» » Конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы. Конспект логоритмического занятия для детей раннего и младшего возраста. Тема: Лицо Вводно — организационный

Конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы. Конспект логоритмического занятия для детей раннего и младшего возраста. Тема: Лицо Вводно — организационный

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматической стороны речи

в средней группе.

Тема:

«Части тела»

с использованием речедвигательных упражнений

и пальчиковых игр.

Цели:

Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме Развивать слуховое и зрительное внимание, память и мелкую моторику Закреплять навыки противопоставления большого пальца остальным, помогать запоминать названия пальцев Развивать чувствительность органов чувств, учить соотносить ощущения с органами чувств Учить правильно использовать существительные в форме Тв. и П. п. ед. и мн. ч. Учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела Упражнять в понимании и выполнении 2-ступенчатой инструкции. Воспитывать навыки организованного поведения Воспитывать эмоционально-радостное отношение к пальчиковым играм.

Материал к занятию:

Картинки: цветок, грибок, шарик, квадрат, круг (для зрительного анализатора)

Целлофановый пакет, бумага, вода и 2 стакана (для слухового анализатора)

Мандарин, лимон, чеснок, шоколад (для обоняния)

Морковь, яблоко, шоколад (для вкусового анализатора)

Игрушки: пирамидка, матрешка, мячик, кубик, машинка (чудесный мешочек)

Картинки частей тела и человека. Мяч для игры. Повязка для глаз. Каштаны и грецкие орехи на каждого ребенка. 2 коробки (синяя и зеленая).

Аудиозапись речедвигательные игры Е. и С. Железновых

Ход занятия.

I . Орг. момент. Приветствие.

Дети здороваются.

Вежливые люди всегда здороваются друг с другом. У нас есть очень хорошие помощники, которые помогают нам играть, рисовать, есть, одеваться и за мамочку держаться. Что это за помощники? (РУКИ)


Да, это наши ручки и ловкие пальчики, которые тоже умеют здороваться.

Игра: «Пальчики здороваются»

Большой пальчик «здоровается» поочередно с остальными, начиная с указательного.

Здравствуй, указательный!

Привет, средний!

Здорова, безымянный!

Как живешь, мизинец?

II . Введение в тему.

1. Игра: «Что изменилось?» На доске картинка «цветок», затем закрыть ширмой и поменять картинку на «грибок» (квадрат, круг…)

Что вам помогает узнавать картинки? (ГЛАЗА)

Вы эти картинки видите чем ? (ГЛАЗАМИ)

Выставить картинку «глаза»

2. За ширмой производить звуки – шуршать пакетом, смять бумагу, перелить воду…

Дети угадывают предметы.

Что вы сейчас делали? Как догадались, что я тут прячу? (СЛУШАЛИ)

- Чем вы слушали? (УШАМИ)

Выставить картинку «уши»

3. Угадывание по запаху. (мандарин, лимон, чеснок, шоколад)

Как ты догадался? Чем ты нюхал? (НОСОМ)

Картинка «нос»

4. Игра: «Чудесный мешочек» - Как ты узнал?

Ты не видел, не слышал, а догадался с помощью чего? (РУК, ПАЛЬЦЕВ)

Картинка «рука»

5. Угадывание на вкус. (морковь, яблоко, банан, шоколад)

Ребенку закрыть глаза, дать попробовать кусочек.

Что тебе помогло узнать продукт? (РОТ) Чем мы едим? (РТОМ)

Картинка «рот»

III . Закрепление темы

Посмотрите, что вы видите на доске? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Какие еще части тела у нас есть? (выставить картину человека). Если затрудняются, то логопед показывает части тела на картинке человека (Дети называют)

Речевая подвижная игра:

Называем мы слова: Нос, живот, коленки, пятки,

Лоб, затылок, голова, Губы, бедра и лопатки…

Шея, плечи, пальцы, ногти, Части тела изучаем,

Кулаки, ладошки, локти, Части тела называем.

Активизация глагольного словаря. Игра с мячом.

Логопед бросает мяч ребенку, называя часть тела, ребенок возвращает мяч, называя, какие действия производит этот орган.

