» » Октября по старому. Старый и новый стиль в исторических датах. В праздник евангелиста Луки наблюдают за приметами

Октября по старому. Старый и новый стиль в исторических датах. В праздник евангелиста Луки наблюдают за приметами

Ерофеев день. Ерофей. С Ерофея и зима шубу надевает. На Ерофеев день лешие дурят по лесам - бродят, кричат, хлопают в ладоши, хохочут, но с пением первых петухов проваливаются сквозь землю - до будущего тепла. Суеверные люди в лес не ходят. По народному поверью: лес видит, а поле слышит - в этот день. Спереди и сзади лешего ходят ветра. Потому не видно следа лешего, вихри заметают его след. В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека.
С Еврофея холода сильней. На Ероффев день один «ерофеич» душу греет.

Иерофей (Ерофеев день). На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в лес не ходят - леший бесится.
У белки цвет шерсти изменился - к морозной зиме.
Снегирь поет у подножья изгороди - к непогоде.
Телеграфные провода гудят сильнее обычного - к ненастью.

«Ерофеич » - это старинная русская настойка, которую, по легенде, изобрел в 1768 году цирюльник графа Алексея Григорьевича Орлова, которого все звали просто Ерофеич. С ее помощью он излечил графа от болезни желудка и вернул ему аппетит. У Ерофеича было одно средство от всех болезней - настоянная на душистых травах водка.
На 10 литров водки положить 50 граммов любой мяты, по 50 граммов аниса, зверобоя, душицы, тимьяна, донника, майорана, тысячелистника, полыни, поставить все это в большой бутыли литров на 10 на 12 суток в теплое место. После этого можно употреблять, слив с гущи или не сливая, как кому угодно; на гущу можно опять налить половинную пропорцию водки и поставить на месяц в тепле.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Поверье о лешем.

