» » Расчеты и просчеты. Мобилизационный потенциал населения России в случае тотальной войны без применения ядерного оружия Факторы влияющие на мобилизационные возможности

Расчеты и просчеты. Мобилизационный потенциал населения России в случае тотальной войны без применения ядерного оружия Факторы влияющие на мобилизационные возможности

Недавно состоялось итоговое собрание третьего отделения АВН «Военное (оборонное) строительство военной организации государства». На нем большое внимание было уделено проблемам, которые уже на протяжении многих лет будоражат российскую общественность и ее подрастающее поколение, а в последнее время становятся и источником противоречий между военными учеными и экспертами разных научных школ и взглядов. Речь шла о тесно взаимосвязанных проблемах комплектования ВС РФ, подготовки и накопления военно-обученных людских мобилизационных ресурсов.

В целом проблемы комплектования и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов требуют неотложного разрешения ряда противоречий. С одной стороны – между ограниченными (годными к военной службе) призывными людскими ресурсами РФ и большими потребностями ВС и других войск РФ по комплектованию их личным составом. С другой – между потребностью в военно-обученных людских мобресурсах, необходимых для развертывания требуемых составов группировок войск (сил) для отражения агрессии против РФ, и недостаточными возможностями ВС по подготовке и накоплению их в мирное время. Не следует забывать и о разрешении противоречия между финансово-экономическими потребностями ВС, в частности текущими расходами, и возможностями РФ по их обеспечению.

Разрешимые противоречия

Не секрет, что в ближайшие годы РФ окажется в глубокой «демографической яме», что существенно повлияет на ее возможности по комплектованию военной организации государства личным составом. В абсолютных значениях возможности РФ по комплектованию военной организации государства в мирное время с учетом состояния здоровья призывной молодежи и сложившейся системы отсрочек (призывается не более 15% от общей численности призыва) составят в 2015 году 681,7, в том числе для ВС РФ – 477,2, в 2020-м – 640,7 и 448,5, в 2025-м – 618,4 и 432,9 тысячи человек соответственно.

Потребности же в призывных контингентах для комплектования ВС РФ сержантским и рядовым составом сегодня и в среднесрочной перспективе – не менее 780 тысяч человек . Таким образом, дефицит в комплектовании рядовым и сержантским составом по призыву только для ВС РФ составит не менее 300–350 тысяч человек.

Разрешение данного противоречия многие годы виделось в переходе на контрактный способ комплектования ВС РФ. Обоснованием этому являлся один аргумент – приемлемая для РФ годовая потребность в призывных ресурсах, которая могла бы составить при трехгодичном сроке заключения контракта на прохождение военной службы 260, а пятигодичном – 156 тысяч человек.

Такое решение было оправданным не только с точки зрения мобилизационного напряжения государства, но и с военно-стратегической точки зрения, поскольку не планировалось применять ВС РФ в крупномасштабных военных конфликтах и развертывать для этого многочисленные группировки войск (сил). Однако это решение противоречило принципу равной ответственности граждан за оборону государства и не было обеспечено финансово-экономически. В частности, низкий уровень денежного содержания и социально-бытовых условий службы по контракту явился главной причиной провала эксперимента по переходу ВС РФ на этот способ комплектования.

Все это обусловило необходимость перехода ВС РФ на смешанный способ комплектования. Однако здесь встает проблема обоснования рационального соотношения рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву и по контракту. Очевидно, критериями эффективности принятого решения могут быть допустимая численность годового призыва и найма граждан для прохождения военной службы и приемлемые (рациональные) социально-экономические условия службы и быта военнослужащих, достойное денежное содержание и соответствующие социальные гарантии и льготы.

В то же время решение этой задачи невозможно и без разрешения второго противоречия – без оценки соответствия возможностей ВС РФ по подготовке и накоплению военно-обученных людских мобресурсов потребностям развертывания дополнительного количества воинских формирований, необходимых для создания требуемых составов группировок войск (сил).

Если первый сравниваемый компонент в основном зависит от численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, продолжительности этой службы и времени пребывания граждан в запасе и количественные их значения нам известны, то второй – от пока неизвестного нам числа соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра, а также потребности в создании новых воинских формирований и в восполнении безвозвратных потерь в первые месяцы войны.

Стратегический резерв

Известно, что боевой состав и структура ВС зависят от характера войн, в которых планируется их применение. В настоящее время ВС РФ силами общего назначения без существенного мобилизационного развертывания способны решать задачи только в вооруженных конфликтах и отчасти локальных войнах.

Вместе с тем в будущем нельзя исключать участия Российской Федерации в региональной и крупномасштабной войнах, которые от вооруженных конфликтов и локальных войн будут отличаться не только политическими и военно-стратегическими целями, но и значительным пространственным размахом и большой продолжительностью (от нескольких месяцев до нескольких лет). Это потребует развертывания значительных по боевому составу группировок войск (сил) и максимального военно-экономического и мобилизационного напряжения государства.

