» » Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление. Конспект урока на тему фразеология Мотивация учебной деятельности

Конспект урока «Фразеологизмы и их употребление. Конспект урока на тему фразеология Мотивация учебной деятельности

Конспект урока на тему: «Фразеологизмы»

Дата: 12 февраля 2013 год Класс, предмет: 8 класс, русский язык

Учебник: для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов

Место в теме: первый урок

Цель: познакомить детей с новым понятием в русском языке: фразеологизм, научить находить их в тексте и объяснять лексическое значение.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация

Раздаточный материал: дидактические карточки.

Ход урока.

1. Организация класса.

2.Новый материал.

Сегодня мы узнаем значение нового слова – фразеологизмы. Это устойчивые сочетания слов. Живут-поживают слова-детали. Ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний. Но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые словосочетания-фразеологизмы.

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь ; слова: как, сквозь, землю, провалиться и фразеологизм как сквозь землю пролиться.

Русский язык богат фразеологическими оборотами. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли.

Каждый фразеологизм имеет свою историю возникновения, значение любого из них можно найти в специальном словаре фразеологизмов. (Показать такой словарь)

Спустя рукава

Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивали перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускали, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит, небрежно, кое-как.

3.Фразеологическая физкультминутка

    Найдите в каждой строке фразеологизм и объясните его значение:

    вешать картины, вешать портьеры, вешать голову - (расстроиться);

    сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу – (опозориться);

    точить ножницы, точить лясы , (болтать), точить топор;

    бить стёкла, бить посуду, бить баклуши – (бездельничать).

4.Первичное закрепление нового материала.

Задание 1.Долина поэтов

Послушайте четверостишие, подберите нужные слова и добавьте их.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят…

(Водой не разольёшь).

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк,

И так устали мы в дороге,

Что еле…(волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу

Окажешь …(медвежью услугу).

Задание 2. Что бы это значило?

Объясните лексическое значение фразеологизма.

Кот в мешке (неизвестное);

лезть в бутылку (провоцировать ссору);

погнаться за длинным рублём (меркантильный интерес);

спать без задних ног (крепко);

провалиться сквозь землю (стыдиться);

тянуть кота за хвост (делать что-то медленно, нерешительно); терять голову (идти на поводу у своих эмоций, безрассудно); писано вилами на воде (неизвестно);

быть на седьмом небе (большая радость);

вешать лапшу на уши (врать); выйти из себя (разозлиться); точить зуб (сердиться);

нужно как рыбе зонтик (абсолютно не нужно).

Задание 3. Творческая мастерская.

К толкованию подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

1. О том, кто часто меняет свои решения.

2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-нибудь.

3. Об очень дальних родственниках.

4. О болтливом человеке.

5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

Фразеологизмы

    У него семь пятниц на неделе.

    Фома неверующий.

    Седьмая вода на киселе.

    У него язык без костей.

    Между двух огней.

Задание 4. Сортировочная станция

Запишите фразеологизмы по группам:

а) выражающие радость, счастье;

б) выражающие недоверие, недоумение.

Воспрянуть духом.

Глазам своим не верить.

Как баран на новые ворота.

На верху блаженства.

Не укладывается в голове.

Развести руками.

Ума не приложу.

Скажи на милость.

К предложенным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.

Рукой подать. (Близко)

С первого взгляда. (Сразу)

С горем пополам. (Кое-как)

Затаив дыхание. (Осторожно)

На каждом шагу. (постоянно)

Опустить руки. (Расстроиться)

Чёрным по белому. (Очевидно)


5.Проверка знаний.

Самостоятельная работа

Выписать из стихотворения как можно больше фразеологизмов.

Как работает слово?

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмём хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода»,

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт-

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

(В. Суслова)

Ответы: 9 фразеологизмов

    Воды утекло.

    Сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.

    Как с гуся вода.

    Воды в рот набрал.

    Под камень лежачий вода не течёт.

    Воду-то в ступе толочь.

    Лить воду.

    Воду носить решетом.

    В стихах-то вода.

Самостоятельная работа

Кашу маслом не испортишь

Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама. А Саша стучит.

Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит.

Как об стенку горохом, - говорит бабушка.

Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

Отдай!

Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал.

Я машину чиню.

А бабушка:

Всему своё время.

Зачем молоток унесла7

Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

Не все: мы не спим.

Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

Кашу маслом не испортишь.

Ответы:

    Кашу маслом не испортишь.

    Как об стенку горохом.

    Хоть кол на голове теши.

    Сказано – сделано.

    Не видать как своих ушей.

    Всему своё время.

    Ему про Ерёму, а он про Фому.

    Как с Луны свалился.

    Русским языком сказано.

    Воду в ступе толочь.

Самостоятельная работа

Найдите в рассказе и выпишите 10 фразеологизмов.

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. «Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову».

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. «Ничего, братишка, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте». И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Ответы

    Попались на удочку.

    Пальчики оближешь.

    Развесить уши.

    Потерять голову.

    Собаку съесть.

    Одним духом.

    Морочить голову.

    Плакать в три ручья.

    Не в своей тарелке.

    Ни в сказке сказать, ни пером описать.

1. БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА (действовать решительно)

2. ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА (сильно преувеличивать)

3. РАЗВЕСИТЬ УШИ (слушать чужие разговоры)

4. НАВРАТЬ С ТРИ КОРОБА (очень много)

5. ДЕЛИТЬ ШКУРУ НЕУБИТОГО МЕДВЕДЯ (делить что-то заранее)

6. ВОДИТЬ ЗА НОС (обманывать)

7. ТИПУН НА ЯЗЫК (чтобы не сбылось сказанное)

9. НОСИТЬ ВОДУ РЕШЕТОМ (делать заранее пустое и безрезультативное дело)

10. ПРОЖУЖЖАТЬ ВСЕ УШИ (надоесть постоянными разговорами об одном и том же)

11. ЩЕКИ ГОРЯТ (чаще всего щеки краснеют от стыда или смущения)

Тема урока «Фразеологизмы»

Цели урока:

совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;

развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

Применяемые технологии: игровая технология, технология интерактивная обучение.