Наши поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат - переломает все косточки не хуже медведя. Между поселянами существует предание об удалом мужике, желавшем подсмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю.
«Жил когда-то в деревне мужик, не в нашей, а там, в чужой, собой не мудрой, но зато такой проворной, что всегда и везде поспел первый. Поведут ли хороводы, он первой впереди; хоронят ли кого, он и гроб примеряет и на гору стащит; просватают ли кого, он поселится от рукобитья до самой свадьбы, и поет и пляшет, обновы закупает и баб наряжает. Отродясь своей избы не ставил, городьбы не городил, а живал в чужой избе, как у себя во дворе. Хлебал молоко от чужих коров, ел хлеб изо всех печей, выезжал на базар на барских конях, накупал гостинцев для всех деревень. В деньгах счету не знал. У кого нет избы, он даст денег на избу; у кого нет лошадки, он даст денег на пару коней. Одного только не знали православные: откуда к нему деньги валятся? Старики поговаривали, что он продал свою душу нечистому за деньги, и утверждали за правду, что трудовая копейка не велика и для своей нужи. А у него отчего же завелись деньги для всех? С работы, де, не будешь богат, а только горбат. Бабы говорят свое: старики никогда правды не скажут. Ну, кто баб переспорит? Молодые судили по-своему: он, де, кладь нашел с золотом и серебром. Вот отчего и богатство. Бабы и тут стояли на своем: что молодые знают? Молодо-зелено. Поди уверь их, что молодые не дураки, так после и беги сам с бела света. Старушки уверяли своих кумушек, что удалой таскает свои деньги из вороньего гнезда. Там, де, никогда деньгам перевода нет. Вот затем-то он и в лес ходит всякий день. Бабы и тому не верили: где, де, старухам знать? Давно из ума выжили! А скажи бабам, что старухи умнее их, так и в избе места не дадут. Один только староста говаривал под хмельком, что он знает всю правду. Старосте можно было бы поверить: мужик он богатый, поит стариков брагой, кормит ребят пирогами. Все это говорят мужики; а бабы думают другое: староста, де, все делает по женину веленью. Что скажет его баба, так тому и быть. А с бабьим умом далеко ли уйдешь? Послушайте-ка, что соседи говорят про старосту. Раз случилась на него, старосту, беда: недочет вышел в подушных. Вот он и начал спрашивать бабу издалека: «Хвалишься ты, баба, что умней тебя нет, а знаешь ли ты, баба, сколько у нас в селе дворов?» - «Знать не знаю, а сочту поумней твоего». И начла баба всех тридцать дворов. Староста сидит за столом, бороду поглаживает, на бабу поглядывает, да и молвит: «Дворов -то было тридцать еще до тебя, когда я не женился, а ты, баба, замуж ке шла. А знаешь ли ты, баба, сколько подушного с мужиков идет?» - «Вот еще чего не знать! С Петрова по рублю, с Евдокей по рублю, с Радуниц по рублю; а сколько всего, ты сам смекни, умная голова». Сидит мужик и думает: «Нет, эдак и в год не сочтешь! Есть дворы вдовьи, есть и в пусте. В приказе уряжено со вдовьего двора не брать, а с пустого нечего взять». И пошел староста к удалому мужику на совет, ума - разума набраться. А пошел было он не просто с поклонами, а с дорогими посулами: с вином и пряником. Дозналась баба, что у мужа на уме сидит, так и невесть что было: и била -то его, и бранила -то его, и на неделю в амшеник заперла. Ну, сами вы, православные, народ толковый, посудите поумней: можно ли веру дать старосте, что он говорит? Другое дело удалой мужик: ума палата. Все знает, что на свете делается: как на торгу купец торгует; как в городе воевода судит - рядит; как бояре живут в каменной Москве. Кажись, мужику чего бы больше и знать? Так нет: давай то, что не знаю, говори то, что не ведаю. Наш удалой одного только не знал: как лешие проваливаются сквозь землю. Задумал мужик сам собой посмотреть на лешего, да и был таков. Ну что бы ему попросить совета у баб? Все бы лучше присудили: как миновать беды? Старики прежде нас говаривали, что бабы на это дело умней мужиков. Вот и ходит мужик по лесу, а тут навстречу ему леший. Он и тут не сробел: шапку долой, да и ему ж челом. Известное дело, что леший не говорит, а только смеется. Удалой себе на уме молвит: «Нет, брат, меня этим не проведешь, смейся себе, сколько хочешь. Лучше попытаю: где его жилье?» И начал пытать его, вот так: «А есть ли у тебя, Иваныч, хата да жена баба?» И повел леший мужика к своей хате, по горам, по долам, по крутым берегам. Шли, шли и пришли прямо к озеру. «Не красна же твоя изба, Иваныч, - молвил удалой. - У нас, брат, изба о четырех углах, с крышкой да с полом. Есть в избе печь, где ребятам лежать, есть полати, где с женой спать, есть лавки, где гостей сажать. А у твоей хаты, прости господи, ни дна, ни покрышки». Не успел мужик домолвить слова, как бух леший о землю: земля -то расступилась, туда и леший попал. С тех пор удалой стал дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать. Так дураком помер. Зачем было ему смотреть на лешего? Хотел умней всех быть. Да и чего набраться у него, лешего? Важное дело: смотреть, как будет он сквозь землю проваливаться! Небось весною опять выскочит из земли как ни в чем не бывало. Вишь их такая порода».

Пять мифов о Сергее Есенине

B селе Константиново 3 октября 1895 года родился будущий поэт, о котором слышал каждый, — Сергей Есенин. Переезд в Петербург, "чисто творческие" отношения и смерть в гостинице "Англетер". Или до неё? Рассказываем о самых распространённых мифах вокруг поэта.

"Был неверующим"


Русский поэт Сергей Есенин с матерью Т.Ф. Есениной. Фото РИА Новости

На такие мысли многих ошибочно наводят строчки "стыдно мне, что я в Бога верил, горько мне, что не верю теперь". Однако о его отношении к вере достаточно красочно говорит несколько фактов.

Во-первых, Есенин за полгода до смерти ответил Демьяну Бедному на "Стих о Боге".

Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,

Ты не задел его своим пером нимало.

Разбойник был, Иуда был.

Тебя лишь не хватало.

Ты сгустки крови у креста

Копнул ноздрёй, как толстый боров.

