» » Поурочный план проблемы развивающихся стран. Поурочный план "демографическая проблема и пути ее решения". Сущность, причины и последствия отсталости

Поурочный план проблемы развивающихся стран. Поурочный план "демографическая проблема и пути ее решения". Сущность, причины и последствия отсталости

Разделы: История и обществознание

Дидактические цели:

  1. Образовательные:
  • Выяснить причины возникновения глобальных проблем.
  • Охарактеризовать глобальные проблемы.
  • Определить пути решения глобальных проблем.
  • Развивающие:
    • Развивать умения извлекать нужную информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, карта, аудиовизуальный ряд, мультимедиа), интерпретировать и переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
    • Развивать умения критически осмысливать информацию, формулировать собственные суждения, обосновывать их.
    • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывающие:
    • Формировать у учащихся чувство ответственности за судьбу цивилизации.
    • Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе.

    Методическая цель: формирование способов работы учащихся с различными источниками информации.

    Ход урока

    I этап. Организационно-мотивационный

    Задача: определение темы, постановка учебных задач, создание мотивационной установки на урок.

    Методы: наглядный, эвристический, стимулирования познавательного интереса, словесный (беседа), фронтальный, под руководством учителя.

    Слайд № 1

    Учитель: Начнем наш урок с просмотра фотографий и попробуем определить тему нашего урока.

    Слайд № 1-8

    Учитель: Что отражают эти фотографии?

    Ожидаемый ответ: Современные проблемы: загрязнение окружающей среды, нищета и голод в странах «третьего мира», войны, терроризм.

    Слайд № 9

    Учитель: А что мы видим на этой фотографии?

    Учащиеся: Это мегаполис, который затоплен мировым океаном.

    Учитель: Это фотоколлаж. Фотохудожники показали нам, что может произойти в недалеком будущем в результате катастрофического глобального потепления. Так какую же тему мы сегодня будем изучать?

    Слайд № 10

    Учащиеся: «Глобальные проблемы современности».

    Слайд № 11 (анимация)

    Учитель: Мы должны решить следующие задачи:

    • выяснить причины глобальных проблем;
    • охарактеризовать глобальные проблемы;
    • определить пути их решения;
    • продолжить освоение способов работы с различными источниками информации.

    II этап. Изучение нового материала

    1. Причины глобальных проблем

    Задача: выявить причины глобальных проблем.

    Методы: словесно-логический, наглядно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный.

    Учитель: Начнем с выяснения причин возникновения глобальных проблем.

    Слайд № 12

    Учитель: Один английский исследователь сказал: «До наших дней человечества как единого целого не существовало». Взаимосвязь и взаимозависимость государств, народов резко возросли. Как называется это явление современной жизни?

    Ожидаемый ответ: Глобализация.

    Учитель: Глобализация – усиление взаимосвязи и взаимозависимости мира - это первая причина возникновения глобальных проблем.

    Слайд № 12 (анимация)

    Учитель: Итальянский общественный деятель Печчеи говорил о том, что нынешняя фаза прогресса принесла человечеству множество щедрых подарков и в то же время грозит ему неслыханными бедами. Как вы думаете, что Печчеи понимал под щедрыми подарками, а что под неслыханными бедами?

    Учащиеся: «Подарки»: телевидение, возможность быстрого перемещения, связи, освобождение человека от тяжелого физического труда, лечение многих болезней, создание искусственных материалов. «Беды»: создание атомного оружия; деятельность промышленных предприятий, которые загрязняют окружающую среду; вырубка лесов и т. д.

    Учитель: И щедрые подарки и беды являются результатом активной преобразовательной деятельности человека. Другая причина возникновения глобальных проблем - активная преобразовательная деятельность человека, которая может носить и разрушающий характер.

    Слайд № 12 (анимация)

    2. Глобальные проблемы

    Задача: охарактеризовать основные глобальные проблемы современности.

    Методы: частично-поисковый, практический, наглядно-иллюстративный, словесно- логический, самостоятельной и групповой работы.

    Слайд № 13

    Учитель: Основными глобальными проблемами являются:

    • проблема «Север - Юг»: увеличение пропасти между бедными и богатыми странами;
    • экологический кризис;
    • терроризм и угроза новой мировой войны.

    Учитель: Сейчас наша задача охарактеризовать эти проблемы. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа анализирует определенную проблему по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы. Результатом нашей общей работы будет заполненная таблица:

    Слайд № 14

    Проблема «Экологический кризис»

    Задание для группы (исследователи и интерпретаторы):

    1. из текста приведите примеры проявлений экологического кризиса;
    2. назовите возможные последствия экологического кризиса.

    Экологическая эмиграция

    Продолжающийся нагрев атмосферы способствует расширению пустынь. Во всем мире за последние годы жертвами этого процесса стали 10 млн квадратных километров. Больше всего пострадали Азия, Латинская Америка и Европа – северные берега Средиземного моря. Трагичны последствия опустынивания в Африке: леса там уступают место пескам. Доходит до того, что людям даже не на чем готовить пищу – нет дров.

    Непомерный рост народонаселения и вызванное этим увеличение нагрузки на экосистемы драматически сказываются на судьбах самих людей. Уже появилось понятие «эмиграция из-за разрушения природных условий обитания». Главной причиной бегства с родных земель стало изменение климата. В 1996 году, по данным ООН, таких экологических эмигрантов уже насчитывалось 26 млн. 173 млн. человек живет под угрозой покинуть насиженные места...

    Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда, по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 млрд человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее 9,4 млрд человек.

    Большинство ученых считают: если человечеству уж совсем откажет разум и случится так, что численность населения Земли перейдет через верхнюю допустимую черту – 12 млрд, тогда все экосистемы будут разрушены, от 3 до 5 млрд человек окажутся в положении медленно умирающих от голода и жажды...

    Александровский Г. По материалам немецкого журнала «Фокус» // География в школе. – 1998. – № 3. – С. 50–51.

    Проблема «Север - Юг»

    Задание для группы (практики, экспериментаторы):

    1. По таблицам «ВВП на душу населения» перечислите страны, относящиеся к самым богатым и к самым бедным.
    2. По политической карте мира определите, в каких регионах мира находятся самые бедные и самые богатые страны, назовите регионы.
    3. Объясните, почему проблема разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами получила название «Север – Юг»?

    Самые богатые страны

    Страны

    ВВП на душу населения (в долларах США)

    Лихтенштейн

    Швейцария

    Люксембург

    Норвегия

    Германия

    Самые бедные страны

    Страны

    ВВП на душу населения (в долларах США)

    Сан-Томе и Принсипи

    Мозамбик

    Таджикистан

    Кампучия (Камбоджа)

    Гвинея-Бисау

    Задание для группы (практики):

    Таблицы: «ВВП на душу населения самых бедных стран» и «ВВП на душу населения самых богатых стран»

    1. Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых бедных стран.
    2. Определите средний показатель ВВП на душу населения для десятка самых богатых стран.
    3. Сравните эти два показателя и сделайте вывод об уровне жизни в бедных странах.

    Задание для группы (исследователи, интерпретаторы, практики, экспериментаторы):

    1. По фрагменту предложенного текста определите, какие проблемы в развивающихся странах стоят наиболее остро.
    2. Как вы думаете, какие последствия могут иметь нерешенные проблемы развивающихся стран?