Инструкция: «Я называю часть тела, а вы скажите, что мы делаем»

Что мы делаем глазами? (смотрим, моргаем, закрываем, открываем)

Носом? (дышим, нюхаем, сморкаемся)

Ртом? (разговариваем, едим, улыбаемся, кричим, смеёмся…)

Руками? (трогаем, берем, хлопаем)

Ногами? (прыгаем, шагаем, топаем, бегаем…)

Ориентировка в пространстве, понимание и выполнение инструкций.

«Правый – левый» - выполнение двухступенчатой инструкции:

Возьмите в правую руку каштан, а в левую – орех. Проверить правильность.

Что у вас в правой руке? Что у вас в левой руке? В какой руке каштан? В какой руке орех?

А сейчас крепко сожмите каштан и орех и держите, пока я сосчитаю до 5.

Положите орех в синюю коробку, а каштан – в красную.

Активизация в речи существительных в форме пр. падежа ед. и мн. числа

Игра: «У жирафов…» Синхронизация речи и движения. (Железнова)

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.




У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.


А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носу, на животе, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

IV . Итог: Что мы сегодня с вами делали?

Что нам помогает дышать, есть, говорить, смотреть, слышать…?

Как мы называем все эти части? (ЧАСТИ ТЕЛА)

Молодцы! Вы очень хорошо поработали, особенно, Саша, Маша…. (похвалить всех детей)

Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает?

Первое, что нужно сделать - это проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!

Родители часто бывают необьективными в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться "детская" речь ребенка, а некоторые родители поощряют "сюсюканье", что абсолютно недопустимо.

Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьезно аняться исправлением звукопроизношения.

Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должет овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Ели Вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевремено овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.

Игра "Сказочка-указочка"

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.

Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык -
Робко прячется язык.

А вокруг-то - целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди - зубов оправа.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Всё про ротик знаю я!

Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)"

Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание.

Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Игра "Весёлые фигуры"

Детям даются поручения. Например:
1. "Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз".
2. "Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой - за левое".
3. "Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку".
Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.

Упражнение "Наши руки"

Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.
Эта ручка - правая (мячик на ладошке),
Это ручка - левая (мячик на ладошке),
Я на мячик нажимаю
И зарядку делаю:
Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),
Будет сильной левая (в левом),
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).

Упражнение "Зарядка"

Выполняем движения в соответствии со стихотворением.

Руки в стороны, в кулачок,
Разожмём и на бочок (то есть на пояс).
Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.

Упражнение "Фокусник"

Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики).
За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч).
Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти).
Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею),
От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки).
Между пальцев подержи (соответственно),
И в ладошку положи (соответственно).
Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони),
Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец).
И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).

"Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика." Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Части тела». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Части тела»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Расширять и активизировать глагольный словарь по лексической теме «Части тела».
  2. Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных.
  3. Закреплять умение практические употреблять в речи предлог –на.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Учить названия основных частей тела, их функции, различать правую — левую руку и ногу.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование:

  • картинки с изображением частей тела, кукла, зеркало.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

Логопед просит детей сесть полукругом и поздороваться друг с другом, кивая головой.

2. Вводно — организационный

К нам в гости пришла кукла. Поздоровайтесь с куклой и послушайте, какое стихотворение она вам прочитает:

Это руки – хлоп, хлоп.
Это ноги – топ, топ.
Там спина, тут живот,
Наверху голова.
Это шея у меня.
Полюбуйтесь – это Я.

3. Мотивация на деятельность

Педагог просит детей посмотреть в зеркало и показать те части, про которые рассказала кукла (руки, ноги, спина, живот, голова, шея)

Все, что мы сейчас назвали и показали, называется – части тела. Сегодня мы свами поговорим о частях нашего тела.

4. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

Д/и «Покажи и назови»

Педагог просит детей показать и назвать у куклы:

Где голова? (Вот голова).
- Где шея?
- Где рука?
- Где нога?
- Где спина?
- Где живот?

Д/и «Один-много»

Педагог называет существительное, обозначающее одну часть тела, дети образуют форму множественного числа существительного. (На примере 2 кукол).

