суп, зуб, роса.
11. Работа с предложением. -Послушайте, что я вам сейчас прочитаю: -Зоя ела грибной суп. -Что это? (Предложение.) -Скажите, есть ли в этом предложении изучаемые звуки? (Да.) -Сколько слов в этом предложении? (Четыре слова.) Пишем графический диктант. 12. Итог занятия: -Что нового вы узнали сегодня на занятии? -Какие звуки вы сегодня учились различать? (Звуки «С-З».) -Что вам больше всего понравилось на занятии? Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали.
Литература 1.Р.И. Лалаева Л.В. Венедиктова Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Издательство «Союз» Санкт-Петербург 2001 года А.Н. Бондаренко. Словесные игры. Москва, 1972 года. Е.Ф.Рау В.И. Рождественская Исправление недостатков произношения у школьников. Москва, 1969 год. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения Москва, 1971 год Е.В. Колесникова «От звука к букве». Серия «Опыт работы практического педагога». Москва 2011 год.

Лариса Судеева
Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»

Конспект ООД по звуковой культуре речи в старшей группе №11

Тема : Дифференциация звуков с-з

Цель занятия :

закрепить правильное произношение звуков С-З в словах , предложениях; тренировать в определении места звуков С-З в словах , закрепить характеристику звуков С-З ; развивать фонематический слух.

Оборудование :

предметные картинки со звуками : «С,Сь,З,Зь» ; буквы С,З; карточки с картинками для определения места звука , раздаточный материал : три квадратика, синий квадрат, две куклы, картинка с изображением горки, качели, сюжетные картинки.

Ход занятия:

Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Ребята, сегодня к нам пришли куклы Соня и Зоя. Они хотят с вами погулять и поиграть. Но сначала, давайте напоим их чаем, перед этим помоем руки (картинка крана) . Какой звук издает вода , когда течет из крана? Давайте споем песенку воды : с-с-с-с. Ой, к нам залетел комар. А какая песенка у комара : з-з-з-з. Комар улетел, теперь можно попить чай :

1. Упражнение на дыхание «Горячий чай»

Цель : развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование : стаканчики из цветного картона.

Ход игры : - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!

2. Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков : «Горка» , «Качели» :

«Качели» . Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-15 раз

«Горка» . Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с.

са-са-са - ой, летит оса,

сы-сы-сы - не боимся мы осы,

су-су-су - видел кто из вас осу?

сы-сы-сы - мы не видели осы.

си-си-си - в речке караси,

ся-ся-ся - не поймали карася.

за-за-за – здесь привязана коза.

зы-зы-зы – много травки для козы.

зу-зу-зу накормили мы козу;

зи-зи-зи – обезьянку привези!

зя-зя-зя – обезьянкам здесь нельзя!

3. Игра «Найди звуки з-с » . Соня и Зоя принесли картинки, давайте их посмотрим.

Назови картинки и определи место звуков С , З.

4. Физкультминутка .

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно стоять,

Зайке нужно поскакать.

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни-топни»

Я буду произносить звуки , а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук – з , и топните, когда услышите – с.

6. Игра «Добавь слог»

Я буду произносить начала слов, а вы добавьте –са или -за

7. «Повтори скороговорки»

Зоя – зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

Итог занятия.

Публикации по теме:

«Звук [Щ]». Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе Образовательная область: Речевое развитие Области интеграции: Социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое.

Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; - формировать.

Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе «Необыкновенное путешествие в зоопарк» Асоцкая Наталья Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе на тему «Необыкновенное путешествие в зоопарк». Тема: Звук «З».

Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе Цель: обобщить представления детей о временах года; показать правильную артикуляцию зв. [ж], упражнять в правильном произношении звука [ж],.

Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы, произношение звуков [б], [д] Тема: Формирование правильного произношения звуков [б], [д] Цель: Упражнять в произношении согласных звуков [б] [д] Задачи: 1 Продолжать.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в первой младшей группе «Поможем Ане и Уле помириться» Задачи: - учить детей чётко произносить звуки «а» и «у»; - способствовать развитию речевого дыхания; - закреплять произношение звуков «а».

Конспект занятия

по звуковой культуре речи для детей старшего возраста.

Тема . Звуки «С»-«З».

Цель . Развитие фонематического слуха, формирования навыка дифференциации звуков.

Задачи:

- образовательные : учить детей дифференцировать звуки «с»,»з»;упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь»,»з»,»зь»;называть слова, в которых они слышаться; учить вычленять из фразы слова, в которых есть тот или иной звуки отчетливо их произносить.