    На Юг приходится 90% прироста населения. Бурный рост населения в развивающихся странах происходит в условиях, когда значительная часть проживающих в них людей находится на грани или в состоянии ужасающей нищеты. В крохотной африканской хижине без окон ежегодно прибавляется на свет по ребенку, если у главы семейства одна жена, и больше, если жен несколько - и так до тех пор, пока женщина не умирает при родах или не наступает вторичное бесплодие. И эти девять-десять, а то и все два десятка ребятишек изо дня в день не доедают…

    Многомиллиардная помощь на развитие Юга - благо ли? Многочисленные теоретические анализы и практические исследования ситуации наглядно показали, какой вред эти миллиарды причинили странам, для развития которых они предназначались. Теперь неимущее население беднейших стран вынуждено платить проценты с тех сумм предоставленных кредитов, которые приносят богатеющим местным князькам обильные проценты с их лицевых счетов в швейцарских банках. Подсчитано, что за те годы, в течение которых происходило освобождение бывших колоний и молодые государства начали развиваться как самостоятельные, развитые государства выжали из них больше реальных ценностей, чем бывшие метрополии за предыдущие три столетия колониального господства. Развивающиеся страны задолжали развитым капиталистическим государствам более одного триллиона долларов…

    Все больше плодородной, нередко введенной в оборот благодаря дорогостоящему орошению земли изымается у местных производителей сельхозпродукции, столь необходимой для собственного потребления. Вместо нее возделываются доходные экспортные культуры. Положение еще больше усугубляется поставками избыточной сельскохозяйственной продукции из США и стран Европейского Союза, в сравнении с которой, продукция, произведенная трудом местных крестьян, попросту оказывается неконкурентоспособной. Одновременно военщина ряда африканских стран получит дополнительный стимул к тому, чтобы с помощью силы прибрать к рукам традиционные общинные земли - основу пропитания местного населения, - превратив их в крупные плантации. А это в свою очередь будет означать лишь, что, с одной стороны, еще больше разбогатеют единицы, еще больше возрастут суммы на счетах правящей элиты в швейцарских банках, еще больше увеличится могущество пищевых концернов, опутавших своими сетями весь мир, а с другой - еще больше возрастет зависимость правительств беднейших стран Юга, а главное, еще острее станет проблема голода для обездоленной части населения планеты.

    По материалам печати.

    Проблема «Угроза новой мировой войны»

    Задание для группы экспериментаторов:

    1. Каковы проявления данной проблемы?
    2. Каковы возможные последствия новой мировой войны?

    Работа в группах 7-10 минут. Выступление представителей от групп 10-12 минут и заполнение таблицы по ходу выступления групп.

    Слайды № 15-17

    Глобальная проблема

    Проявления

    Возможные последствия

    Экологический кризис

    Расширение пустынь, изменение климата, загрязнение окружающей среды, сокращение продуктивности живого покрова, истощение ресурсов

    Разрушение экосистем, смерть 3-5 млн. от жажды и голода

    «Север-Юг»

    Нищета в слаборазвитых странах, долг более 1 трлн. долларов, разорение местных производителей, политическая и военная нестабильность

    Рост разрыва в уровне жизни между Севером и Югом, рост нищеты и зависимости правительств беднейших стран Юга

    Угроза новой мировой войны

    Расширяется круг ядерных держав, растут запасы вооружений, локальные войны, терроризм

    Мировая война, уничтожение жизни на Земле

    Учитель подводит итоги по таблице: Таким образом, у нас теперь заполненная таблица по основным глобальным проблемам.

    3. Пути решения глобальных проблем

    Задача: познакомить учащихся с конкретными примерами решения глобальных проблем, определить пути их решения.

    Методы: частично-поисковый, исследовательский, самостоятельной и групповой работы, работы под руководством учителя, фронтальный.

    Учитель: Как вы видите, глобальные проблемы грозят гибелью всему человечеству. Чтобы этого не произошло, нужно действовать уже сейчас. Следующий вопрос «Пути решения глобальных проблем».

    Слайд № 18

    Учитель: Решением глобальных проблем озабочена прогрессивная часть человечества, которая осознает опасность глобальных проблем для самого существования человечества. Вклад в решение глобальных проблем вносят межгосударственные и международные соглашения, общественные организации и экологические движения.

    Слайд № 18 (анимация)

    Учащиеся записывают схему со слайда.

    Учитель: Сейчас наша задача - на примерах познакомиться со способами решения глобальных проблем. Работать будем индивидуально и в группах. Каждая группа работает по одному из этих направлений по различным источникам информации, а затем выступает с результатами своей работы.

    Работа в группах 8 минут.

    Международные и межгосударственные соглашения

    (по материалам Интернет-сайтов «374.ru от сложного к простому» и «Википедия»)

    1. Что такое Киотский протокол?
    2. Почему он носит глобальный характер?
    3. С какими проблемами столкнулась реализация Киотского протококола?

    Общественные организации. Римский клуб

    Задание для группы экспериментаторов и интерпретаторов:

    1. С какой целью и когда был создан Римский клуб?
    2. Чем занимается Римский клуб?
    3. Почему члены Римского клуба считают очень важным для решения глобальных проблем изменение сознания и мышления человека?
    4. Какие приоритетные направления в воспитании выделили члены Римского клуба? Попробуйте дополнить этот список.

    Экологические движения. Greenpeace

    Задание для группы практиков:

    (по материалам Интернет-сайта «Википедия»)

    1. Что такое Гринпис? Когда она основана?
    2. В чем специфика деятельности Гринпис?
    3. Действует ли Гринпис в России?
    4. Приведите пример (по выбору) успешной акции Гринпис.

    Выступление групп 6 минут.

    Слайд № 19

    Учитель: Большую роль в решении глобальных проблем играют усилия всего мирового сообщества. Рассмотрим на конкретном примере. Речь пойдет о Киотском соглашении.

    Выступление группы «Международные и межгосударственные соглашения».

    Учитель: Решить глобальные проблемы можно только усилиями всего мирового сообщества.

    Слайд № 19 (анимация)

    Учитель: Идея глобального моделирования возникла в конце 60-х начале 70-х годов. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу - организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз.

    Выступление группы «Римский клуб».

    Учитель: Решение глобальных проблем невозможно без изменения мышления человека.

    Слайд № 19 (анимация)

    Учитель: Вклад в решение глобальных проблем вносят и экологические движения.

    Выступление группы «Greenpeace».

    Слайд № 20

    Учитель: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек, не могущих удовлетворить основные потребности, наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требует революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возможность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в противном случае неизбежны». Эти слова премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундланд произнесла на конференции ООН в 1992 году, они не потеряли своей актуальности.

    III этап. Закрепление материала

    Задача: выделить тезисы урока, проговорить их.

    Методы: устный, фронтальный, наглядный, репродуктивный.

    Слайд № 21

    Тезисы урока:

    • Основными глобальными проблемами являются увеличение пропасти между бедными и богатыми странами, экологический кризис, терроризм и угроза новой мировой войны.
    • Причинами возникновения глобальных проблем являются возросшая взаимосвязанность и взаимозависимость мира, возросшая мощь преобразовательной деятельности человека, низкий уровень сознания.
    • Глобальные проблемы затрагивают жизненно важные интересы всего человечества и требуют согласованных международных действий.
    • Один из важнейших путей преодоления глобальных проблем – изменение мышления людей, осознание необходимости борьбы с голодом и нищетой, бережного отношения к природным ресурсам.

    IV этап. Подведение итогов, выставление оценок

    V этап. Домашнее задание:

    Слайд № 22

    1. Характеризовать глобальные проблемы.
    2. Глобальные проблемы (другие) и шаги по их решению (сообщение).