Д/и «Что, где находится?»

Логопед спрашивает у детей:

Что есть у вас на голове? (На голове волосы, глаза, уши и т.д.)

Что на руке?

Что на ноге?

Что на туловище?

5. Динамическая пауза

Где же, где же наши руки?
Где же наши руки? (дети прячут руки за спину)
Вот, вот наши руки. Вот наши руки. (показывают руки и делают фонарики)
Где же, где же наши ноги. Где же наши ноги?
Вот, вот наши ноги. Вот наши ноги. (топают ногами)
Где же, где же наши дети?
Где же наши дети? (дети закрывают лицо руками)
Вот, вот наши дети Вот наши дети. (дети хлопают в ладоши)

6. Знакомство с новым материалом

Д/и «Наоборот»

Логопед предлагает детям потрогать мел и посмотреть, какие у них руки. У меня руки чистые, а у вас? (грязные)

Опустить руки в воду. У меня руки сухие, а у вас? (мокрые)

Положить руки на грелку. У меня руки холодные, а у вас? (горячие)

7. Практическая деятельность

Д/и «Чего нет у куклы?»

Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой нарисованы отдельные части тела, педагог спрашивает:

Что забыл нарисовать художник у куклы? (У куклы нет руки. У куклы нет волос. И т.д.)

8. Открытый выход из деятельности

Молодцы, ребята, мы сегодня говорили о частях тела. Всех, кто хорошо занимался, я поглажу по головке.

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед

Игра « Один – много»

Игра «Назови ласково»

Физкультминутка

Игра «Чего не хватает

Итог занятия.

Конспект занятия по развитию речи в группе 2 года обучения

Тема: « Части тела и лица »

Цель: Закрепить названия частей тела и лица человека.

Коррекционно-образовательные задачи:

Научить образовывать существительные множественного числа;

Научить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Расширять активный и пассивный словарь в ходе изучения данной темы;

Расширять глагольный словарь;

Продолжать развивать умение слушать устный текст и выполнять словесную инструкцию.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие моторики рук;

Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти;

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие правильного речевого выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Словарь и оборудование: Нос, нога, палец, рука, рот, глаз, ухо, щека, живот.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением человека, отгадывание загадок по теме, беседа о человеке, частях его тела и лица, индивидуальная работа перед зеркалом – артикуляционная гимнастика.

Раздаточный материал: картинки с изображением лица человека

Демонстрационный материал: картинки с изображением частей лица и тела.

Ход занятия.

Введение в тему:

Ребята, посмотрите друг на друга. Все мы разные на вид, но у каждого есть руки, ноги, рот, два уха, два глаза и нос. Какими бы мы не были разными, но все мы похожи своим телосложением. Ребята, давайте вспомним еще раз, из каких частей состоит тело человека. Я буду зачитывать вам стихотворение, а вы будете внимательно слушать и как только вы услышите названия частей лица и тела вы сразу их показываете, я вам буду помогать.

Быть у каждого должна, очень умной голова.

Я верчу ей, как умею, голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь, и вместе это туловище – туловище.

Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот.

На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь.

Руки – чтоб трудиться, воды из кружечки напиться.

На руке сидят мальчики – очень дружные пальчики.

Бегут по дорожке очень резвые ножки.

Молодцы, вот мы с вами и вспомнили, из чего состоит наше тело. Теперь давайте пройдем за столы и поиграем в интересную игру, которая называется

Основная часть.

Игра на развитие правильного речевого выдоха

Игра « Один – много» - я буду показывать вам картинки с изображением частей тела и лица, а вы должны правильно назвать. Обратите внимания, что на одной картинке будет нарисован один предмет, а на другой много. Нос – носы, палец, пальцы, рука -руки, нога - ноги, рот –рты, глаз -глаза, ухо- уши, щека- щеки.

Игра «Назови ласково» - давайте назовем наши части тела и лица ласково.