Ход урока

1. Организационный момент

Сообщение темы и постановка целей урока. Слайд № 1

Учитель: Начну я урок с высказывания видного ученого – русиста В.В.Виноградова, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».

Ребята, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

Ученики: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.

Учитель: Правильно. А также мы с вами будем продолжать готовиться к ЕГЭ.

Лингвистическая разминка (ДОСКА). Расставьте ударение в словах. Подберите правильное определение слов (1-архаизм, 2-градация, 3-гипербола, 4-литота) Записать в тетрадь № определения. Слайд № 2

Архаизм, монолОг, досУг, житиЕ, гипЕрбола, чЕрпать, градАция, красИвее, литота.

1. (Устаревшее и вышедшее из употребления слово. В художественной речи является одним из стилистических средств, изучаемых в особом отделе стилистики. АРХАИЗМ

2. Стилистическая фигура или художественный приём, основанные на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает. ГИПЕРБОЛА

3. Расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. ГРАДАЦИЯ

4. Образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. ЛИТОТА)

ОТВЕТ. 1-1, 2-3, 3-2, 4-4

2. Вступительное слово учителя. В начале урока я привела вам в пример слова ученого-русиста о фразеологии. Но, тем не менее, мне хотелось бы эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку взять следующие строки:

Слайд № 3

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Как вы считаете, почему именно это изречение я взяла в качестве эпиграфа? Что вы видите в нашем эпиграфе? (фразеологизмы).

Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Ф. выполняют роль одного члена предложения)

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимое словосочетание. Слайд № 4

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь; как, провалить, земля, сквозь = как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. ДОСКА

(водой не разольешь – очень дружны, как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть)

Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.

Что же такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.)

Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.

Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению Слайды 5,6,7,8, 9, 10, 11-библейский

Работа с таблицей (обучающиеся поясняют некоторые фразеологизмы) СЛАЙДЫ

п/п

Группы фразеологизмов

Примеры

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы.

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь.

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

Сообщение учащегося об происхождении некоторых фразеологизмов.

Нить Ариадны

Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.

Переносное значение выражения “нить Ариадны”: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

Ящик Пандоры

В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.

Выражение “ящик Пандоры” имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.

Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится” – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом или зарубить на носу. Оказывается, они не только разного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову “нос” в современном понимании.

Остаться с носом, зарубить на носу

По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т.е. приношение. Подарок, выкуп (на Востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Остаться с носом – значит потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Иного происхождения фразеологизм “зарубить на носу” носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу – значит хорошо запомнить.

Слово учителя.

А теперь давайте поработаем по определению группы фразеологизмов.

У доски

Фольклор

Мифология древнего мира

История

За тридевять земель (1), при царе Горохе (1), кануть в Лету (2), провалиться в тартарары(2), казанская сирота (3), по щучьему веленью (1), Троянский конь (2), вавилонское столпотворение (2), у разбитого корыта (1), искать жар-птицу (1), метать громы и молнии (2).

Слово учителя.

Теперь самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким группам.

В тетради

Земледелие

Охота, рыбная ловля

Ремесла

Военное дело

Медицина

Искусство

Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).

Игра. Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами поиграем. За каждый правильный ответ вы получите жетон, кто из вас наберет наибольшее количество жетонов, тот получит положительные оценки.

Задание 1. Замените фразеологизм одним словом.

Как снег на голову – неожиданно.

Яблоку негде упасть – тесно.

Хоть глаз выколи – темно.

Стрелянный воробей – опытный.

Держать язык за зубами – молчать.

Возносить до небес – хвалить.

Водить вокруг пальца – обманывать.

Рассеялся как дым – исчез.

С гулькин нос – очень мало.

Задание 2. Объясните значение фразеологизмов:

Заблудшая овечка. Крокодиловы слезы. Вот где собака зарыта. Плясать под чужую дудку. Перемывать кости. Зарубить на носу. Водить за нос. Бить баклуши. Бочку катить. Баню задать. Прийти к шапочному разбору.

Задание 3. Закончите фразу.

    Дрожит, как ….

    Катается, как….

    Выводить на….

    Держать в ….

    Вариться в….

    Волосы дыбом …

    Буря в …

    Два сапога …

    Крокодиловы …

    За семь верст …

    Ждать у …

    Овчинка выделки не стоит …

    Проще пареной …

    Не в бровь …

    Свежо преданное, а …

    Голод не …

    Сулить золотые …

    Обвести вокруг …

    Кисейная …

    Рок …

    На сон …

    Зарывать талант …

    Имеющий уши …

    Еле- еле душа …

    Кусать …

Задание 4. Расшифровать рисунки на которых изображаются некоторые фразеологизмы. (плакат с рисунками).

V. Слово учителя.

Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?

Ученики. Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.

Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)

Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)

Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам)

Вариант 1

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило

Вариант 2

Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода

Давайте немного отвлечемся и посмотрим в окно. Что мы видим?

Обратите внимание на экран. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

На листочках, парты. Подберите каждый для себя те выражения, которые сейчас созвучны вашей душе, вашему настроению.

У природы нет плохой погоды. Братья наши меньшие. Все течет, все изменяется. Сила природы велика. Лучше поздно, чем никогда. Ничто человеческое мне не чуждо. Познай самого себя. Все совершенствует природа. Остановись, мгновенье! Ты прекрасно! В природе нет ничего бесполезного. Природа берет своё! И что только не делает с человеком природа. Леса учат человека понимать прекрасное.

Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение.

1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль)

Учитель. Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы продолжим свою тестовую работу, в которой будут использованы задания ЕГЭ. Работа проводится по вариантам.

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть - любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину - мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын - почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения

Вариант 2.

Укажите предложение с фразеологизмом.

а). Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения - кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен - двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один - ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв - неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв - подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить _____________»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

(Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

VIII. Рефлексия.

Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?

Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

Какова их роль в речи?

Обращаясь вновь к высказыванию В. В. Виноградова «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым?

РЕФЛЕКСИЯ. Давайте вернемся к целям нашего сегодняшнего урока, которые мы ставили перед собой (СЛАЙД).

Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение?

Выразите свое отношение к уроку, использую фразеологизмы.

Конспект урока на тему «фразеология».

Два урока.

Задачи (общие для двух уроков):

1. добиться усвоения понятия фразеологизмов и их отличительных свойств

2. предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

3. добиться использования фразеологизмов в собственной речи учащихся

Урок первый.

Тип урока: первичное усвоение знаний.

Цель урока: сформировать представление о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи.

Оборудование: учебник (Н.М. Шанский), фразеологический словарь (В. Волина), раздаточный материал, сигнальные карточки.

Ход урока:

1) Объяснение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Фразеологизмы».

Может быть, кто-нибудь из вас уже слышал что-нибудь о фразеологизмах и знает, что это такое?

Фразеологизмы – это устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку.

Ведь часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Для таких случаев и существуют фразеологизмы, которые мы часто используем в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства.

Ведь вы же слышали наверняка такие выражения: море по колено, за тридевять земель, висеть на телефоне …?

Приведите примеры своих фразеологизмов.

Так давайте же выясним, каковы отличительные свойства фразеологизмов. Как вы думаете?

Фразеологизм – это устойчивое словосочетание; оно неделимо и его составные части нельзя заменять другими словами («волчий аппетит», но не «львиный аппетит» - теряется смысл фразеологизма);

Между составными частями фразеологизма не ставится никаких знаков препинания («ни рыба ни мясо»)

Их можно заменить одним словом («куры не клюют» - «много»);

Они очень образны («родиться под счастливой звездой»);

Они в предложении являются одним членом предложения («после многих неудачных попыток чего-то добиться он опустил руки »).

Давайте обратимся к раздаточному материалу. Давайте вместе попробуем сделать первое задание. Каждый из вас, по очереди, прочитает по предложению и назовет фразеологизм(ы), встретившиеся в тексте.

Все ли фразеологизмы из текста вам понятны? Что же делать, если вам попадается фразеологизм, значение которого вы не знаете? Для этого и существуют словари фразеологизмов, к которым вы всегда сможете обратиться в подобных случаях.

Посмотрите словарь В.Волиной. Здесь вы сможете найти фразеологизмы с нужными вам словами и посмотреть, если нужно, их значение.

2) Закрепление.

1. Вместе сделаем задание 2 из раздаточного материала. Здесь приведены выражения и словосочетания; зачитываем каждое по очереди и отвечаем на вопрос: является ли оно фразеологизмом? (С помощью сигнальных карточек: да – зеленый, нет – красный). Без оценок.

2. Небольшое самостоятельное задание

Попробуйте найти синонимы и антонимы к фразеологизму «с гулькин нос» .

На задание 5 минут. Проверка сразу: отвечает кто-то один (по желанию), все остальные дополняют. Без оценок.

3) Подведение итогов.

Итак, что же такое фразеологизмы? (опред. выше)

Чем они отличаются от обычных словосочетаний? (фразеологизм – неделимое словосочетание; его составные части нельзя заменять другими словами; они являются одним членом предложения; их можно заменять одним словом)

Зачем нужны фразеологизмы? (чтобы добавить речи образность, яркость, эмоциональность)

4) Домашнее задание

1. Выбрать один фразеологизм и подготовить письменное сообщение, используя материал из словаря фразеологизмов. К выбранному фразеологизму подобрать синонимы и антонимы.

2. Написать небольшое сочинение (примерно на 10 предложений), активно используя фразеологизмы.

Урок второй.

Тип урока: закрепление материала.

Цель урока: закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке по данной теме.

Оборудование: учебник (Н.М. Шанский), раздаточный материал.

Ход урока:

1) Проверка домашнего задания.

1. 4-5 человек зачитают свои доклады по фразеологизмам, остальные – сдадут в письменном виде.

2. Все сдают свои сочинения.

Все задания на оценку.

2) Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые словосочетания)

Как определить, что словосочетание является фразеологизмом? (фразеологизм – это неделимое сочетание, если смысл выражения теряется при замене одной из его частей, значит пред нами фразеологизм)

Как ведет себя фразеологизм в предложении? (является одним членом предложения)

Является ли выражение «Копейка рубль бережет» фразеологизмом?(нет, так как это – пословица)

Чем фразеологизмы отличаются от других устойчивых выражений? (пословицы/поговорки – это предложения, содержащие в себе целую законченную мысль, идею)

Почему фраза «У него дома книг хоть пруд пруди» звучит лучше, чем«У него дома очень много книг» ?(фразеологизмы добавляют образности речи)

- «В трех шагах» - это фразеологизм?(нет) Почему?(заменена часть фразеологизма «в двух шагах»)

3) Работа над закреплением материала.

1. Попробуем составить предложения с фразеологизмами. Я вам называю фразеологизмы, а вы записываете у себя в тетрадке предложения с ними.

Белая ворона

Бить баклуши

Кашу заварить

На седьмом небе

Чистой воды

Скрепя сердце

Душа в пятки ушла

Проверка сразу. Каждый зачитывает по 2-3 своих предложения.

2. А сейчас мы разделимся на три варианта.

Первый вариант придумывает фразеологизмы со словом «голова», второй – «глаз», третий – «ноги».

На задание – 5 минут. Проверка сразу. Кто-то один читает свои фразеологизмы, остальные дополняют (так каждый вариант).

3. Задание: дополните фразеологизм. Делаем устно. Я зачитываю вам начало фразеологизма, а вы его дополняете.