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

Кроме того, поэт с детства дружил с батюшкой И-оанном Смирновым из Константинова. Именно отец Иоанн одним из первых отметил талант поэта и посоветовал ему поступить в Спас-Клепиковскую учительскую школу. Этот же батюшка Есенина и отпевал.

"Никогда не служил"

На переднем плане Сергей Есенин. Фото Wikimedia Commons

Есенин присягал последнему русскому императору Николаю II. Поэт служил в Царском Селе, куда он прибыл из Петербурга в апреле 1916 года. Он был санитаром в шестом вагоне военно-санитарного поезда № 143 государыни императрицы Александры Фёдоровны.

Ездил он и к линии фронта. Первый такой "рейс" состоялся 27 апреля 1916 года. С этой поездки на лечение доставили 277 раненых офицеров и служащих более низких чинов. Вторая такая поездка, правда, стала для него последней. Во время неё он пишет отрывок поэмы "Русь", где стоит подпись: "31 мая 1916 г. У Конотопа".

После этого его перевели в канцелярию и оставили санитаром в царскосельском лазарете № 17. Находясь на службе, он успевал писать стихотворения, готовил к печати сборник "Голубень", который вышел уже в Петрограде в мае 1918 года.

Незадолго до Февральской революции поэт получил командировку в Могилёв в распоряжение командира второго батальона Сводного пехотного полка, но смог уклониться. Отречение Николая II от престола он застал в Петрограде.

Сергею Есенину выдали аттестат 20 марта 1917 года. В документе значилось, что служил он честно и добросовестно и что препятствий для его поступления в школу прапорщиков нет. Но Есенин решил, что, раз он присягал Николаю, идти учиться в прапорщики при Временном правительстве не имеет смыла.

— В революцию покинул самовольно армию Керенского и, проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт, — позже писал он в своей биографии.

"Дункан бросила поэта"

Сергей Есенин и Айседора Дункан. Фото Wikimedia Commons

Сергей Есенин и Айседора Дункан были вместе около двух лет. Танцовщица приехала в Россию открывать свою школу. Однако в течение года стало понятно, что того самого размаха, которого ей хотелось, в Стране Советов ей не дадут. Кроме того, в апреле 1922 года у неё умирает мать. Тогда Айседора расписывается с Есениным, уезжает в Париж, потом в Америку. Оттуда они приезжают на родину поэта в 1923 году, но явно в других отношениях. "Прилипла, как патока", — говорит поэт про некогда возлюбленную.

Дункан решает вернуться Париж одна, но не разводится и не рвёт отношения. "Золотая голова" вполне мог к ней приехать, но...

— Люблю другую. Женат. Счастлив, — вот что написал Есенин Айседоре Дункан в октябре 1923 года.

Поэт вернулся к Галине Бениславской, которую когда-то бросил ради Дункан. К слову, Бениславская застрелилась на могиле Есенина через год после того, как его тело обнаружили в "Англетере".

"Есенин тихо ненавидел власть Советов"

Фото РИА Новости

Почему же тихо? "Бей коммунистов, спасай Россию!" — эту фразу Сергей Александрович декламировал в ресторане прямо у Красной площади.

Такую реакцию у него вызвало то, что во время Антоновского мятежа (Тамбовское восстание), которое было в 1920-1921 годах, стало известно о применении химического оружия в отношении восставших. Тогда против власти Советов восстали 70 тысяч крестьян во главе с Александром Антоновым.

— Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая всё, что в нём пряталось, — гласил приказ командующего войсками Михаила Тухачевского.

В боях с советскими войсками мятежники потеряли более 11 тысяч человек убитыми и ранеными. От рук восставших погибло свыше двух тысяч советских и партийных работников.

"Поэт покончил с собой"

Комната № 5 в гостинице "Англетер". Фото РИА Новости

После того как 28 декабря 1925 года в гостинице "Англетер" в петле нашли тело поэта, вся интеллигенция и представители власти разделились на два фронта. Одни уверяли, что поэту было не из-за чего вешаться, другие — что он мог сделать это в пьяном угаре.

Сторонники и противники самоубийства Есенина не могут примириться до сих пор. В защиту своей версии те, кто уверен в убийстве, говорят, что поэт был слишком низкого роста и не дотягивался до петли.