Развивающие: развивать слуховую память; продолжать формировать фонематический слух и восприятие; закреплять навык координации речи и движений; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать темп и ритм речи; учить подбирать близкие по смыслу и звучанию слова.

Воспитательные : учить детей заниматься сообща, слушая ответы товарищей; уметь дополнять; прививать детям навыки трудолюбия.

Оборудование.

Предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки «с», «з»; светофоры (белый и черный);фишки- солнышко; тексты загадок с отгадками на изучаемые звуки; скороговорка; стихотворение « Считалочка» ; Петрушка; предметы, в названиях которых есть звуки «с», «з»;предметные картинки с изображениями посуды, мебели, игрушек; игра « Закончи стихотворение».

Ход занятия .

  1. Организация начала занятия .

Логопед . Кто из вас вспомнит,какой звук слышится, когда летит комар?

Дети . З-З-З.

Логопед. А когда льется вода?

Дети. С-С-С.

Логопед. Давайте с вами поиграем, если услышите звук «З», прогоняйте комара; если звук «С»- умывайтесь.

Логопед . А теперь я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и называйте правильно звук: кислый, заяц, суровый, снегирь, зеленый, слева, озорник, внизу(хоровые ответы).

Логопед. Внимание, задание меняется: звук не называете, а сигналите светофором, «с», «сь»- белым, «з» , «зь» - черным: озеро, синичка, заря, серебряный, сахар, золотой.

  1. Основная часть занятия .

Логопе д. Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что здесь нарисовано?

Дети. На картинке нарисовано солнце.

Логопед . Какой звук стоит в начале слова?

Дети . Слово начинается со звука «С».

(Игра продолжается с картинкой звезда).

Логопед . А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Угадай-ка».

(На столе разложены мелкие предметы. Дети, выходящие к доске, берут любой из них, называют, выделяя голосом знакомый звук, и кладут либо к картинке со звездой, либо с солнцем, аргументируя свой ответ. Остальные дети на правильность ответа реагируют хлопком.)

Логопед. Ребята, назовите,пожалуйста, такие предметы, которые относятся к посуде, со звуками « с», « сь».

Дети. Стакан, сковорода, кастрюля, сахарница…

Логопед . А теперь слова, которые относятся к мебели.

Дети. Стол, стул, кресло…

Логопед . Сейчас я попрошу вас назвать игрушки, в названиях которых есть звуки «з», «зь».

Дети. Заяц, поезд, знаки, зеркало, звери…

Физминутка « Считалочка».

Логопед. Я предлагаю вам встать в круг, повернутся лицом к центру круга и поиграть со мной.

Раз, раз, раз - утром вытрясем матрас,

Два, два, два - расколи скорей дрова,

Три, три, три - подмети и не сори,

Четыре, четыре - прибери в своей квартире,

Пять, пять, пять - можно выйти погулять.

Логопед . А теперь послушайте внимательно скороговорку.И кто услышит, запомнит и назовет слова со звуком « С», тот получит солнышко.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Логопед . Кто назовет слова?Давайте повторим хором, потом индивидуально.

(По аналогии проводится работа со скороговоркой: « Соня Зине принесла бузины в корзине».)

Логопед . Дети, посмотрите к нам пришел Петрушка. Ой, куда же ты? Спрятался. Давайте позовем его веселым голосом(хором).

(Петрушка появляется и пляшет.Тихо- ложится спать. Медленно- бредет вперевалочку. Быстро- скачет. Грустно- плачет.)

Логопед .Ребята, давайте поиграем в игру « Закончи стихотворение».

Слова нужно подбирать близкие по смыслу и звучанию. Знакомые звуки «с», «сь» выделять голосом.

С утра из магазина несла покупку …(Зина).

Заглянула в дверь коза, очень грустные …(глаза).

Для птенцов и для зверят тоже нужен …(детский сад).

На даче в лесу были разные птицы: сороки, стрижи, воробьи и …(синицы).

Логопед. Молодцы! А теперь я вам загадаю загадку, а вы отгадку найдете среди этих картинок и скажете, есть ли в отгадке звуки « с- сь», «з-зь».

Дружбу он с дождем ведет, вместе с ним гулять идет. (Зонт).

На земле ползает, а к себе не подпускает. (Змея).

Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол).

Белая скатерть все поле покрыла. (Снег).

Мягкие лапки, а лапках царапки. (Кошка).

  1. Окончание занятия.

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие. Все вы сегодня показали себя умными детьми. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Дети. Мы повторяли звуки «с-сь», «з-зь», называли слова с этими звуками; подбирали картинки на эти звуки; играли с Петрушкой; отгадывали загадки; учили скороговорки; играли в поэтов.