Из пустого… в порожнее

Золотые… руки

Кто в лес… кто по дрова

Лететь… стрелой

Как за каменной… стеной

Без задних… ног

Ждать у моря… погоды

Зарубить себе на… носу

Бросать слова на… ветер

4. Найдите ошибки в использовании фразеологизмов. Назовите правильный фразеологизм и объясните, с чем связаны эти ошибки.

«Он занимает важную роль »(«играть роль», ошибка в замене слова «играть» на «занимать»)

«Аристократ от мозга до костей »(«до мозга костей», ошибка в расширении фразеологизма)

«Нельзя опускать руки вниз и никому не верить»(«опускать руки», ошибка в расширении фразеологизма)

Какой вывод можно сделать, основываясь на этих ошибках? (фразеологизмы также нельзя сокращать, дополнять другими словами)

Общее оценивание учеников на уроке: самые активные получают хорошие оценки. За письменные работы (домашние) оцениваются все.

5. Попробуйте придумать какую-нибудь коротенькую забавную историю с использованием фразеологизмов (устно). Задание для всех. Спросить до 5-6 человек (самых неактивных). Остальные попробуют найти ошибки в речи (если они будут), связанные с употреблением фразеологизмов (и не только).

На оценку.

5) Домашнее задание.

Сделать задания из раздаточного материала.

Раздаточный материал (к первому уроку)

1) Найдите фразеологизмы в тексте:

О моем соседе, любителе экстремальных видов спорта, все говорили, что он в сорочке родился , и тому была причина. Сам он от этогона седьмом небе от счастья был. Даже когда он перевернулся на трассе в момент автогонок,золотые руки спасли его.

Валеру не интересовала мышиная возня , которая возникала вокруг его имени. Слухилопались как мыльный пузырь , как только люди видели его в деле. Он не умел делать ничегоспустя рукава и отдавался любому начинанию полностью: он нестроил воздушные замки , несчитал ворон , неносил воду решетом , а усердно трудился.

Был у Валеры напарник, про них говорили: «Два сапога – пара». Кажется, перед соревнованиями времени на подготовку автомобиля у них мало –кот наплакал , да и сама трасса –грош ей цена , но а они способны были создатьвосьмое чудо света даже там, где, казалось бы, другогокондрашка хватит .

Однажды к ним заехал организатор ралли – птица высокого полета . Начал онплести околесицу , задание дает –глаза на лоб лезут . Предложил он им много, но непотеряли наши героиголовы .Пока суд да дело , взялись они за работу. Предлагали им другие автогонщикиподождать у моря погоды , но не стали ониплясать под их дудку . Они не отчаялись и проехали так, что у завистниковглаза на лоб полезли .

2) Какие выражения и словосочетания являются фразеологизмами?

Мрачнее тучи ;плыть по течению ; строить замки;ни рыба ни мясо ; дождь на голову; куда глаза посмотрят;попасть впросак ;засучить рукава ; капля в речке; золотой браслет;потерять голову ; ни тьма, ни свет;ни свет ни заря ; водить за руку;водить за нос ;потерпеть фиаско* ; за кирпичным домом; хоть кол на голове теши .

*Фиаско (итальянское – fiasco) – полный провал, неудача.

Раздаточный материал (ко второму уроку)

1) Прочитайте стихотворение В.Н. Орлова «Ни пуха ни пера». В каком случае слова « ни пуха ни пера» употреблены в прямом значении, а где они являются фразеологизмом?

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила:

- Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши – уже пора.

Ну, ни пуха ни пера! (фразеологизм)

Через час еле живой

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера. (прямое значение)

2) Найти ответ на вопрос: Как появился фразеологизм « зарубить на носу» ? Что он обозначает?

(«Зарубить на носу» означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсе­гда.

Слово « нос» тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ­ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти дощечки и называли носами).

Сценарий урока в 6 классе

по теме «Фразеологизмы»

Цели урока:

Обучающие:

Обучать правильному употреблению фразеологизмов в речи;

Научить:

Подбирать фразеологические синонимы и антонимы;

Исправлять неточности во фразеологизмах

Подбирать фразеологизмы по определенной теме

Объяснять происхождение некоторых фразеологизмов.

Развивающие:

Развитие речи;

Развитие мышления;

Воспитывающие:

Воспитание чувства взаимопомощи;

Воспитание дисциплины на уроке.

Тип урока : урок закрепления полученных знаний

Оборудование: изображения грибов, карточки со словами, бумажные кленовые листья, юмористические картинки фразеологизмов; проектор, компьютер, презентация, карточки с заданием, 2 корзины.

План урока

Ход урока

1.Орг.момент

Здравствуйте, ребята!

Ребята, я сейчас шла на урок и услышала такой разговор: «Наш Алеша на уроке сел в калошу». А второй мальчик ответил: «Это ложь, нет таких калош».

Как вы думаете, о чем шла речь? Почему они не поняли друг друга? (ответы)

2. Актуализация опорных знаний

Кто скажет, как называется наука, изучающая фразеологизмы? (Фразеология). Слайд 1 (приложение 1)

Что такое фразеологизмы? (Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. В предложении является одним членом предложения)

Что же такое «устойчивое сочетание слов»? Как это понять?

Словосочетания. Слайд 2

Свободные

Ребенку намылили голову, но мыло попало в глаза.

(намылить голову, т.е. натереть мылом, возможна замена слов на другие)

Несвободные

За двойку по литературе папа мне намылил голову.

(намылить голову, т.е отругать, замена слов невозможна, является одним членом предложения)

Слайд 3 - давайте посмотрим, чем же отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний

Какие вы знаете фразеологизмы? (Примеры).

Мы часто употребляем фразеологизмы в речи, даже не задумываясь. А зачем нам нужны фразеологизмы? Не проще ли говорить напрямую. Слайд 4

Например: Алеша ломал голову над задачей. (Алеша решал задачу).

Сравните эти предложения. Что можем сказать о первом предложении (решал очень трудную задачу, долго мучился, может, так и не решил). А второе предложение о чем – то нам говорит?