    Педагогические цели:

    образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития; систематизировать знания о глобальных проблемах экономики; объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики; показать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств. воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве-нных качеств личности; развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения. создать условия для развития УУД: личностных: понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства; осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику; оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике; метапредметных: развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов; умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России; предметных: владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»; сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития; представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны; способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом; совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.

    Тип и вид урока: комбинированный

    Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Мировая экономика, международное разделение труда, протекционизм, свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования

    Образовательные ресурсы: учебник 1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

    Наглядность, ТСО:

    Орг. момент. Повторение опорных знаний Усвоение новых знаний

    2) Международная торговля.

    Д/з Учебник, § 11. Задание 3 к параграфу. Эссе по выска-зыванию в рубрике «Мысли мудрых».

    Просмотр содержимого документа
    «Урок обществознания по теме «Мировая экономика»»

    11 класс обществознание, тема: Экономическая жизнь общества

    уроки № 22-23 Тема «Мировая экономика»

    Дата проведения урока :

    Педагогические цели:

      образовательная : вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков; раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития; систематизировать знания о глобальных проблемах экономики; объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики; показать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств.

      воспитательная : формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

      развивающий аспект : развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

      создать условия для развития УУД:

      личностных:

      понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства;

      осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику;

      оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике;

      метапредметных: развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

      способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов;

      умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России;

      предметных: владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»;

      сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития;

      представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны;

      способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом;

      совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.

    Тип и вид урока: комбинированный

    Основное содержание темы . Понятие мировой экономики. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

    Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Мировая экономика, международное разделение труда, протекционизм, свободная торговля, тарифные и нетарифные методы регулирования

    Образовательные ресурсы: учебник 1) Обществознание. 11класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ]под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2014.

    2) Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. организций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.Ю. Басик и др. ]. - М. : Просвещение, 2014.

    Наглядность, ТСО:

    План

      Орг. момент.

      Повторение опорных знаний

      Усвоение новых знаний

    1) Что такое мировая экономика.

    2) Международная торговля.

    3) Государственная политика в области международной торговли

    4) Глобальные проблемы экономики

      Закрепление, формирование умений и навыков

    Д/з Учебник, § 11. Задание 3 к параграфу. Эссе по выска­зыванию в рубрике «Мысли мудрых».

    Учащимся, проявившим интерес к теме: проект по теме «Как затронул экономику России современный мировой финансово-экономический кризис» (по материалам СМИ, ресурсам Интернета).

    Ход урока

    I. Орг. момент.

    II. Повторение опорных знаний

    начале параграфа. При обсуждении вопроса «Каковы плюсы и минусы процесса глобализации?» следует опереться на курс 10 класса (темы «Динамика общественного развития», «Глобальная угроза международного терроризма»). Полезно также обратиться к имеющимся у учащихся знаниям о таких разделах экономической науки, как макроэкономика и микроэкономика. Учитель может предложить старшеклассникам вспомнить определение каждой из частей экономической теории и проиллюстрировать их соответствующим примером. Таким образом, учащиеся переходят к рассмотрению важнейших положений самостоятельной части экономической науки, изучающей мировую экономику.

    III. Усвоение новых знаний

      Учащиеся знакомятся с понятием «мировая эконо­мика» в учебном тексте. Полезно будет организовать сло­варную работу (см.: Обществознание. Школьный словарь; экономические словари). Учащимся предлагается сравнить различные определения.

    Знакомство с признаками понятия «мировая экономика» уместно дополнить краткой информацией о процессе фор­мирования мирового хозяйства. Учитель напоминает уча­щимся о том, что оно возникло в середине XIX в. с разви­тием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу XX в. в мировое хозяйство оказались включены почти все стра­ны мира. Дополнительные сведения о формировании миро­вого хозяйства и современных тенденциях его развития учитель может получить из книг «Популярная экономи­ческая энциклопедия» (М., 2001) и «Новая экономическая энциклопедия» Е. Е. Румянцевой (М., 2005).

    Затем рассматривается вопрос: что подразумевается под международными экономическими отношениями? Учитель акцентирует внимание учащихся на основных составляю­щих системы международных экономических отношений, которые лишь перечислены в учебном тексте. Эти отноше­ния являются определяющими, сущностными признаками изучаемого понятия «мировая экономика». Учитель может их дать с опорой на схему.

    Международ-

    ное разделе-

    движение

    валютная

    ние труда

    капиталов

    торговля


    Характеризуя международное разделение труда (МРТ) и предпосылки специализации стран, важно отметить, что первоначально МРТ основывалось на различиях в природ­но-климатических условиях. С переходом на машинную стадию производства МРТ стало базироваться и на техно­логической специализации в сфере производства. Предло­жите учащимся привести примеры экономически выгод­ной специализации.

    По прогнозам экономистов процесс международного разделения труда будет углубляться, а на его основе опе­режающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами.

    Международное движение капиталов - это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью их возрастания. Участниками этого процесса являются част­ные и государственные организации и компании. Капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

    Россия активно участвует в международном движении капитала. Она ежегодно импортирует ссудный капитал, увеличивая свою задолженность перед другими странами и международными организациями. Одновременно наша страна и вывозит капитал (например, экспортирует ссуд­ный капитал в страны СНГ).

    Мировой рынок труда - важная составляющая между­народных экономических отношений. Необходимо подчерк­нуть, что свободное перемещение рабочей силы между странами является одним из условий эффективного разви­тия национальных экономик. Существует экономическая целесообразность и необходимость использования иностран­ной рабочей силы. Страны и фирмы стремятся снизить издержки производства за счёт использования более дешё­вого труда иностранцев. Для современного мирового рын­ка труда характерна миграция не только низкоквалифи­цированных рабочих, но и работников интеллектуального труда - «утечка мозгов». Учащимся предлагается приве­сти примеры подобных миграций, имеющих место в рос­сийской действительности.

    Уместно поставить вопросы: что теряет или выигрыва­ет страна от эмиграции квалифицированных работников и специалистов? Какие условия помогут им вернуться?

    Можно предположить, что учащиеся отнесут к потерям затраты, вложенные в подготовку работников, утрату ква­лифицированных кадров, сложности для развития в буду­щем. Соответственно к выгодам можно отнести, например, экономию на образовании и научных разработках. Основ­ные тенденции в развитии мирового рынка труда: постоян­ный рост масштабов перемещения рабочей силы; трудовые ресурсы направляются преимущественно из развивающих­ся стран в развитые.

    Мировая валютная система - совокупность экономиче­ских и правовых отношений, связанных с функционирова­нием валюты. Она возникла в результате международных соглашений по валютным проблемам. Предметом подоб­ных межгосударственных соглашений являлось согласова­ние таких вопросов, как определение статуса международ­ных платёжных средств, установление способов соизмере­ния валют и принципов формирования валютных курсов, определение правил функционирования мировых валют­ных рынков и рынка золота.

      Следующая составляющая международных экономи­ческих отношений - международная торговля. Это одна из основных и исторически самых ранних форм мировых экономических отношений. Учитель обращает внимание на основные термины международной торговли: экспорт, импорт, сальдо торгового баланса. Полезна организация словарной работы, где учащиеся анализируют предложен­ные учителем словарные статьи.