Поэт Николай Браун был среди тех, кто выносил тело Есенина из гостиницы. Он вспоминает, что у литератора были две глубокие раны: пробоина над переносицей, как от рукоятки пистолета, и под бровью. Кроме того, у самоубийц появляется характерная "борозда" от веревки, чего у Есенина не было.

Проверить версию об убийстве сейчас, спустя почти 100 лет, довольно сложно. Во-первых, тело, как полагают эксперты, деформировалось, и на нём попросту уже не будет видно многих следов.

Во-вторых, сама эксгумация тела представляется проблематичной, так как ради установки ему памятника забетонировали довольно большую площадь. При работах могут быть повреждены и другие могилы.

Московский скульптор Иван Онищенко на фоне своей работы, посвящённой С. Есенину. Фото РИА Новости / Юрий Иванов

Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по ? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову .

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по . Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился , введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

юлианская дата

григорианская дата

с 1582, 5.X по 1700, 18.II

1582, 15.X – 1700, 28.II

10 дней

с 1700, 19.II по 1800, 18.II

1700, 1.III – 1800, 28.II

11 дней

с 1800, 19.II по 1900, 18.II

1800, 1.III – 1900, 28.II

12 дней

с 1900, 19.II по 2100, 18.II

1900, 1.III – 2100, 28.II

13 дней

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

Примеры

Русский флотоводец скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября . Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября .

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря - так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.) .

Христианский праздник в честь святого евангелиста Луки издавна в календаре значился 18 октября. Однако с тех пор, как в обиходе появился новый календарь, этот день перенесли на 31 число этого же месяца. В эту дату принято почитать память одного из сподвижников Петра, сыгравших большую роль в развитии православия в его первозданном виде. Так, память Луки, апостола и евангелиста, испокон веков чтится в церкви и среди народа.

Большую важность в этот день имел лук, вероятно, из-за созвучия с именем святого. Его ели в этот день для укрепления своего здоровья. Чтоб семейные отношения были всегда доверительными и исключительно добрыми, народ молился перед иконой Луки. Рыбаки, а также огородники часто обращались к Луке, чтоб тот помог с уловом или урожаем.

Жизнь евангелиста Луки оставила след в истории христианства

Святой Лука начал свою жизнь в Антиохии, что в Древней Сирии. Он занимал одно из почетных мест среди 70 апостолов Христа. Лука помогал Павлу читать проповеди, параллельно занимаясь врачебным делом. Он практически не разлучался с Павлом и даже пошел вместе с ним в миссионерское путешествие. Лука не бросил его в трудностях даже тогда, когда все отвернулись от святого.

После гибели своего самого близкого друга, Лука ушел из Рима, где провел последние дни с Павлом, и стал проповедовать учения Христа в других странах. Последним городом, в котором Луке удалось побывать, стало место Фивы. Там его жизнь завершилась в муках.Православная история гласит, что именно руками Луки была написана одна из самых первых икон Богородицы. Иконы Павла и Петра также приписываются к его творениям. Но тем, из-за чего Лука прославился больше всего, было Евангелие, написанное в 60-х годах.

Традиции в день памяти евангелиста Луки

Лук был главным овощем на столах в день почитания памяти евангелиста Луки. С давних времен среди народа ходит поговорка, что лук может излечивать все недуги. В этот праздник было принято торговать данным овощем, даже несмотря на то, что сильным спросом это не пользовалось.

За обеденным столом в день Луки было принято съедать небольшой кусочек лука. Благодаря этому организм наливался здоровьем и силой, которой святой Лука наделил данный овощ. Ходило раньше поверье, что любая хроническая болезнь могла быть излеченной за раз после подобной трапезы в ден 18 октября. Кроме того, луком лечили болячки и раны на коже. Для этого нужно было растолочь этот овощ в кашицу и положить на больное место. Девушки же, желая надолго сохранить свою красоту, наносили эту смесь на лицо и волосы.

Рыбаки со дня памяти Луки готовились к выходу на воду. Потому было принято попросить у святого побольше улова и защиты от несчастий. Чаще всего рыбаки забрасывали сети и ждали, пока достаточно рыбы запутается в ней.