Логопед. Я предлагаю вам и дома с родителями поиграть в такие же игры на звуки « с-сь» и « з-зь».А еще я бы хотела, чтобы вы мне принесли рисунки с изображениями предметов на заданные звуки.

Спасибо всем, до свидания!


Коррекционно-воспитательные:

План занятия:

1. Организационный момент.

3. Введение в тему занятия.

6. Дифференциация в слогах.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Дифференциация в словах.

10. Итог занятия.

12. Домашнее задание.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Проверка домашнего задания.

Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

Цель этапа:

3. Введение в тему занятия.

Дети, давайте вспомним песенки - звуки, которые вы хорошо знаете: С -С - С - песня холодного ветерка, З - З - З - песня комара.

Цель этапа:

4. Артикуляционная разминка.

Цель этапа:

Цель этапа:

а) Игра «Подвижные ладоши».

б) Игра «Звуки С-З».

К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

Какой звук «С»? («З»).

Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

Чем они отличаются? («С» - глухой, «З» - звонкий)

Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание - это звонкий звук, если дрожания нет - глухой.

Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук - З или С - слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С - называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З - называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

6. Дифференциация в слогах.

А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-са-за

Со-со-со-со-зо

Су-су-су-су-зу

Зы-зы-зы-зы-сы

Зи-зи-зи-зи-си

Зу-зу-зу-зу-су

7. Пальчиковая гимнастика.

- «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

И калитку - на замок, чтобы волк войти не смог.

8. Дифференциация в словах.

Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

Санки, забор, сова, сок;

Роза, коза, ваза, нос;

Самолет, сумка, стрекоза, суп.

В каком слове встречаются оба звука?

Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С - она будет жить в зелёном домике, со звуком З - в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

Цель этапа:

Последнее задание - это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

Идет козел с козой, а коза идет с косой.

Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

10. Итог занятия.

Ребята, вам понравилось занятие?

Какие звуки мы сегодня сравнивали?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Что было самым трудным?

12. Домашнее задание.

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З"], [Ц]. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, - 2003. - 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, - 1991. - 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В.Секачев, 2005. - 16с.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] - [З]».»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Тема занятия: «Дифференциация звуков [С] - [З]».

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] - [З], в слогах, в словах и в предложениях;

    упражнение в употреблении слов со звуками [С] - [З]». в свободной речи.

Коррекционно-развивающие:

    развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;

    развитие звукового и слогового анализа и синтеза;

    совершенствование фонематического восприятия и слуха;

    обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З];

    развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

    формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;

    воспитание интереса к играм со звуками и словами;

    развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение в тему занятия.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Дифференциация в слогах.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Дифференциация в словах.

9. Дифференциация в предложениях.

10. Итог занятия.

11. Оценка деятельности детей.

12. Домашнее задание.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Проверка домашнего задания.

– Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.

Дети поочередно произносят слоги.

3. Введение в тему занятия.

– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

4. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

5. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

а) Игра «Подвижные ладоши».

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

б) Игра «Звуки С-З».

– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

– Какой звук «С»? («З»).

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

в) Упражнение «Слушай внимательно».

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

6. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

а) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-са-за

Со-со-со-со-зо

Су-су-су-су-зу

Зы-зы-зы-зы-сы

Зи-зи-зи-зи-си

Зу-зу-зу-зу-су

7. Пальчиковая гимнастика.

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.

Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.

И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.

8. Дифференциация в словах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолет, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

9. Дифференциация в предложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

– Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

– Идет козел с козой, а коза идет с косой.

– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

10. Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.

12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З"], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Анастасия Воденикова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С –З]»

Тема : Дифференциация звуков [С –З ]

Цель : закрепить правильное произношение звуков [С –З ] в словах , предложениях

Задачи :

1. Образовательные : закрепление знаний о механизме организации свистящих звуков и их акустических особенностях;

Обогащение словаря словами со звуками [С –З ]

2. Коррекционные : формирование и закрепление навыков звуко- слогового анализа ;

Развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;

Различение звуков в слогах , словах, предложениях, фразах.

3. Воспитательные : - воспитание трудолюбия;

Поддержание интереса к занятиям ;

Воспитание контроля за правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

Оборудование : зеркало, настольное зеркало, картинки, карточки, карандаш.

Ход занятия

Здравствуй! Я рада, что ты пришёл!

- Назови что было раньше :

Курица - цыплёнок, лужа-дождь, дерево-дрова.

Посмотри на картинку и скажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

Скажи, что нарисовано в нижнем правом углу?

А что нарисовано посередине?

Молодец!

Как ты думаешь какой рисунок здесь лишний? Почему?

Молодец!