Так зачем мы употребляем фразеологизмы? (Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией (выражение чувств), поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной речи)

Сегодня мы будем говорить с вами о фразеологизмах.

И нашей главной целью будет – закрепить имеющиеся знания о фразеологизмах.

Записываем число и тему урока.

Ребята, а вы любите путешествовать?

Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по стране Фразеология. Путешествие будет увлекательным, работайте быстро, ловко, умело, чтобы комар носа не подточил.

Слайд 5 Итак, не будем бить баклуши,
Вы засучите рукава.
Задание приготовьтесь слушать,
Чтоб не шла кругом голова.

Как вы думаете, что обозначают эти фразеологизмы?

Чем по отношению друг к другу являются бить баклуши(бездельничать) и засучить рукава(много работать)? (Антонимами)

3.Закрепление полученных знаний

Слайд 6 Перед вами карта нашего путешествия. На ней есть различные островки. Чтобы успешно продвигаться по ним, нам нужно хорошо выполнять задания.

Слайд 7 Городские ворота.

Итак, мы оказались у Городских ворот, возле которых стоит стража и не пускает без пароля. Но выход есть. Перед нами стихотворение. Вставьте пропущенные фразеологизмы, пользуясь подсказками в таблице.

Когда от забот________,

То лучше прогуляться с другом.

Пройдет он ________,

У________не будет________,

Он _______даже_______,

Что только _______,

Да, вас ________...

Но ______такого друга________.

Ответы:

1. голова идет кругом

2. сквозь огонь и воду

3. у моря ждать погоды

4. не покажет вида

5. проглотил обиду

6. водой не разольешь

7. днем с огнем не найдешь

Что обозначают эти фразеологизмы?

Слайд 8 Зоопарк

Правильно, это препятствие преодолели. И мы попадаем в зоопарк. Вы знаете, что такое зоопарк? Но наш зоопарк необыкновенный, а фразеологический. Да, вот беда: убежали все животные. Наша задача - поймать и вернуть их на место.

Пишет как_________лапой.

Делить шкуру не убитого _______.

Носа не подточит.

Не все______масленица.

Денег______не клюют.

( Из представленных на доске картинок животных выбрать нужную).

Какие вы знаете фразеологизмы со словом "кошка"? (на сердце кошки скребут, знает кошка, чье сало съела).

Слайд 9 Город мастеров

Шли-шли и добрались до города мастеров. Все кругом стучит, звучит, свои слова говорит. Слова не простые, а профессионализмы. Что это такое?

(Профессионализмы - это слова, употребляющиеся в определенной профессии).

Вот и наши мастера употребляют такие фразеологизмы. Хотя теперь они стали общеупотребительными. Мало кто знает, откуда они пришли. Давайте отгадаем. Соедините фразеологизм с той профессией, откуда он пришел?

Заварить кашу

парикмахер

Играть первую скрипку

шофер

Стричь под одну гребенку

портной

Шито белыми нитками

кузнец

Между молотом и наковальней

артист

Завестись с полуоборота

повар

Молодцы! Теперь мастера будут нам благодарны. Нужно помогать людям.

Составьте с некоторыми из этих фразеологизмов предложения. Работаем у доски и в тетради.

Итак, сначала слово каша употребляли в значении званый обед, праздник по поводу крестин, свадьбы», а затем и в значении «беспорядок», «суматоха», «сумятица», «путаница». «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай»

Фразеологизм «Первую скрипку играть » значение

Это то же, что «быть запевало и», «играть первую роль». Так мы говорим про людей, явно главенствующих, руководящих другими.

стричь всех под одну гребенку

( иноск. ) - относиться к людям, обращаться с разными лицами одинаково, не принимая во внимание существенную разницу между ними

Шито белыми нитками что . Разг. Пренебр. Грубо подделано; неловко, неумело скрыто что-либо. - Несерьёзно же всё это, несерьёзно! - В голосе дрогнуло то самое отвращение, которым был переполнен сам Бахирев. - Белыми же нитками всё это шито! За кого вы нас принимаете, в самом деле?

(быть, находиться, оказаться, очутиться и т.п. ) между молотом и наковальней - (Книжного стиля.) (Чаще в знач. сказуемого.)(Употребляется при подлежащем со значением лица или отвлеченного предмета.) Быть в трудном, опасном положении, когда неприятности угрожают с двух сторон.

Разг. Ирон. 1. Быстро приходить в состояние возбуждения, эмоционального напряжения. 2. Будучи несдержанным, остро и болезненно реагировать на замечания, критику, сердиться из за пустяков

Каким членом предложения являются фразеологизмы? (Они всегда являются одним членом предложения).

Слайд 10 Лес синонимов и антонимов.

Помогли одним, теперь давайте поможем другим. Впереди - лес антонимов и синонимов. Дремучий лес, и была в нем сильная буря. Деревья вывернуло с корнем. (Раздаются бумажные кленовые листья, с написанными на них фразеологическими антонимами.)

Ваша задача - найти антонимы, соединив кленовые листочки.

Что такое антонимы? (Антонимы - это слова с противоположными значениями.)

Найдите антонимы, и дерево оживет.

кричать вовсе горло

денег куры не клюют

рукой подать

набрать в рот воды

ни гроша за душой

черепашьим шагом

наговорил с три короба

язык проглотил

бежать во все лопатки

за тридевять земель

А что такое синонимы? (Синонимы - это слова, одинаковые по смыслу, но различающиеся оттенком лексического значения.)

Слайд 11 Перед нами две корзины с надписями "мало", "быстро". Из грибов нужно выбрать фразеологические синонимы и разложить в корзины. (по одному берут гриб и кладут в опред.корзину)

Раз-два и обчелся

во весь опор

Всего ничего

со всех ног

Кот наплакал

во весь дух

на всех парах

С гулькин нос

сломя голову

Слайд 12 Переправа

Добрались до переправы. Вода быстрая, шумная. Того гляди замочит, если не исправим быстро предложения. Если исправим их, то построим мостик.