Был еще один, не менее действенный, способ рыболовли. Он применялся в пору, когда темнеть уже начинало рано. Для этого на лодку крепили лучину и подпаливали ее. Рыба подплывала на свет от огня и тогда ее можно было без проблем поймать.

В праздник евангелиста Луки наблюдают за приметами

Ждать ясную погоду предстоит, если движение облаков идет от северной стороны к южной. Если происходит наоборот, то должно наступить ненастье. Отсутствие дождей сулит Луна, рога которой повернуты на север. Если они смотрят на юг, то до ноября будут слякотно.

Бледная Луна в день Луки говорит о возможном снегопаде и морозах. Но снег быстро покинет землю, если вишня еще не сбросила свои листья. Рыбакам сулит плохой улов ерш, который запутался в сетях.

Очень интересно сравнивать название месяцев современное и старославянское. ничего нам не говорят, а вот в славянских можно заметить черты, которые были знаковыми для наши предков. Июль - страдник, время тяжелой работы в поле, октябрь - свадебник, самое подходящее время для гульбы, а декабрь - лютовей, время холодов. Народные названия помогают узнать о жизни селян, о их наблюдениях, приметах. Традиционный календарь назывался месяцеслов.

Март

Именно с этого весеннего месяца обычно начинался год, и не только у славян, но и у евреев, египтян, римлян, древних греков и персов. Традиционно начало нового года крестьяне связывали либо с началом весенних работ, то есть подготовкой к севу, либо с окончанием Исчислять время по европейскому образцу приказал Петр Первый.

Называли первый березень - на юге, сухый - на севере Руси, а также протальник, зимобор, белояр. Объяснение названий месяцев в простое и понятно интуитивно. Сухый, то есть сухой, осушающий весеннюю влагу. Соковик, березень - именно в это время береза начинала давать сок, набухали почки. Зимобор - первый теплый месяц после морозной зимы, побеждающий зиму. Протальник - начинает таять снег. Называли март также пролетным месяцем, так как весну именовали пролетьем. Известны и такие варианты, как капелюжник, утро года, весновей, весновка, грачевник.

Апрель

Название старославянских месяцев часто связано с наблюдениями за природой. Апрель назвали первоцветом и цветнем потому, что в это время начинает расцветать природа, цвести первые цветы и деревья. Снегогоном, таял последний снег, ручейником - из-за капели и многочисленных ручьев, березенем и березозолом - из-за пробуждения ото сна белых берез. Известны также названия лукавец и капризник, ведь погода в этом месяце бывает весьма переменчива, оттепели сменяются заморозками. Так как месяц приносил первое тепло, именовали его и парильником. Как можно заметить, из-за разницы в климате в одной местности апрель ассоциировался с цветением трав, а в другой - только со сходом снега.

Май

Старославянские названия месяцев года рассказывают нам о том, какие процессы происходили в это время. Самое распространённое наименование мая - травный, травник, так как именно в этом месяце начинается буйный рост растительности. Это третий пролетный месяц. У мая существует и множество народных названий: цветень (начало цветения многих растений), ярец (в честь бога Ярилы), листопук (появление пучков травы и листьев), мур (появляется трава-мурава), росеник (из-за обильной утренней росы).

Июнь

Старославянские названия месяцев года могут и удивить, так как многие слова употреблявшегося языка забыты. Например, чаще всего месяц июнь именовался изок. Так называли распространенное насекомое - обыкновенного кузнечика. Именно в июне их пение можно услышать чаще всего. Ещё одно часто встречающееся название - червень, из-за появления красильных червей. Можно услышать и кресник (от огня, креса), скопид, хлеборост (копит урожай хлеба на весь год). За обилие красок, света: разноцвет, светлояр, розан-цвет, цветущий, румянец года.

Июль

Старославянские месяца соответствовали одному из четырех времен года. Серединой лета был июль, потому его называли макушкой лета. Чаще всего можно услышать имя червен из-за многочисленных ягод и плодов, имеющих красный цвет. Наступает полный расцвет липы, она выделяет сладки липкий сок, поэтому второе распространенное наименование - липень или липец. Страдник - от тяжелых страдных работ на полях, грозник - от многочисленных гроз.

