» » «Подарки зимы» С.Л Прокофьева план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему. Конспект урока чтения на тему: "В окно в окно повеяло весною"(4 класс) Словарная работа по чтению

«Подарки зимы» С.Л Прокофьева план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему. Конспект урока чтения на тему: "В окно в окно повеяло весною"(4 класс) Словарная работа по чтению

Перед детьми с ограниченными возможностями здоровья встаёт проблема социально-психологической адаптации, как в обществе, так и в школе. В решении этой задачи определяющую роль играет сформированность навыка чтения.

3 КЛАСС. 4 КЛАСС.

Здравствуй, зимушка зима.Зимние узоры.

Тема урока : И.Бунин « Первый снег» Тема урока : С.Прокофьев «Подарки зимы»

Цель: Развитие у детей техники и выразительности чтения, речи.

Задачи:

Знакомство с новым произведением;

Закрепление и обобщение знаний детей о зимних явлениях в природе;

Развитие умения выделять главное;

Развитие умения правильно строить предложения при ответе на вопросы путём их перефразировки;

Расширение словарного запаса, развитие внимания, памяти, мышления;

Корригирование эмоционально – волевой сферы на основе выработки адекватных эмоциональных реагирований.

Оборудование: круги со словами, картинки о зиме, карточки со слогами, клей, картон.

Программа: программа для коррекционной школы 8 вида.

Учебник: «Книга для чтения», учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.

«Книга для чтения», учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Межпредметные связи: математика, русский язык, развитие речи, труд.

Дифференцированный подход : слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику; работают по другим карточкам, чем остальные.

План урока:

Организационный момент.

II. Разминка.

а)дыхательная гимнастика

б) разминка для глаз.

в) чистоговорки.

III. Проверка домашнего задания.

IV. физ. минутка.

V. Новая тема.

Работа в парах.

VI физ.минутка;

VII.Сообщение темы и целей урока.

VIII. Чтение произведения учителем.

IX. Самостоятельное чтение учащимися.

X. Жужжащее чтение.

XI.Беседа по прочитанному.

XII. Релаксация.

XIII. Домашнее задание.

XIV.Итог урока.

Ход урока.

Орг. м омент.

Прозвенел звонок для нас

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Вижу класс наш хоть куда

Мы начнём урок, друзья!

Кивком головы и улыбкой поприветствуйте друг друга. Пожелайте друг другу успехов на уроке.

(игра – пожелание «Удачи тебе!»).

Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют друг друга . Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)

успеха (указательными )

большого (средними)

во всём (безымянными )

и везде (мизинцами),

удачи тебе на уроке ! (прикосновение всей ладонью руки).

Разминка.

Сели правильно, приступаем к работе. Прежде чем приступить к работе, необходимо разогреть мышцы языка, губ и щек и органы дыхания, для этого проведём дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика .

Цель: Развивать речевое дыхание.

Вдох — носом, выдох — через рот.

Вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох, выдох, задержка дыхания.

2) Разминка для глаз.

Цель: Укреплять глазодвигательные мышцы.

А сейчас, для того чтобы наши глазки были зоркими сделаем разминку для них:

— зажмурьте глаза, а потом откройте, 2 раза

Сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз, 2 раза

Вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 2 раза.

3) чистоговорки.

Су – су – су – очень холодно в лесу.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Шо – шо – шо – на лыжах хорошо.

Ом – ом – ом – Вова катит ком.

О каком времени года наша скороговорка? (о зиме.)

Проверка домашнего задания.

А о каком времени года мы читаем произведения на уроках чтения, вы вспомните, отгадав загадку.

Загадка.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом.

Все покрыла серебром. (з има )

На прошлом уроке мы с вами познакомились со стихами о зиме. Дома ученики 3 класса должны были выучить « Песенка» русская народная, а ученики 4 класса научится выразительно читать стихотворение Саши Чёрного « Снежная баба».

Сейчас мы проверим, как вы подготовили домашнее задание: мы сначала прослушаем всех, а затем вы их оцените.

3 класс: 4 класс:

Повторение стихотворения. 1) Выразительное чтение стихотворения.

Рассказ стихотворения. 2)Оценивание учащихся.

Выставление оценок. Учащиеся показывают карточки с оценками.

IV . Физ. минутка .

Физминутка для глаз «Пирамидка»

V . Новая тема.

1) Беседа.

Сегодня мы продолжим разговор о зиме.

— Назовите зимние месяцы по порядку (декабрь, январь, февраль).

Скажите, ребята можно ли русскую народную песенку назвать зимней?

Вспомните стихотворение « Снежная баба», расскажите, какой была погода в зимний день?

Почему Грише не спалось? (Ему было жалко снежную бабу)

Мы сегодня с вами будем клеить снежную бабу, но она не обычная, она состаит из слов – признаков.

2)Работа в парах.

— Давайте вспомним, какие ещё признаки зимы мы знаем.

На доске — круг с надписью « зима», а также круги со словами: мороз, снег, метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.

У каждой пары ребят: круг с надписью «зима»;

круги со словами: мороз, снег, метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.

Надо соединить признаки зимы со словом «зима» и склеить аппликацию. Учитель соединяет, при этом специально допуская ошибки, дети исправляют, обосновывают свой выбор.

Молодцы, хорошо знаете признаки зимы.

Физ. минутка .

Как на горке снег, снег

(руки поднять вверх – потянуться.)

И под горкой снег, снег,

(присед, руки вперёд.)

И на ёлке снег, снег.

(руки развести в стороны, прогнуться.)

И под ёлкой снег, снег.

А под ёлкой спит медведь.

(присед, руки в стороны книзу.)