1. Он никогда не откладывал дела в длинный (долгий) ящик.

2. Он начал рассуждать, и заигрался (заблудился) в трех соснах.

3. В общении с другими людьми большое значение (большую роль) играет ваше умение вести беседу.

В чем ошибки? Когда так говорят?

Пора и отдохнуть. Физкультминутка нас зовет. (Приложение2)

Следующая станция Мир книг. Слайд 13

Ребята, а как вы думаете, употребляют ли наши писатели и поэты в своих произведениях фразеологизмы? Да. Сейчас вам предстоит найти фразеологизмы в отрывках произведений писателей и в русско-народных сказках. Работаем в парах. (раздаются тексты)

1 Некуда нос высунуть

Некуда выйти

2 ума палата

Иметь много ума

3 ни в сказке сказать, ни пером описать

чудное

4 Как белка в колесе

проворно

5 Держи карман шире

надеяться на что-либо, чего не может быть

6 Смерть у него на носу

близко

7. Гляди в оба

внимательно

8 век бы глаз от нее не отвел

Смотрел долго

9 ни в сказке сказать, ни пером описать

Красивое. Чудное, необычайное

10.Спустя рукава, засучив рукава

Бездельничать, работать

А что называется крылатым выражением? (Устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности). А Васька слушает да ест; а воз и ныне там)

Слайд 14 - Откуда взяты данные примеры? (Из басен И.А.Крылова. Учёные дали название таким фразам по фамилии известного русского баснописца) (Приложение 3)

Слайд 15 Музей

В каждой стране есть музей. Как вы знаете, многие фразеологизмы пришли из разных источников: из профессий, мифов, легенд, художественных произведений. Давайте узнаем, что же они обозначали раньше. (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о следующих фразеологизмах).

- кричать во всю Ивановскую (Ивановская - площадь на территории Московского Кремля. Свое название она получила от находящейся на ней колокольни Ивана Великого - самого высокого сооружения старой Москвы.

В XVI-XVII веках на этой площади были расположены центральные правительственные учреждения России, которые назывались приказами. Их можно сравнить с современными министерствами.

Тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни Интернета - того, что сейчас называется средствами массовой информации. Новости просто объявлялись вслух собравшейся толпе. Основную информацию люди могли получить на Ивановской площади, на которой специальные глашатаи зычными голосами читали народу правительственные указы и приказные постановления. В переносном смысле оно означает: "очень громко кричать" или попросту "орать во все горло".

- отложить дела в долгий ящик

Есть предположение, будто это словосочетание, означающее "дать делу длительную отсрочку", "надолго задержать его решение", возникло еще в Московской Руси, триста лет назад.

Царь Алексей, отец Петра I, приказал в селе Коломенском перед своим дворцом установить длинный ящик, куда всякий мог бы опустить свою жалобу. Жалобы опускались, но дождаться решений было очень не легко; часто до того проходили месяцы и годы. Народ переименовал этот "длинный" ящик в "долгий".

    Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари - раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребёнком. Первоначально выражение имело смысл делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время.

Однако более вероятным появлением данного фразеологизма считается следующий факт: Помимо обрубок древесины, баклушами называли недавно замершие лужи. Дети ради забавы разбивали их сапогами.

Слайд 16-18 Мастерская художника: Портрет на память.

Вот и подходит к концу наше путешествие. Но у людей от каждого события остается память. Вот и нам на память художник оставил "портреты фразеологизмов". Попробуем их отгадать. (Дети отгадывают фразеологизмы и составляют с ними предложения).

1. Как с гуся вода (все сойдет быстро и легко)

2. Отложить дела в долгий ящик (отложить надолго)

3. Сесть в калошу (оказывать в нелепом смешном положении)

3. Носить в решете воду (Выполнять ненужную, напрасную работу ).

4. Цыплят по осени встречают (Погодите, не торопитесь)

5. По щучьему велению (без вмешательства кого-либо)

6. Битый небитого везет

А сейчас мы с вами попробуем выпустить книжку фразеологизмов.

Я раздаю вам фразеологизм, а вы попытайтесь сделать к нему рисунок. Потом мы все листочки соединим, и у нас получится книжка. А два человека-художника у нас займутся обложкой.

4.Итог урока

5. Рефлексия

Домашнее задание

О каком явлении в русском языке мы сегодня говорили? (фразеологизмах)

Что такое фразеологизм?

Какими членами предложения являются фразеологизмы? (фразеологизм в предложении является одним членом предложения)

Какими свойствами слова обладают фразеологизмы? (синонимия, антонимы)

Как можно узнать лексическое значение фразеологизма? (по словарю)

Ребята, на экзамене в 9 классе у вас будет задание, найти фразеологизмы в предложении. Посмотрим, сможем ли мы справиться с этим заданием? (задание из ГИА по слайдам) (Приложение 4)

Слайд 19-22

Ответы:

Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. Молодцы! Слайд 23

Я надеюсь, теперь вы будете использовать фразеологизмы в своей речи, чтобы сделать ее богатой, красивой и правильной.

На уроке я был(а):

    Участником (поднимаем красный кружок)

    Наблюдателем (поднимаем синий кружок)_

Выставление оценок

    Найди историю возникновения любого фразеологизма.

    Придумай игру с использованием фразеологизмов.

Этот материал войдет в вашу книжку фразеологизмов.

Приложение 3

1.Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой. Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – всё нельзя, да не позволено, да не ваше! (Дикий помещик» Салтыков-Щедрин)

2.А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать. («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

3.И каких страхов он, старый пескарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, - это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда - не знает. Видит, что у него с одного боку - щука, с другого - окунь; думает: вот-вот, сейчас, или та, или другой его съедят, а они - не трогают...

(«Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

4.Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе. («Белка» Крылов)

5.- В жизни первенствующую роль добро играет, - разглагольствовал карась, - зло - это так, по недоразумению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается.

Держи карман!