    Важным представляется обсуждение преимуществ меж­дународной торговли. В связи с этим уместно поставить вопросы: 1) Что страны выбирают объектом международ­ного обмена? 2) В чём суть теории абсолютного и срав­нительного преимуществ во внешней торговле? 3) Какие товары, производимые в России, позволяют стране иметь абсолютное преимущество в международном обмене?

    Анализируя итоги обсуждения вопросов, учитель под­водит учащихся к выводу: объектом международной тор­говли является, как правило, наиболее конкурентоспо­собная продукция, обладающая лучшими потребительски­ми свойствами и имеющая более низкие издержки произ­водства.

    Аналитическую работу учащихся с таблицами и диа­граммами, а также знакомство с положениями учебного текста, кратко характеризующими специфику, положи­тельные и отрицательные моменты российской внешней торговли, полезно дополнить информацией о возможных путях улучшения её структуры. Например, это возможно за счёт роста экспорта конкурентоспособной продукции хими­ческой, атомной, электротехнической, оборонной промыш­ленности. Доходы может обеспечить продажа космических, транспортных, строительных, туристических услуг.

    Эта информация позволит подвести учащихся к раз­говору о необходимости целенаправленной политики го­сударства в области внешней торговли. Здесь целесоо­бразен разговор и об отношениях с главными партнёра­ми России в этой области. Учителю поможет следующая информация: главные партнёры современной России по экспорту - Нидерланды (12 %), Италия (8,3 %), Герма­ния (6,2 %), Китай (5,5 %), Белоруссия (5,5 %), Турция (5,4 %), Украина (4,6 %), Польша (4,1 %); по импор­ту - Китай (13,6 %), Германия (12,7 %), США (5,5 %), Украина (5,4 %), Франция (5 %), Италия (4,7 %), Япония (4,3 %), Белоруссия (4 %).

    Закрепить материал поможет выполнение заданий 1 и 2 к параграфу. Дополнением могут стать высказывания учащихся, сформулированные в процессе обсуждения ак­туальной проблемной ситуации: известно, что результатом либерализации внешней торговли в России стал спад про­изводства в таких сферах экономики, как сельское хозяй­ство, радиоэлектроника, лёгкая промышленность, и рост экспорта невозобновляемых ресурсов (нефти и газа). А ка­ковы положительные стороны либерализации?

    В ответе учащиеся могут указать на наполнение отече­ственного рынка товарами более высокого качества и необ­ходимого ассортимента, рост оборота оптовой и розничной торговли, рост занятости населения и др.

      Необходимо сформировать у учащихся представление о выгодах и потерях страны от выбора той или иной поли­тики в сфере международной торговли. Учитель предла­гает изучить соответствующий учебный текст и записать свои суждения в таблицу.

    Международная торговля и политика государства

    Направления

    экономической

    политики

    Положительные

    черты

    Отрицательные

    черты

    Свободная торговля

    Протекционизм


    Закрепить материал учителю поможет работа с докумен­том в конце параграфа. При обсуждении заданий к нему важно обратить внимание учащихся на то, что ускоренная интеграция бывших социалистических стран с мировыми рынками не только имеет выгоды, но и чревата опасно­стями. Национальные производители, попав в условия не­привычно жёсткой конкуренции, рискуют не выдержать её и обанкротиться (примером служит положение на пред­приятиях российского автопрома и лёгкой промышленно­сти). Между тем государство не всегда может полагать­ся на импорт товаров, имеющих стратегическое значение (например, продовольствия). Во временной защите от ино­странной конкуренции нуждаются новые отрасли нацио­нального производства, чтобы иметь возможность развить­ся и стать конкурентоспособными. Потенциальные опасно­сти побуждают правительство России не отказываться от использования различных методов протекционистской по­литики.

    Учащиеся подходят к выводу: каждая страна должна найти наиболее выгодное место в системе международных экономических отношений в зависимости от так называе­мых сравнительных преимуществ, уникальных для каж­дой страны.

      При рассмотрении последнего пункта плана необхо­димо опереться на имеющиеся у учащихся знания о гло­бальных проблемах общественного развития, причинах и последствиях процесса глобализации. Основная задача - рассмотреть процесс глобализации во взаимосвязи с разви­тием мирового хозяйства.

      Какие области международных экономических отно­шений подвергаются влиянию глобализации? 2) В чём вы­ражается углубление международного разделения труда и интернационализация производства? 3) Какие противо­речия рождает процесс глобализации мировой экономики и как их преодолеть? 4) Есть ли у России перспективы для успешной интеграции в мировую экономику? 5) Како­вы основные тенденции общемирового экономического раз­вития? Какие условия позволят их реализовать?

    Важно добиться понимания тесной взаимосвязи и взаи­мовлияния различных сторон общественной жизни, затро­нутых процессом глобализации (желательно обсуждение проблем на конкретных примерах). Необходимо подчерк­нуть неоднозначность, противоречивость воздействия гло­бализации на мировое хозяйство (можно напомнить о дви­жении антиглобалистов). Учителю важно отметить, что можно по-разному относиться к глобализации, но, высту­пая против неё, следует помнить, что таким образом мы рискуем навсегда отстать от мирового развития, от новых технологий, в том числе и в жизненно важных сферах. Надо уметь извлекать пользу из процессов глобализации при соблюдении национальных интересов. И первостепен­ная роль государства в этих процессах - защита интересов граждан.

    При наличии в классе компьютера полезно предложить учащимся, используя материалы Интернета, найти приме­ры, иллюстрирующие процессы глобализации в современ­ной экономике.

    При втором варианте организации работы (школьная лекция и беседа) можно избрать такую тему для беседы: каковы выгоды и потери от вступления России в ВТО?

    Учащимся предлагаются для анализа два фрагмента текста. Возможен следующий вариант работы: разбить уча­щихся на две группы, одна из которых знакомится с плю­сами вступления России в ВТО и самостоятельно формули­рует возможные минусы, а другая знакомится с минусами и формулирует свои предложения о том, как можно их исключить. Учитель помогает дать оценку мнению авторов и подвести итоги работы групп.

    Основные плюсы вступления России в ВТО:

      снижение пошлин, т. е. импортируемые товары ста­нут дешевле, снизятся также и экспортные пошлины, что приведёт к тому, что российский экспорт также увеличит­ся. От этого выиграют прежде всего сырьевые отрасли;

      иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция, т. е. рос­сийские товары также станут дешевле;

      российская внешнеэкономическая деятельность ста­нет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций.

    Присоединение к ВТО предполагает улучшение в стра­не инвестиционного климата и потенциальное привлечение в экономику новых технологий.

    Основные минусы вступления России в ВТО:

      многие российские компании окажутся неконкурен­тоспособными. Как результат - потеря рабочих мест, увели­чение количества безработных. Особенно серьёзными послед­ствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообра­зующего предприятия может возникнуть социальный взрыв;

      российская экономика потеряет существенную гиб­кость в вопросах внешнеэкономической деятельности;

      России будет сложнее избавиться от сырьевой зави­симости;

      уменьшение экспортных пошлин приведёт к ещё большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счёт выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответ­ствующими последствиями. (См.: Татаркин А. Основные последствия вступления России в ВТО / Под ред. А. Татар­кина - М., 2012. - С. 38; Чистосердов А. В. Присоеди­нение России к ВТО / Под ред. А. В. Чистосердова. - М., 2012. - С. 26.)