Нос – носик, палец- пальчик, рука -ручка, нога - ножка, рот –ротик, глаз -глазик, ухо- ушко, щека- щечка.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика

Утром ножки одеваем (имитация одевания)

Ручки, ручки потираем (потираем ручки)

Зубки, зубки очищаем (языком проводим по верхним и нижним зубкам)

Щечки, щечки надуваем (надуваем щечки)

Ротик кушает, зевает (жуем, зеваем)

Глазки, глазки изучают (водим глазками по сторонам)

Лобик шишки набивает (кулачки ко лбу)

Физкультминутка

Это глазки – вот, вот, вот, это ушки – вот, вот, вот.

Это нос, это рот, там спинка, тут живот,

Это ручки хлоп-хлоп, это ножки топ-топ.

Игра «Чего не хватает» - посмотрите, перед вами находится картинка с лицом человека, на этой картинки не хватает одной части лица, давайте попробуем понять какой и рассказать, что делает эта часть лица.

Итог занятия. Логопед подводит итоги, оценивая работу детей на занятии.

Сегодня мы с вами говорили про части тела и лица. Что вам понравилось.

Светлана Печенцова
Занятие по развитию речи «Части тела» (подготовительная группа)

Конспект по развитию речи

Тема : «Части тела »

(подготовительная группа )

Цель : Закреплять лексику по теме «Части тела » ; закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь; учить согласовывать числительные с существительным; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение; продолжать учить пересказывать художественное произведение близко к тексту; развивать память , внимание, мышление.

Методы и приёмы : дидактические игры и упражнения :

«Скажи наоборот» , «Скажи сколько?» , «Что для чего?» ,

«Помощники – разведчики » , , сюрпризный момент «в гости пришла кукла Оля» , чтение произведения, вопросы, загадки.

Оборудование : красивая кукла, мяч, обруч, плакат «Части тела » , простые карандаши, портрет мальчика на каждого ребёнка.

Словарная работа : болтала; нос, куда не надо не совала.

Ход занятия:

Организационный момент.

В : сядет тот, кто назовёт часть тела . (голова, рука, нога, тело, туловище, глаза, нос, рот, язык, ухо, живот, спина).

Не повторять ответы детей.

А теперь давайте разомнём наши плечики.

(упражнение для шеи и плеч)

И потренируем наши язычки.

(артикуляционная гимнастика : «улыбка» в чередовании с

«заборчик» , «чистим зубки» , «вкусное варенье» , «часики» ,

«непослушный язычок» , «барабанщик» .

Д/игра «Скажи сколько?»

В : А сейчас мы поиграем в игру «Скажи сколько?»

Отвечаем на вопросы полным ответом.

Встаём возле стульчиков.

Вопросы :

1. Сколько у тебя глаз? У меня два глаза.

2. Сколько у тебя рук?

3. Сколько у тебя ног?

4. Сколько у тебя носов?

5. Сколько у тебя языков?

6. Сколько у тебя правых ног?

7. Сколько у тебя ртов?

8. Сколько у тебя голов?

9. Сколько у тебя ушей?

10. Сколько у тебя правых ног?

11. Сколько у тебя спин?

12. Сколько у тебя животов?

13. Сколько у тебя пальцев на одной руке?

14. Сколько у тебя пальцев на 2-х раках?

В : Присаживайтесь на стульчики я хочу вам кое что показать. Посмотрите, какая у меня красивая сумочка (показывает детям) .

Хотите узнать, что в ней находится? Отгадаете загадку и узнаете, что находится в этой красивой сумочке? Готовы?

Загадка : Что всё это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь – будет спать.

День и два, и даже пять? … (кукла)

В : К нам в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Что за помощники вы сейчас узнаете и сами отгадаете! Слушайте внимательно.

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки)

Оля ягодки берёт

По две, по три штучки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ручки)

Если б не было его

Оля не сказала б ничего. (язык и рот)

Очень умною должна

Быть у Оли … (голова)

На лице он выдаётся,

Не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

С удовольствием он может. (носик)

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ушки)

Оля ядрышки грызёт,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки)

Оля смотрит на кота,

На картинки в сказке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки)

Вот сколько у Оли помощников. У нас с вами тоже есть такие «помощники – разведчики » .