Ах, ерш, какие ты несообразные выражения употребляешь! "Держи карман"! разве это ответ?

Да тебе, по-настоящему, и совсем отвечать не следует. Глупый ты - вот тебе и сказ весь!

(«Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин)

6.Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

7. "Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!" («Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин)

8. Царский советник одну ногу через порог занес, а другую не переносит, замолчал и про свое дело забыл: стоит перед ним такая красавица, век бы глаз от нее не отвел, все бы смотрел да смотрел. (из русско-народной сказки)

9. На конька Иван взглянул
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать! («Конек-горбунок» Ершов)

10. За домом едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава. (В. Викторов)

Приложение 4

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) А эта кисочка Машенька улыбнулась ему и промурлыкала: - Оч-чень р-реалистично нар-рисовано.

2) – Гений и злодейство есть вещи несовместные, - сурово сказал Лева Махервакс, лучший фонарёвский друг.

3) Он же хочет получше нарисовать, а за это вот всю дорогу горит синим пламенем.

4) – Вот вы все убиваете в нем художника, - обличал он своих ребят.

2 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) За спиной висел чудовищный ранец из волосатой и пегой коровьей шкуры

2) В ранце тарахтел пенал, горсть грецких орехов, литой чёрный мяч и арифметика

3) На ногах - «броненосцы»

4) Тетя Варя в ужас пришла.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.)

2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)

3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.)

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.)

2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)

3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.)

4) Ветер подхватил горящую солому и швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)

    Морочить голову.

    Не в своей тарелке.

    медведь на ухо наступил

    гнаться за двумя зайцами

    Делать из мухи слона

    Сесть в калошу

    Подложить свинью

    Кот наплакал

    Водить за нос

    Волосы дыбом

    Вот где собака зарыта!

    Дело в шляпе

    Зарубить на носу

    МАЛО

    БЫСТРО

Фразеологизмы, употребление их в речи. Афоризмы.

Цель урока: расширение и углубление знаний студентов в области фразеологии.

Задачи урока:

Образовательные:

    повторить и обобщить изученное о фразеологизмах;

    систематизировать и расширить знания о фразеологизме, их основных признаков, источниках появления типов фразеологизмов

    работать со словарями;

Развивающие:

    выявлять связи;

    формулировать выводы;

    развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

    умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;

    навыки поисковой, исследовательской деятельности.

Воспитательные:

    содействовать воспитанию общей культуры;

    любви к слову, родному языку;

    интерес к изучению родного языка;

    создать условия для реальной самооценки студента, реализации его как личности.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

    отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний;

    устанавливать их отличительные особенности;

    правильно и уместно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи;

    анализировать изученный материал;

    практически использовать полученные знания в стандартных и не стандартных ситуациях.

Метапредметные УУД:

    извлекать информацию из словарей;

    пользоваться различным видами чтения (ознакомительным, изучающим);

    адекватно понимать основную и дополнительную информацию в тексте;

    извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации, интернет источники);

    перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, таблицы, ключевые слова);

    владеть разными видами аудирования;

    стремиться к координации различных действий в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и аргументировать его;

    осуществлять взаимный контроль и самоконтроль.

Познавательные УУД:

    анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы;

    различать словари разных типов, извлекать из них информацию, сравнивать её;

    владеть разными видами аудирования (выборочного, ознакомительного, детального);

    преобразовывать информацию из одной формы в другую(текст в схему, таблицу);

    систематизировать и представлять полученную информацию в виде схем, таблиц.

Коммуникативные УУД:

    владеть монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

    слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию;

    договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

    оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль;

Регулятивные УУД:

    искать пути решения проблемы;

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

    соотносить цели и результаты своей деятельности;

    опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы;

    формулировать (цель урока, проблемы урока);

    осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

    стремиться к речевому совершенствованию;

    проявлять уважения к своим одногруппникам и педагогу в ходе дискуссии;

    формировать учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу;

    ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Межпредметные связи: литература, история, информатика.

Ресурсы:

    Учебник для студентовсредних профессиональных учебных заведений под редакцией Н.А.Герасименко.- М.:Издат.центр «Академия», 2012

    И.В.Золотарёва, Л.П.Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.-Э.: «ВАКО», 2010

    Н.Н.Будникова, М.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 класс.-М.: «ВАКО», 2012

    Д.Н.Ушаков Большой толковый словарь русского языка

    Фразеологический словарь русского языка/Сост. А. Н. Тихонов, А.Г. Ломов, Л. А.Ломова.-М.: Русский яз. Медиа, 2003

    Толковый словарь русского языка/С.И.Ожегов.-М.: ООО «Оникс», 2008

    Карточки - задания

    Мультимедийная презентация

    Оценочный лист

    Рисунки студентов

    Фрагменты видеоуроков

    Раздаточный материал

    компьютер;

  • мультимедийная установка

Методы и приёмы обучения:

    объяснительно-иллюстративный

    репродуктивный

    поисковый

Ход урока

    Организационный момент

Здравствуйте! Занимаем рабочие места, проверяем готовность к уроку, Староста, есть отсутствующие?

Слово преподавателя: Мы продолжаем изучение тем второго раздела «Лексика и фразеология». Сегодня третье занятие, тема которого зашифрована в мультипликационном фильме. Посмотрите его внимательно и сформулируйте тему урока. Ваши предложения. Запишите в тетрадь дату и тему урока.

Тема урока: «Фразеологизмы, употребление их в речи» для Вас не новая, Вы знакомились с ней в курсе основной школы, как Вы думаете, какова цель нашего урока сегодня.

Цель урока: расширение и углубление знаний о фразеологизмах.

Как мы будем достигать цели урока? Да, через решение определенных задач, каких именно Ваши формулировки?