Тише, тише! Не буди,

(палец к губам.)

Сядь на место, не шуми!

(встать и тихонько сесть за парты.)

VII . Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями о зиме.

А узнать название произведения мы сможем, составив из слогов слова, а затем сложив их в предложения. На столе учителя карточки со слогами для каждого класса.)

(Пер- вый снег И. Бу- нин По-дар-ки зи-мы С. Про-ко-фье –ва)

А так же мы продолжим развивать навыки беглого и выразительного чтения.

VIII . Ч т ение произведения VIII . Самостоятельное чтение учителем . с тихотворения.

Стр. 78. Стр. 67

IX Самостоятельное чтение IX . Чтение учителем.

с тихотворения .

Стр. 78. . Стр. 67

X . Ж ужжащее чтение. X . Ж ужжащее чтение.

Выработка навыка беглого и выразительного чтения.

X I . Беседа по прочитанному. X I . Беседа по прочитанному.

Объясните, что означает выражение — Отчего на окне появились « звёзды,

«холодом пахнуло» . листья, завитушки»

XI I . Релаксация.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко….ровно…глубоко.

Наши руки отдыхают,

ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Дышится легко….ровно…глубоко(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Но пора уже вставать,

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза

И красиво сесть.

X III . Домашнее задание.

X IV . Итог урока .

Что мы сегодня читали? О чём?

Понравился ли вам урок?

Было ли вам скучно на уроке?

Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

Пьеса «Подарок для Снегурочки»-новогодняя. А почему мы ее уже в ноябрьском номере печатаем? Да потому, что предлагаем вам не просто прочесть пьесу, а успеть подготовить и поставить спектакль на новогоднем празднике.

Когда пьесу прочтешь в первый раз, может показаться-трудная она, ни за что ее не сыграть. Тут и волшебство разное, и превращения! Такая пьеса только для настоящих артистов. Но давайте не будем торопиться, не будем унывать. Не так уж все и сложно. Главное-взяться за дело всем вместе. Одни станут актерами, другие-декораторами, третьи-костюмерами, четвертые-музыкантами, пятые - осветителями. Работа для всех найдется. А руководить ею будет режиссер.

Режиссер, конечно, главная фигура в спектакле, хотя он и не играет в пьесе. Ему надо разработать «план» спектакля, каждой его сцены, представить, как будут двигаться и говорить актеры, а потом научить их хорошо играть свои роли. Режиссер руководит и работой всех остальных участников подготовки спектакля.

Как готовить роли актерам? Сначала, конечно, надо их распределить, решив, кто лучше сыграет одну роль, а кто другую (кстати, можно найти актеров и на роль ворот у домиков Волка и Лисы - сделать ворота «живыми» намного проще, чем делать декорации. После того, как роли рас

пределены, актеры должны научиться читать пьесу вслух «на голоса», научиться подавать друг другу реплики, а уж потом, когда роли выучены наизусть и «разговаривают» актеры без запинки, не забывая, кто, когда и что должен сказать, вот тогда только и надо начинать репетировать на сцене: учиться двигаться, жестикулировать.

Сложным делом, наверное, окажется и оформление спектакля. Чтобы сделать декорации, костюмы, чтобы придумать, как будут происходить все волшебства на сцене, нужна не только фантазия, нужно и техническое мастерство. Нужно и шить уметь, и молотком действовать, и в электротехнике разбираться. Конечно, вовсе не обязательно точно следовать указаниям, которые даны в пьесе. Можно оформить спектакль и попроще. Посмотрите на рисунки в журнале-вдруг возьмете эти костюмы и декорации на заметку? Сказка-это всегда условность. Вьюга может быть из марли с наклеенными на нее бумажными снежинками или из новогоднего «дождика». Музыку к волшебным песенкам подберите сами-выберите какой-нибудь подходящий мотив детской песни, чтобы октябрята знали его и могли подпевать...

Мы вам дали всего несколько советов для «пробуждения» вашей фантазии. Дальше действуйте сами. С инициативой, с. выдумкой, а главное -дружно!

Софья ПРОКОФЬЕВА, Ирина ТОКМАКОВА

ПОДАРОК ДЛЯ СНЕГУРОЧКИ

ПЬЕСА В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ, ШЕСТИ КАРТИНАХ

Ровным счетом ничего особенного нет в этой сказке. Честно.
И что она меня так зацепила? Может, как раз этой своей простотой. Написать сказку талантливо и просто и не уйти при этом ни в примитивность, ни в сложности - это тот еще талант, скажу я вам. И у Софьи Прокофьевой он явно присутствует.
Сказка действительно довольно простая. В двух словах - о том, как зверята и игрушки Снегурочку спасали от волка и лисы, которые ее похитили. О том, как дружба, забота, вера в себя побеждает хитрость и ложь:)
Немного волшебства сказочного, юмора доброго, песенок заводных - чудесная история готова! Какой забавный Шишка со своими кармашками, из которых постоянно сыпались орешки, и храбрый Колокольчик, и заяц Митрошка, который хоть и боялся, но ради своего друга шел в опасности.
Можно читать вместе с детишками по ролям, можно читать перед сном, напевая вместе песенки, которых в книжке много и они очень милые и простые, можно разглядывать чудесные иллюстрации.
Я не скажу, что эта книжка маст хэв, но как же нынче трудно найти хорошую новогоднюю книжку-сказку для читателей в возрасте 2-3-4 года (возраст указываю примерный, так как все очень индивидуально все-таки), когда "Письма Рождественского деда и "Щелкунчик" еще может быть рано, а сказку о новогоднем чуде уже хочется.
Поэтому книжку эту я несомненно оставлю у себя, а вам под катом даю на прочтение первые главы и иллюстрации.