    IV. Закрепление, формирование умений и навыков

    Полезно обсудить материалы рубрики «Практические выводы». Сформулированные в рубрике советы будут спо­собствовать более успешной социализации выпускников школы, повышению их конкурентоспособности, овладению рациональными способами поведения в экономических отношениях.

    Задания в формате ЕГЭ.

      Верны ли следующие суждения о методах регулирования внешней торговли?

    А. Цель введения таможенных тарифов на импорт - защита отечественных производителей от иностранных конкурентов.

    Б. Политика свободной торговли способствует насыщению национального рынка дешёвыми и качественными товарами.

      верно только А

      верно только Б

      верны оба суждения

      оба суждения неверны

      Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

    (А) По различным оценкам в 2002-2003 гг. Россия поста­вила на мировой рынок 16-17 млн т зерна. (Б) Страна вошла в десятку мировых лидеров по экспорту пшеницы и в пятёрку экспортёров ячменя. (В) Этот успех имеет тенденцию к сохра­нению. (Г) Экономисты справедливо связывают дальнейшее раз­витие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. (Д) Формирование цивилизованного рын­ка земли является важной характеристикой развития рыночных отношений в экономике.

    Определите, какие положения текста имеют:

      фактический характер

      характер оценочных суждений

      характер теоретических положений

    Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

    Тема урока «Развитые страны зарубежного мира», 10 класс

    Учитель Булгакова Любовь Михайловна, МАОУ «Гимназия №6»

    Город Губкин, Белгородская область

    УЧИТЕЛЬ: Ребята посмотрите на экран. Что вы видите? (флаги, ге рбы). То есть символику государств. Как вы думаете - символы, каких государств, представлены на экране? (США, ИТАЛИИ, ФРАНЦИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ).

    УЧИТЕЛЬ: А какие это государства? одним словом можно назвать? Подумайте, как можно озаглавить тему сегодняшнего урока? Используйте вопрос – какие? (развитые государства мира, зарубежные государства мира, большие государства, экономические государства, исторические).

    УЧИТЕЛЬ: А можно подобрать синоним к словам развитые, большие, экономические? Можно эти слова заменить одним словом – великие? (Да, можно).

    УЧИТЕЛЬ: Тема сегодняшнего урока - Развитые страны зарубежного мира.

    Учитель: Мы живем в своем маленьком мире. Радуемся удачам, друзьям, красоте окружающего мира. Но не задумываемся, о том, что этот мир очень хрупкий и он несовершенен отношениями между людьми на нашей планете. Чтобы совершенствовать мир, мы должны много знать друг о друге. Задать себе вопрос: «Что есть Земля и кто здесь я?», «Что я знаю о своем сверстнике из США, Великобритании, Италии?», «Что я знаю об их стране?»

    Получение информации о жизни других людей является важной необходимостью для человека любого возраста.

    Ребята, зная тему урока, что вы ждете от сегодняшнего урока? чтобы вы хотели узнать на уроке?

    (познакомиться с экономикой, индустрией, с внешними экономическими связями, с интересными местами)

    Действительно, что это за страны, и какую роль играют они в Мире? В развитии постиндустриального общества, в искусстве, литературе? Какой уровень жизни населения?

    Сегодня на уроке мы проведем экскурс по великим государствам территориальной и общественной значимости в мире - США, Великобритании, Италии, Франции: познакомимся с экономическим развитием этих государств, культурой. Ответим на вопрос - что способствовало им стать великими?

    Работать вы будете в группах. У вас на столах лежат конверты. В конвертах материал, с которого вы начнете оформлять свой проект, пользуясь планом экономико – географической характеристики страны. Ребята, какими методами и способами можно достичь цели сегодняшнего урока?

    (с помощью анализа карт атласа, сравнения таблиц, диаграмм, справочного материала, учебника, энциклопедий).

    Затем каждая группа представит свой проект всеобщему вниманию.

    От каждой группы по 2 представителя будут защищать свой проект.

    Приступили к выполнению проекта. (работают 8 мин.) (тихо звучит музыка «шум моря»)

    (наносят границу и государства, показывают внешние экономические связи стрелками, отмечают полезные ископаемые, города, готовят материал к защите).

    Ребята, время вышло.

    Есть на нашем белом свете

    Очень странная страна,

    Знают взрослые и дети,

    Что на Западе она.

    Непонятно и занятно,

    Что в далёкой той стране

    Вся земля в квадратах штатов,

    Как мозайка на стене

    Итак, внимание на экран – прослушав стихотворение, просмотрев слайды, определите, какая группа будет первой защищать свое исследование.

    УЧИТЕЛЬ: итак,представители США, пожалуйста, вам слово. (все показывают по карте стенной или на своем проекте). Представители других государств, слушайте внимательно, запоминайте материал. Можно дополнять. После защиты работы каждой группой мы проведем обмен вопросами.

    УЧИТЕЛЬ: Столица США – Вашингтон.

    УЧИТЕЛЬ: Представители других государств, ваши вопросы группе США.

    УЧЕНИК: что означают звездочки на флаге США и сколько их?

    УЧЕНИК: В США есть названия русских городов-дублеров?

    ОТВЕТ - Да. На карте США можно найти несколько Санкт-Петербургов. Москва есть в нескольких штатах.

    УЧИТЕЛЬ: На карте США можно найти Лондон, Париж, Вену.

    УЧЕНИК: А что является визитной карточкой США.?

    УЧЕНИК: Визитной карточкой США является статуя свободы. Статуя свободы имеет несколько названий «символ свободы и демократии» и «Леди Свобода». Гордая леди из стали, и меди - встречает въезжающих в страну людей. Высота статуи вместе с гранитным пьедесталом – 93 метра. (дополнение)

    УЧИТЕЛЬ:

    Комок у горла... И стальные воды

    венец остроконечный отражают...

    Нью-Йорк, Америка и статуя Свободы -

    размахом и доступностью пленяют.

    УЧИТЕЛЬ: Предлагаю вашему вниманию визитную карточку следующего государства.

    УЧИТЕЛЬ: –О каком государстве пойдет речь?

    УЧЕНИК: Эти кадры относятся к Италии и речь пойдет об этом государстве.

    УЧИТЕЛЬ: Италия - удивительная страна с итальянской пиццей, спагетти,Венецианскими каналами. Сваями для этого удивительного города служит лиственница Сибири.

    УЧИТЕЛЬ: так, представители Италии, пожалуйста, вам слово.

    УЧЕНИК 1: Географическое положение Италии благополучно для ее экономического развития. Средиземное море обеспечивает Италии удобную связь со странами Европы и Северной Африкой. А с помощью Суэцкого канала Италия оказалась на торговых путях, которые идут в страны Южной и Восточной Азии, в Восточную Африку, Австралию.

    Ведущая отрасль итальянской промышленности – машиностроение. Наиболее развито экспортное машиностроение (производство автомобилей, вагонов, судостроение, грузовики, автобусы, самолеты, суда, локомотивы, тракторы, оборудование для электростанций, аэропортов.

    УЧЕНИК 2: Используя богатые залежи доломитов Италия вышла на одно из первых мест в мире по производству магния.

    Другой ведущей отраслью итальянской промышленности – химическая.

    Пищевая промышленность - третья отрасль по стоимости продукции после машиностроения и химии.

    УЧИТЕЛЬ: На каком полуострове расположена Италия?

    УЧИТЕЛЬ: Столица Италии – Рим.

    ВОПРОС В своем ответе вы подчеркиваете, что развита обрабатывающая промышленность, а добывающая?