Давайте приготовим к работе язычок и губы. (зеркало, картинки)

Артикуляционная разминка : (Логопед показывает карточку , показывает упражнение, проговаривает стихотворение)

Месим тесто».

Цель : выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля . Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

«Лопатка» , «Блинчик» , «Лепешка» .

Цель : выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко : он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«Качели» .

Цель : укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка :

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;

г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;

д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

«Горка» «Киска сердится» .

Цель : вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Ты молодец хорошо выполнил гимнастику для язычка.

А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику.

(изображаем пальцами правой, потом левой руки) .

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка второй.

Молодец!

Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

“Кто дольше?”:

Прозвенит комаром (з-з-з-з-з) ;

“Кто больше?”:

Выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с)

Молодец!

На этом занятии мы будем учиться различать свистящие звуки , с которыми мы хорошо уже поработали.

Назовите, какие звуки мы уже изучили ?

Посмотрите на картинки и назовите первые звуки в них – ЗАЯЦ СОРОКА .

Правильно, это звуки З , С.

Са-За-за, су-зу-су, зы-сы-зы, са-за-са.

Молодец!

А сейчас послушай сказку про язычок.

Язычку очень нравились песенки водички –с и песня комара-з. Он стал петь то одну, то другую. То он пел тихо, без голоса – песенку водички – с, то звонко, с голосом – песенку комара – з. Давай и мы споём вместе песенку водички и песенку комара. (Произношение длительно звуки С и З )

– Произнесем звук [с] чисто и правильно.

– Посмотрим, какое положение при произнесении звука [с] принимают органы артикуляции. (карточка)

Сделаем вывод и дадим характеристику звуку [с] .

- Звук [с] согласный (нельзя спеть, воздух при произнесении встречает преграду : зубы и язык). Глухой (голосовые связки не работают) . Бывает мягким и твердым

Теперь произнесем звук [з] . Вспомни, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука [З] .

Посмотри на профиль артикуляции звука и вспомни положение губ, языка.

Как располагаются губы?

Что происходит с кончиком языка?

Что ты можешь сказать о спинке языка?

Приложи ладонь и произнеси звук З .

Какая струя?

- Звук З гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

Какой звук З мягкий или твёрдый

Давай сравним эти звуки , что у них общего?

А что разное у этих звуков ?

– Правильно, звук [с] глухой , а звук [з] звонкий ,

Молодец!

Давай встанем с тобой и немножко отдохнём. Я буду показывать движения, а ты повторяй за мной.

Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!

Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!

Качаем головой,

И вертим головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Возьми у руку карандаш и вытени руку вперёд. Посмотри на карандаш и далеко, далеко в окно. (выполнить 2 раза)

Помаргай глазами, как бабочка крылышками. Посмотри вправо, налево, вперёд.

Молодец! Садись!

Я буду показывать картинки, а ты скажи что ты видишь.

ЗОНТ, Сад, ЗНАК, СОЛНЦЕ, ЗАЯЦ, САНКИ.

Скажи на какой звук начинаются эти слова?

А чем обозначается звук на письме ?

А на какие буквы начинаются эти слова?

Молодец, какой ты внимательный.

Давайте посмотрим, на что похожи эти буквы?

Молодец!

Приготовь ручки (логопед протягивает руки вперёд) сделаем гимнастику для наших пальчиков.

"Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения :

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Молодец!

Давай поиграем звук З будем произносить громко, а звук С шопотом .

Я называю слова, а ты подними карточку с нужной буквой – С или З и говорите : 1) ЗИМА СОК ЗАПАХ СОБАКА МАЗАЛ КОЛБАСА СТРОИТЕЛЬ КОЗЛИК ЗЕМЛЯНИКА ПОКОС КОСА 2) ВАЗА НАСОС СОКРОВИЩЕ ЗЕМЛЯ КАКТУС ЗАБОР ГАЗЕТА КОСОЛАПЫЙ СОРОКА

Молодец!

Послушай и повтори

ЗА – СА ЗО – СО ЗУ – СУ ЗЫ – СЫ

ЗЯ – СЯ ЗЁ – СЁ ЗИ – СИ ЗЕ – СЕ

Молодец!

Послушай предложение

Посмотри на карточку, прочитай – предложение, в котором слова все перепутались. Задание : восстановить порядок слов в предложении.

сливы саду в поспели

капустой зайцев Света корм

на гнезда дрозды построили березах

Лиза фасоль и Соня сажают

Запишем схематически предложения, отмечая буквами звуки [з] или [с] над черточками – словами.

Молодец!

Вспомни чем мы сегодня занимались на занятии ? Расскажи родителям дома.