Август

Название месяцев на может отражать занятия крестьян в это время. В августе начинается уборка хлеба, поэтому чаще всего его называли жнивнем или серпенем. Известны названия хлебосол, хлебовень, капустник, разносол. Густарь, густоед - в этот месяц обильно, густо едят. Межняк - как межа, граница между летом и осенью. На севере благодаря яркому сиянию зарницы были в ходу наименования зарев и зорничник.

Сентябрь

Старославянские названия месяцев года и современные могут весьма отличаться. Так, древним русским названием сентября был рюинь или ревун, руен - от осеннего рева оленей и других зверей, возможно, и ветров. Хмурень намекает на изменение погодных условий, пасмурное, хмурое небо, частые дожди. У названия вресень, вересень несколько версий происхождения. На Полесье произрастает невысокий вечнозеленый кустарник, медоносный вереск. В августе-сентябре начинается его цветение. Другая версия гласит, что подобное название могло произойти от украинского слова «врасенец», что обозначает иней, который уже может появляться по утрам. Ещё одно наименование сентября - рябинник.

Октябрь

Название старославянских месяцев часто очень ярко характеризует погодные условия. Можно легко догадаться, что под именем листопад скрывается именно октябрь, месяц, в котором начинается обильное опадание листьев. А может узнать его и под другим наименованием - падзерник, ведь именно в это время начинают драть, мять лен и коноплю. Из-за частых дождей и сырой погоды можно услышать ещё одно название - грязник. Заканчивались основные сельскохозяйственные работы, закрома были полны, самое время заключать браки, поэтому из-за многочисленных свадеб - свадебник. Октябрь на Руси нарекали и листобоем, желтнем из-за золотой осени. Он пропах капустой, поэтому - капустник. А ещё хлебник и древопилец.

Ноябрь

Есть в древнерусском языке такое слово - «груд». Это замерзшая со снегом земля, даже замерзшая зимняя дорога называлась грудным путем. Вот и подаривший первые морозы ноябрь чаще всего наименовали грудень, грудный или грудной месяц. Ноябрь богат на имена: листогной, листопад (опадают последние листья, октябрьское золото начинает превращаться в перегной), мочарец (обильные дожди), снеговей и полузимник (от первого снежка в начале месяц переходит к настоящим сугробам и морозам), бездорожник, лета обидчик, запевка зимы, канун зимы, ворота зимы, сумерки года (рано темнеет), солнцеворот (быстро уменьшается день), твердолоб, семерка года, месяц санного первопутка (начинают выезжать на санях).

Декабрь

В холодную пору года так и просятся на язык такие простые и говорящие имена, которыми называли старославянские месяца. Наши предки нарекли декабрь студеным, студнем, стужайлой, стужилой, из-за морозной стужи, обыкновенной в эту пору. Лютует зима-матушка, отсюда и названия лютый, лютовей, лютень. Сугробы уже глубокие - снежань. Одолевают холодные сильные ветра и метели - ветрозим, ветрозвон, заверняй, ознобень, тянуга, заморозь.

Январь

Название старославянских месяцев не всегда явное. Оно может помочь современному человеку немного иначе взглянуть на привычные вещи. Январь у нас ассоциируется с самым разгаром зимы, её серединой. А вот в старину он назывался просинец. В это время погода чаще становится ясной, начинает показываться синее небо, становится больше солнечного света, увеличивается день. Народные названия: перелом зимы, сечень (зима рассекается на две половины), васильев месяц, перезимье. Морозы все ещё сильны и не ослабевают - лютовей, трескун.

Февраль

Название старославянских месяцев может быть одинаковым для разных отрезков времени. Хороший пример - зимние месяцы, особенно февраль. Распространённое славяно-русское название - сечень. Но часто встречалось и снежень, лютый, вьюговей, то есть названия, характерные и для других зимних месяцев. Одно из интересных названий - бокогрей. В теплые деньки скотина покидала хлев, чтобы под солнышком погреть бока. Враль - с одной стороны бочок греет, а с другой - студит. Ещё одно народное название - широкие дороги. Считалось, что именно в феврале лесные животные создавали пары, поэтому месяц могли называть звериным свадебником.