    УЧЕНИК- (на картах мы не нашли значительных запасов наиболее важных полезных ископаемых)

    ВОПРОС: Какой принцип размещения металлургии в Италии?

    УЧЕНИК- Размещаются металлургические заводы либо вблизи портов, либо тяготеют к рынкам сбыта. А рынком сбыта является машиностроения.

    УЧЕНИК : Почему?

    УЧЕНИК : Привозное сырье)

    ВОПРОС: Мне интересно узнать – что за город на воде в Италии?

    УЧИТЕЛЬ: Представители Италии, что это за город на воде?.

    УЧИТЕЛЬ: Ребята, город уникален не только историей, но и внешним видом.

    При просмотре фильма обратите внимание на необычность улиц.

    «Фильм - о Венеции».

    УЧИТЕЛЬ: Ребята, ваши впечатления.

    УЧИТЕЛЬ: Да, насчитывается в Венеции 150 каналов, 400 мостов. Этот город никогда не перестраивался и поэтому сохранил свой средневековый облик.

    УЧИТЕЛЬ: Расположен на 118 островах, простирается на 51 километр в длину и 14 километров в ширину. Откуда привозили деревья для свай, кроме России?

    УЧИТЕЛЬ: «Корабли постоят и ложатся на курс»,

    станет грустно и жалко кого-то.

    Так Высоцкий нам пел. Я Венеции пульс

    до сих пор ощущаю на фото.

    Звучит песня Мирей Матье.

    УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю вам посмотреть визитную карточку самой «модной» страны мира. На языке которой, разговаривали высшие слои общества царской России».

    Как вы думаете, о каком государстве будет идти речь?

    УЧИТЕЛЬ: итак, представители Франции, пожалуйста, вам слово.

    УЧИТЕЛЬ: Столица Франции? Париж!

    УЧЕНИК: с какими государствами граничит Франция?

    ОТВЕТ: Франция имеет сухопутные границы с Испанией, Италией, Швейцарией, Германией и Бельгией, омывается водами Средиземного моря водами Атлантического океана.

    УЧИТЕЛЬ: Франция прекрасная, пленительная и великолепная!

    Одежда, ткани, бумага, ювелирные изделия, кино, косметика, духи и… Можно перечислять и перечислять, чем славится Франция.

    УЧЕНИК: Скажите главная достопримечательность Франции?

    УЧЕНИК: Эйфелева башня – символ страны, гордо возвышается над городом. Высота эйфелевой башни 324 МЕТРА.

    Построена в 1889 году в честь 100 летия Великой Французской революции.

    Причудливая мысль инженера Эйфеля, стала символом Парижа. К ней стекаются все туристы, чтобы с ее вершины полюбоваться панорамой города. Эйфелева башня видна практически из любой точки Парижа и служит отличным ориентиром.

    2 ученик: Первоначальное предназначение ее было показать технический прогресс. И только через 10 лет ее существование она стала культурной достопримечательностью и визитной карточкой, как Парижа, так и всей страны.

    Эта огромная башня практически не страдает от ветра. Даже при самом сильном ветре верхушка Эйфелевой башни отклоняется всего на 15 см.

    УЧИТЕЛЬ: Эйфелева башня имеет внутреннее освещение, что позволяет ей выглядеть более элегантно и романтично.

    УЧИТЕЛЬ: У нас еще есть государство – это?

    Ученики - ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

    УЧИТЕЛЬ: представители Великобритании, вам слово.

    Великобритания - островное государство на северо-западе Европы, отделено от континента проливами Ла-Манш и Па-де-Кале. Недалеко от Великобритании, проходят важнейшие торговые пути, а в лондонском аэропорту сходятся многие международные авиалинии, связывающие страны Европы с Америкой и с другими материками. Таким образом, Великобритания занимает выгодное положение, которое способствует развитию ее экономических связей со странами обоих полушарий.

    УЧЕНИК 2: Ведущая отрасль промышленности - машиностроение, в том числе электротехническое и радиоэлектронное, транспортное, судостроение, тракторо- и станкостроение.

    Кроме того, развиты нефтеперерабатывающая, химическая, текстильная, легкая промышленность.

    В экспорте преобладают машины и оборудование, нефтепродукты, изделия химической промышленности. Чугун и металлический лом Великобритания по большей части импортирует. Большое значение для Великобритании, как островной державы, имеет морской транспорт.

    Вопрос - Какие полезные ископаемые добывают в Великобритании? (Ответ - каменный уголь, железная руда, цветные металлы, нефть, каменная соль, горючие сланцы).

    УЧИТЕЛЬ: какое событие было летом 2012 года в Лондоне? (Олимпийские игры).

    Но раз мы коснулись спорта, надо вспомнить родиной какого вида спорта является Великобритания? (футбола)

    УЧИТЕЛЬ: Наш гид по Великобритании расскажет о достопримечательности этого государства на английском языке. Все слушаем внимательно, чтобы суметь перевести текст на наш родной язык.

    УЧЕНИК: Биг-Бен – самая известная и узнаваемая достопримечательность Лондона.

    УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята справились с переводом.

    Путешествие наше закончилось, что же мы узнали сегодня на уроке?

    ОТВЕТЫ - познакомились с экономическим развитием США, Франции, Италии и Великобритании;

    выяснили главные черты ЭГП, отрасли хозяйства;

    определили основные статьи импорта, экспорта этих государств.

    УЧИТЕЛЬ: А теперь вернемся к нашему проблемному вопросу - почему эти государства великие и что способствовало им стать великими. Давайте найдем общее между этими государствами

    (подсказка – в ЭГП)

    1. географическое положение позволяет им широко использовать морской транспорт и развивать связи со своими соседями по суше.

    (подсказка –ПО ТРАНСПОРТУ)

    2. широко развиты во всех 4 государствах основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, авиационный.

    (подсказка –в отраслях промышленности?)

    3. во всех рассматриваемых государствах на очень высоком уровне развито машиностроение. А мы помним, что уровень жизни населения зависит от развития машиностроения.

    4. Все эти 4 государства играют большую роль в постиндустриальном обществе. Быстрыми темпами развивается не только их экономика, но и инфраструктура.

    5. Все они играют важную роль в мировой политике, международном географическом разделении труда, экономической интеграции.

    УЧИТЕЛЬ: Мы увидели и достопримечательности изучаемых государств.

    Достопримечательность, какого государства вам понравилась больше всего? Вашей группе?

    Соглашусь с вами, что мы сегодня узнали много интересного, вы показали себя настоящими исследователями, представив нашему вниманию прекрасные проекты. Надеюсь, все, о чем мы сегодня говорили надолго останется в вашей памяти.

    Перед вами дороги открыты, и я желаю вам побывать в этих местах. Но плох тот человек, который пытается познать мир, не зная своей страны. И как бы нам не нравилась жаркая Италия, мудрая Великобритания, модная Франция, промышленные штаты, в сердце русского человека всегда будет жить огромная любовь к Великой России.

    Исполнение песни: « Русские храмы»

    УЧИТЕЛЬ: Домашнее задание: дневники подготовить информацию о государствах Латинской Америки для оформления творческих работ, рефератов, которая, будет необходима к итоговой конференции по данной теме и при подготовке к ЕГЭ.

    УЧИТЕЛЬ: Рефлексия Фильм.