Подводим итог . Цель урока: расширение и углубление знаний о фразеологизмах (показ слайда)

Задачи урока: уметь (показ слайда)

    находить в тексте фразеологизмы;

    отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний;

    определять значение фразеологизмов и их группу;

    работать со словарями;

    правильно и уместно употреблять фразеологизмы в речи

Ваша работа на уроке будет оцениваться по следующим критериям:

    у Вас на столах лежит лист оценивания, с которым Вы будете работать в течение всего урока и сдадите его в конце, выполнив последнее задание;

    Обращаю Ваше внимание, что работать мы будем в группах, парах и индивидуально, поэтому, как Вы видите из листа оценивания, за задания 1, 5, 6 каждый выставляет себе оценку сам, за задание 2 и 7 взаимопроверка, задание 3 и 4 оценивает бригадир, и 8 последнее задание оценивает преподаватель, то есть средний балл восьми оценок – это и будет итоговая оценка за урок. Таким образом каждый получит оценку за работу на уроке.

    Мотивация учебной деятельности

Задумаемся над вопросом , где в повседневной жизни Вам понадобится знание фразеологизмов? (для общения в разных ситуациях, при чтении книг, при выступлении перед аудиторией). Даю минуту на размышление

Удачней всех мотивация учебной деятельности у…….,.поэтому он получает дополнительный балл.

Слово преподавателя:

Д ействительно, фразеологизмы – это богатство русского языка, а чтобы им овладеть, нужно много работать. Я верю, что сегодня у нас не будет тех, кто будет трудиться спустя рукава и надеюсь, что мы будем шевелить мозгами, работать бок о бок, душа в душу, плечом к плечу, не покладая рук.

Думаю, что я смогла настроить Вас на работу, и в этом помогли фразеологизмы, так как с их помощью можно ярко и образно выражать свои мысли.

Часто можно слышать от студентов: без фразеологизмов можно обойтись, но сможем ли мы отказаться от них совсем? На этот вопрос мы будем отвечать в течение всего урока.

    Усвоение новых знаний на основе имеющихся

Для решения задачи: уметь определять фразеологизмы, отличать их от свободных словосочетаний, выполните следующее задание:

Посмотрите на словосочетания , записанные в два столбика, в какую лексическую группу можно их объединить и почему?

кот наплакал

замяукал тихо

водить за нос

пищал над ухом

собаку съел

купил собаку

Ответы студентов: в первом столбике фразеологизмы, т.к. значение всего словосочетания можно передать одним словом, отдельное слово теряет свою самостоятельность, ничего нельзя изменять по своему желанию, эти словосочетания мы не создаём сами, а берём в готовом виде.

Во втором столбике в словосочетании можно заменить любое слово, данные словосочетания не требуют запоминания, их создаём сами, поэтому это свободные словосочетания.

Слово преподавателя:

проверьте свои предположения – выводы, которые были сделаны в ходе работы с таблицей, прослушав фрагмент из видеоурока

(просмотр фрагмента видеоурока)

Задание к видеофрагменту: Определение фразеологизмов. Что нового узнали?

Какое определение фразеологизмов дано в учебнике «Русский язык» Н.А. Герасименко» в параграфе на 23 странице 53, запишите определение фразеологизмов в тетрадь.

Помня наши выводы и фрагменты видеурока,

Составьте схему – опору для понятия фразеологизмы, перечислив в ней признаки фразеологизмов. Подсказка образца оформления схемы-опоры на слайде 5.

Проверьте правильность выполнения задания по ключу и с помощью критериев оцените свою работу, отразите в листе оценивания результаты проверки. (Слайд 6)

Устно выполняем упражнение 117 по учебнику «Русский язык» Н.А. Герасименко. Прочитайте задание, работаем по цепочке 1 ряд.

Продолжаем работу над определением значений фразеологизмов. Перед Вами текст. Задача из предложенного текста выписать в столбик фразеологизмы, определить их значения справа во 2 столбике.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу , пользуясь ключом, оцените в соответствии с приведёнными на слайде критериями.

Фразеологизм

Значение фразеологизма

сломя голову

очень быстро, стремительно

пара пустяков

очень легко, без особых усилий

проще пареной репы

очевидно, просто, раз плюнуть

пальцем не пошевельнула

не касаться дела, хоть и легкого

шагу некуда ступить

не протолкнуться, ступить некуда

сойти в могилу

гонять лодыря

бездельничать, быть предельно ленивым

собственной персоной

сам, сама

пасть духом

прийти в уныние, поникнуть

травленый зверь

об опытном, бывалом человеке

вставали горой

не дать в обиду, встать на защиту

стояли поперёк дороги

мешать, быть помехой

Слово преподавателя :

Встаньте те, кто получил наибольшее количество баллов. Молодцы! ……. Прочитай нам, пожалуйста, что ты отразил в таблице.

А остальным есть над чем поработать сейчас и дома, чтобы добиться таких же результатов.

Как Вы думаете , продолжают ли появляться новые фразеологизмы в наше время? Приведите примеры.

Коренные изменения, произошедшие в 90-е гг. XX в. во всех сферах нашей жизни, серьезным образом сказались на словарном составе русского языка.
Создается новая фразеология: новые русские, русский класс, дикий рынок, шоковая терапия, теневая экономика, страны ближнего зарубежья.

Например: силовой – силовое руководство, силовые меры, силовой министр, силовые структуры. Слово крутой, известное в народе в сочетаниях крутой берег или, переносно, крутой мужик, обрело небывалую жизнеспособность: крутой прикид, крутая разборка.

Выполнять следующее задание будем в группах.

Вспомним происхождение фразеологизмов. Предлагаю поработать с таблицей . Опираясь на приведенные примеры, дополните таблицу необходимыми компонентами. В этом Вам окажет помощь параграф 24 на странице 56 учебника «Русский язык» Н.А. Герасименко, интернет – источники и подсказка образца оформления ответа.

во всю Ивановскую

бить баклуши

быть или не быть

святая святых

дамоклов меч

цепная реакция

соль земли

ставить точки над и

Мамаево нашествие

мерить на свой аршин

премудрый пескарь

божиею милостию

муки Тантала

удельный вес

хлеб насущный