Оставайся с нами Оля, а дети расскажут тебе ещё много интересного. (посадить Олю на стол) .

А сейчас предлагаю вам разбиться на пары, и поиграть.

Д/игра. «Помощники – разведчики » .

(на полу лежат рисунком вниз разрезанные на части , большие цветные бумажные модели : глаза, язык, уши, нос, руки, ноги, голова, шея, зубы).

В : Здесь лежат «помощники – разведчики » человека и вам нужно каждого «помощника – разведчика » собрать в единое целое, а затем на карточке прочитать его «имя» .

Дети работают.

В : Посмотрите на них. Вспомните, что они нам помогают делать, для чего они нам нужны?

Какого «помощника» собрали вы? Для чего нужен нам этот

«помощник» ? Отвечаем полным ответом.

Д/и «Что для чего?»

Ноги – ходить, бегать, прыгать, стоять…

Шея – крутить, вертеть…

Руки – брать, лепить, рисовать, мыть…

Зубы – жевать, грызть, кусаться…

Глаза – смотреть, рассматривать…

Голова – думать…

Нос – дышать, нюхать…

Язык – говорить, ощущать вкус…

Уши – слышать, прислушиваться…

В : Вот сколько у человека «помощников» .

Присаживайтесь на стульчики.

Садимся удобнее, приготовьте свои ушки слушайте внимательно.

Чтение рассказа воспитателем.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Вопросы :

1. О чём этот рассказ?

2. Чего у Кати было по два?

3. Чего у Кати было по одному?

4. О чём спрашивала Катя у бабушки?

5. Что бабушка ответила на Катин вопрос?

6. Как вы понимаете слово «болтала» ?

Словарная работа :

Как вы понимаете слово…

Болтать – быстро и много говорить.

Как вы понимаете выражение «не совать свой нос, куда не надо» ? (не влезать в чужие разговоры; не перебивать, когда разговаривают взрослые; не мешать людям, когда они заняты .)

Физминутка

В : А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Дружно присели,

Пяточки задели…

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Молодцы! Похвалите себя : обнимите себя правой рукой за левое плечо, а левой рукой погладьте себя по голове.

Присаживайтесь на стульчики.

В : Сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ, я вы внимательно слушайте, потому что потом будите его пересказывать.

Повторное чтение рассказа.

Пересказывают 3 – 4 ребёнка. Можно использовать пересказ по цепочке или по ролям. Каждый пересказ оценивается.

В : Предлагаю поиграть.

Д/и «Скажи наоборот»

1. Максим высокий, а Вика…

2. У Маши волосы длинные, а у Антона…

3. Мама разговаривает, а дочка…

4. Папа идёт, а сын…

5. Соня весёлая, а Саша…

6. Вова плачет, а Владик…

7. Сестра большая, а брат…

8. Дедушка старый, а внук…

9. Золушка добрая, а мачеха…

Д/и «Что забыл нарисовать художник?»

Наша Оля просит вас ей помочь. Она рисовала портрет своего друга Кости, но неожиданно к ней пришли гости и она не успела его дорисовать. Ей очень хотелось подарить портрет своему другу. Давайте ей поможем, но сначала рассмотрим, что же она не дорисовала?

(на столах лежат портреты мальчика, на которых не дорисованы детали на лице).

В : Так, что же не успела дорисовать Оля, на твоём портрете Алиса?

Ребёнок рассматривает свой рисунок и называет, н-р :

Оля на портрете не дорисовала глаза. Я дорисую Косте глаза.

(спросить несколько детей) .

Дети работают за столами.

В : Я думаю, что Косте понравятся портреты, которые вы помогли дорисовать Оле. И Оля благодарит вас за помощь.

Теперь эти портреты она может подарить своему другу.

Итог :

1. Дети, чем вы сегодня занимались на занятии ?

2. Что больше всего понравилось?

Сегодня вы очень хорошо работали на занятии , справились со всеми заданиями. Были дружные, …

Воспитатель от имени куклы Оли анализирует работу детей на занятии .