    Ребята, вам комфортно было на уроке? Я надеюсь, что посеяла в ваши души интерес к государствам, пробудила желание больше узнать, изучать, познавать мир. Мне хотелось бы узнать – получилось у меня это? Если да, то повесьте на это дерево зеленый листочек, если урок не сообщил вам ничего нового, то повесьте желтый листочек. Буду, признательна, если на листочке напишите свой отзыв об уроке. Будете выходить из кабинета, оставьте свое мнение на этом дереве.

    УЧИТЕЛЬ: Вы сегодня все активно работали, я всем ставлю «5».

    • Типология стран современного мира Урок географии в 10 классе Разработала: учитель географии Пономарева Елена Владимировна

    • Тип урока: урок общеметологической направленности.
    • Цели урока:познакомить с разнообразием стран мира и их классификацией;совершенствовать навыки работы с контурными картами и тематическими картами.
    • Оборудование: учебник, атлас,рабочая тетрадь,контурные карты, тематические карты, статистические материалы, интернет-ресурсы, интерактивная доска.

    • 1.Орг. момент

    2.Актуализация знаний

    • -Какая страна
    • имеет самую большую площадь территории?(покажите на карте)
    • -С какими странами граничит Россия?(покажите на карте)
    • -На какой карте показаны страны мира?(на политической)
    • -Как называется главный город страны?(столица)
    • -Докажите, что страны мира разнообразны.
    • -Какие страны входили в СССР?(покажите на карте)

    • Задание. Установите соответствие между странами и материками, на которых они расположены.
    • Страна Материк
    • Страна Материк 1)Китай А)Евразия 2)Канада Б)Африка 3)Бразилия В)Северная Америка 4)ЮАР Г)Южная Америка 5)Франция 6)Индия 7)Ливия
    • Страна Материк 1)Китай А)Евразия 2)Канада Б)Африка 3)Бразилия В)Северная Америка 4)ЮАР Г)Южная Америка 5)Франция 6)Индия 7)Ливия
    • Страна Материк
    • 1)Китай А)Евразия
    • 2)Канада Б)Африка
    • 3)Бразилия В)Северная Америка
    • 4)ЮАР Г)Южная Америка
    • 5)Франция
    • 6)Индия
    • 7)Ливия
    • Ответ:1А,2В,3Г,4Б,5А,6А,7Б,8А.

    3.Работа по теме урока.

    План урока

    1.Количество и группировка стран.

    2.Типология стран.

    3.Экономически развитые страны.

    4.Развивающиеся страны.

    5 Страны с переходной экономикой.

    В чем состоит многообразие современного мира? (Работа в тетрадях со схемой)


    Типология стран мира

    По численности населения

    По площади территории

    По географическому положению

    По социально-экономическому статусу

    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте. (работа в микрогруппах(4))
    • Работа с картой
    • Приведите примеры стран по каждой группе и покажите на карте.
    • (работа в микрогруппах(4))
    • Вопросы:1) Почему количество стран постоянно меняется?(распадаются, обЪединяются, добиваются независимости.) Большая часть стран современного мира- суверенные,т.е.независимые. Задание:Найдите в учебнике определение суверенное государство и запишите в тетради. Остальные страны-это несамоуправляющиеся территории(преимущественно бывшие колонии Великобритании,Франции,Нидерландов)

    ВВП (валовый внутренний продукт) - показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за год (долларах США).

    ИЧР (ИРЧП) – индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала).

    Включает: Уровень душевых доходов, среднюю продолжительность жизни, уровень образования и здравоохранения.


    Страны мира

    Развитые

    Развивающиеся

    С переходной экономикой


    • Что такое ИЧР?(индекс человеческого развития).
    • Найдите в учебнике примеры стран по этим критериям, покажите на карте.
    • Изучите источники дополнительной информации и ответьте на вопросы:
    • Назовите страны с ИЧР больше 0,9.(Норвегия,Австралия,Швеция,Швейцария,Нидерланды,Германия, Дания,Сингапур,Канада,США, Япония и др.)
    • Назовите страны с ИЧР меньше 0,3.(Чад,Нигер,ЦАР).
    • Какое место по ИЧР занимает Россия?(49)
    • Работа с картой

    Развитые страны

    Внеевропейские страны

    Большая семёрка


    Развитые страны

    Внеевропейские страны

    Большая семёрка

    США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Россия.


    Развитые страны

    Внеевропейские страны

    Менее крупные страны Западной Европы

    Большая семёрка

    Австрия, Швейцария, Норвегия, Швеция, Финляндия, Испания, Нидерланды, Бельгия и др.


    Развитые страны

    Внеевропейские страны

    Менее крупные страны Западной Сибири

    Большая семёрка

    Австралия, ЮАР, Новая Зеландия, Израиль.


    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Нефти-экспорт страны

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии


    Развивающиеся страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    Ключевые страны

    Индия, Китай, Мексика, Бразилия.

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии



    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии

    Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла



    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    Респ. Корея, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Индонезия.

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии



    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    ОАЭ, Кувейт, Катар, Бруней, Саудовская Аравия.

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии



    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии

    Большинство стран Африки, есть в Азии и Латинской Америки



    Развивающиеся страны

    Ключевые страны

    Страны достигшие относительно высокого уровня развития

    Нефти-экспорт страны

    Наименее развитые страны

    Отстающие в развитии

    Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен, Мали, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик, Гаити.



    Страны с переходной экономикой

    Страны Балтии

    Страны Центрально-Восточной Европы Страны

    Польша, Чехия, Словакия, Венгрия

    Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан.

    Эстония, Латвия, Литва



    • Задание: Найдите в тексте учебника социалистические страны и нанесите их а контурную карту.
    • (КНДР,КУБА,КИТАЙ.)

    Богатые страны способны не только обеспечивать полноценное развитие собственной экономики, но и стимулировать развивающиеся страны и своих соседей. Чем богаче страна, тем больше она пытается расширить сферу влияния.

    Самые богатые страны мира , отобранные по размеру ВВП на душу населения.


    • 4.Закрепление(работа с картой)
    • -Покажите самые большие по площади страны.
    • -назовите и покажите страны,имеющие больше пяти соседей(Россия,Китай,ФРГ.)
    • -Назовите и покажите пять развивающихся стран.(Например:Индия,Китай,Аргентина,Малайзия, Бангладеш.)
    • -Назовите и покажите страны «Большой семерки».(США,Япония,ФРГ,Франция,Великобритания,Италия,Канада).
    • -Почему Китай относят к развивающимся
    • странам?(ВВП-9 тыс.дол.)
    • 5.рефлексия
    • -Я понял(не понял) тему урока.
    • -Я оцениваю свою работу на уроке(отлично,хорошо,удовлетворительно).
    • -У меня были проблемы на уроке.
    • Домашнее задание 1.Параграф 1.(стр.6-11) 2.Ответить на вопросы в учебнике стр.12. 3.Выполнить задание 2 стр. 13 учебника. 4.Подготовить сообщение или презентацию(по выбору) на тему: «Военно-политический блок НАТО»

    Урок обобщающего повторения и систематизации ЗУН по теме "Повестка дня XXI век: глобальные проблемы человечества". 11-й класс

    Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.

    Цель урока : Создать условия для обобщения и систематизации ЗУН по теме “Глобальные проблемы человечества”.

    Задачи:

    Образовательные: осознать целостность географической оболочки нашей планеты; необходимость международного сотрудничества в решении глобальные проблем, с учетом особенностей развития каждого государства и жизни населения отдельных территорий; показать масштабы влияния человека на биосферу, выявить причины таких влияний; подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере; доказать значимость мирного сосуществования всех стран и народов Земли.

    Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся и во взаимодействии в группе, умения аргументировано выступать перед аудиторией, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи на основе комплексного применения знаний; формирование географического мышления; культуры умственного труда, формирование общеучебных компетенций.

    Воспитательные: эколого-географическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание ответственного отношение к выполнению полученных заданий, способность принятия решений в новой учебной ситуации, социально-активное становление личности.

    Форма организации учебного занятия: конференция на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения.

    Основные методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа и синтеза, моделирования и прогноза.

    Оборудование и средства обучения: компьютер, проектор, презентации, учебники, групповые творческие проекты учащихся, атласы для 10 класса, настенные карты, тетради на печатной основе по географии для 10 класса (авт. В.П. Максаковский).

    План урока:

    1. Понятие о глобальных проблемах.

    2. Классификация глобальных проблем.

    3. Основные особенности глобальных проблем.

    4. Пути решения.

    Ход урока:

    1.Мотивационно-целевой блок.

    Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Р. Рождественского (Приложение 1) прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока.

    Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.

    Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

    Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов

    Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)

    Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353 : выписать 4 типа глобальных проблем).

    1. «Универсального» характера.

    Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);

    2. Природно – экономического характера.

    Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);

    3. Социального характера.

    Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);

    4. Смешанного характера.

    Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);

    Учитель: главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).

    2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.

    План характеристики глобальной проблемы:

    1. Сущность проблемы.

    2. Причины ее возникновения.

    3. Пути решения проблемы.

    Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.

    Глобальная проблема

    Доказательства существования проблемы

    Пути решения

    1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

    Накопление средств массового уничтожения в мире.

    Разоружение.

    Контроль за разоружением.

    Мирные договоры.

    2. Экологическая проблема.

    Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

    Рост числа ООПТ.

    Очистные сооружения.

    Создание безотходных технологий.

    Рациональное размещение «грязных производств».

    3. Демографическая проблема.

    Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

    Активная демографическая политика.

    Повышение экономического уровня развития стран.

    Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

    4.Продовольствен-ная проблема.

    Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

    Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

    5. Энергетическая и сырьевая проблема.

    Рост спроса на сырье.

    Истощение природных ресурсов мира.

    Использование достижений НТР.

    Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

    Использование альтернативных источников получения энергии.

    Политика ресурсосбережения.

    Просмотр видеоролика о глобальных проблемах человечества

    Итак. Ребята, вы догадались. какой теме посвящен наш урок?

    Почему средства массовой информации всё больше и больше говорят о будущем человечества. Почему эти проблемы волнуют умы учёных, писателей, журналистов, кинорежиссёров? Как вы думаете, что мы понимаем под понятием проблема ?

    «Истребилось всякое существо, которое было на поверхности Земли; от человека до скота и гадов. И птиц небесных, все истребилось с Земли, остался только Ной, и что было с ним в ковчеге»

    Библия. Бытие.гл7№2

    Назовите мне первую глобальную проблему, которая привела к катастрофическим последствиям и была описана в Библии в Ветхом завете (на доске появляется высказывание из Библии о Всемирном потопе).

    Но сам термин глобальные проблемы человечества появился лишь 1945 году. А как вы думаете, почему?

    Да, вы абсолютно правы. Т.к. Вторая мировая война, безусловно, показала всю опасность современной войны. Но весь ужас в конце воины показала бомбардировка двух японских городов Хиросима и Нагасаки, где пострадали те, кто не держал в руках оружие, а мирные люди – старики, женщины и дети. Последствия этой бомбардировки ощущаются и сегодня, когда потомки пострадавших после бомбардировки и сегодня страдают от лучевой болезни.

    Из курса географии, биологии, обществознания вы рассматривали проблемы, стоящие перед человечеством, вы смотрите телевизор, читаете книги, общаетесь в интернете и уже много знаете по теме данного урока.

    Итак первая глобальная проблема мира –проблема мира и разоружения

    Выступление 1 группы. Обсуждение.

    Демографическая проблема

    Об этой глобальной проблеме мы можем прочесть у Роберта Рождественского:

    Много нас – людей – на белом свете.

    Маются серьёзные умы:

    В этой жизни, в этой круговерти, сумасшедшие, расплодились мы!

    Бьют демографические взрывы, сохнут реки и чернеет наст

    Города вступают как нарывы.

    Очень много, слишком много нас!

    Много нас!

    Учёный бомбу хвалит.

    Много нас!

    Эсминец рвёт волну.

    Только всё-таки не хватит нас людей на новую волну.

    Что значит много нас? Сформулируйте проблему.

    Выступление 2 группы. Обсуждение.

    Чем дольше человечество живёт на земле, тем всё чаще и больше болеет от вирусов и болезней, о которых раньше не слышали. Только человек учится бороться с одними болезнями, например оспой или холерой, то им на смену приходят рак и СПИД. Но может быть так и должно быть! Выживают сильнейшие! Чем больше человек умрёт от болезней, тем больше места освободится для грядущих поколений? Как вы думаете?

    Проблема энергетическая и сырьевая

    Задача мирового сообщества не просто помочь деньгами, а научить население зарабатывать, поделившись технологиями и местом на мировом рынке.

    Чем больше на Земле населения, тем больше тратится различных минеральных и энергетических ресурсов. Не зря этой теме уделяется пристальное внимание.

    Выступление 3 группы

    Продовольственная проблема

    Скажите, пожалуйста, а кто-нибудь из вас голодал? А вы знаете, что такое голод, голод по-настоящему? А кто-нибудь из вас помогал голодному на улице? Голод – явление не новое. Лишь в Китае в ХIХ веке умерло от голода 100 млн. человек. За последние 50 лет в Индии умерло 20 млн. человек. За всю долгую человеческую историю впервые встал вопрос о дефиците продовольствия. Без преувеличения можно сказать, что африканский континент – «Полюс голода» нашей планеты. Вы наверное догадались. Что это за проблема?

    Выступление 4группы

    Экологическая проблема

    Выступление 5 группы

    Что же мы видим, что все проблемы между собой взаимосвязаны и невозможно в этом клубке проблем, решить одну конкретную проблему. Мне хотелось бы привести одну известную притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: это конец, сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась... сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй из лягушек. И если бы лягушки боролись за жизнь вместе, то выбрались бы из горшка гораздо быстрее. И какой же можно сделать из всего этого вывод: Бороться со всеми проблемами и всем человечеством, так как каждая проблема касается каждого из нас .

    Главное в решении любой проблемы – знать её суть. У человечества нет сегодня заботы более серьезной, чем найти силы, найти средства, найти разум, чтобы поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Иначе придется возвращаться к некоему подобию каменного века, мрачной эпохе насилия и культурной деградации. Вы хотите?

    Видеоролик « Берегите Землю!»

    Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)

    Причины глобальных проблем:

      Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;

      Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

      Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

    Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

      Привить людям новые нравственно-этические ценности;

      Сплотиться всему человечеству;

      Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

    Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.

    Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

    3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.

    1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

    Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?

    Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?

    Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?

    Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?

    Домашнее задание : Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый из нас в силах изменить »

    Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?

    Список литературы:

    1. Ануфриева О.И. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2 часть, Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского, Волгоград, «Учитель», 2006

    2. Жижина Е.А., Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006.

    3. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2009

    4.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Экономическая и социальная география мира, Москва, «Русское слово», 2010.

    4. Do.gendocs.ru›docs

    5. BestReferat.ru›Глобальныепроблемы

    6.Рhilosophica.ru›volkov/20.htm