Для наращивания боевого потенциала группировок войск (сил) в интересах ведения крупномасштабных военных действий в ходе войны, очевидно, необходим такой боевой состав ВС, который мог бы обеспечить развертывание дополнительного количества боеспособных соединений.

Однако состав и структура ВС РФ, сложившиеся в результате реформ 2008–2012 годов, позволяют в военное время лишь незначительно наращивать боевой состав группировок войск (сил) за счет отмобилизования базы хранения и ремонта вооружения и техники (БХиРВТ), а отсутствие стратегических резервов существенно ограничивает возможность влияния ВГК на подготовку и ведение военных действий крупного масштаба. Поэтому в перспективе в составе ВС РФ наряду со стратегическими силами сдерживания и силами общего назначения необходимо иметь стратегические резервы.

Исходя из численности Вооруженных Сил мирного времени предлагается в составе стратегических сил сдерживания иметь соединения и воинские части постоянной готовности, в составе сил общего назначения – соединения и воинские части постоянной готовности, сокращенного состава и кадра, а в составе стратегических резервов – соединения и воинские части кадра. По функциональному предназначению указанные соединения и воинские части подразделять на силы немедленного применения со сроками готовности до 24 часов, силы быстрого развертывания со сроками готовности до М10, войска усиления – резервы ОСК и первоочередные стратегические резервы со сроками готовности соответственно М30 и от М30 до М60.

Укомплектованность личным составом, ВВСТ и запасами материальных средств должна обеспечивать приведение соединений и воинских частей в готовность к выполнению задач по предназначению в установленные сроки.

Введение в структуру ВС РФ стратегических резервов, а также соединений и воинских частей сокращенного состава и кадра позволит при сохранении общей численности ВС мирного времени увеличить количество боевых соединений, входящих в состав группировок войск (сил), нарастить базу мобилизационного развертывания ВС и обеспечить доведение боевого состава ВС РФ до потребности военного времени.

Ранее проведенные исследования показали, что для комплектования вновь развертываемых соединений и воинских частей (резервных формирований) исходя из прогноза военных угроз Российской Федерации потребность в военно-обученных людских ресурсах может составить к 2017 году офицеров – 280 тысяч, солдат и сержантов – 1 миллион 820 тысяч, к 2021-му офицеров – 450 тысяч, солдат и сержантов – 2 миллиона 800 тысяч, к 2025-му офицеров – 680 тысяч, солдат и сержантов – 3 миллиона 900 тысяч человек.

Способна ли контрактная армия подготовить и накопить такое количество мобресурсов? Попробуем ответить на этот вопрос.

На что способна контрактная армия

При среднем сроке действительной военной службы офицерским составом 20 лет (до 40 лет) и 15 лет службы в запасе (пребывание в резерве: 1-й разряд – до 50, 2-й разряд – до 55 лет) с учетом имеющегося ресурса (150 тысяч человек) и естественной годовой убыли 10 процентов может быть накоплено к каждому из расчетных годов не более 150 тысяч офицеров запаса. При этом дефицит офицерского состава окажется к 2017 году 130,3 тысячи, к 2021-му – 300,62 тысячи, а к 2026-му – 530,9 тысячи человек.

Для комплектования ВС РФ мирного времени офицерским составом требуемый среднегодовой выпуск офицеров из военно-учебных заведений до 2021 года должен быть не менее 11, после 2020-го – 17,5 тысячи человек. Для подготовки и накопления офицеров в интересах развертывания группировок войск (сил) и ведения ими военных действий в течение первых месяцев войны необходимо дополнительно за счет военных кафедр гражданских учебных заведений ежегодно выпускать не менее 43–44 тысяч офицеров запаса.

Как решить эту проблему?

В настоящее время покрытие потребности в офицерском составе мирного времени обеспечивается возможностями созданной сети военно-учебных заведений ВС РФ. Для обеспечения развертывания резервных формирований на военное время подготовка офицеров запаса сегодня осуществляется на 35 военных кафедрах и 33 учебно-военных центрах гражданских вузов. В выступлении начальника ГОМУ ГШ ВС РФ на последней коллегии МО прозвучала цифра 72 вуза, что составляет всего семь процентов от общего числа гражданских учебных заведений. При этом ежегодный их выпуск существенно отличается от вышепредставленных потребностей и составляет не более 10 тысяч офицеров запаса. Необходимо как минимум в четыре раза увеличить возможности гражданских вузов по подготовке офицеров запаса для стратегических резервов, суммарная емкость ежегодного выпуска которых должна быть не менее 44 тысяч офицеров запаса.

Вместе с этим следует согласиться и с продолжительностью, и с формами подготовки офицеров запаса в гражданских вузах, предложенными начальником ГОМУ ГШ ВС РФ. В то же время представляется нецелесообразным по причине больших потребностей в офицерах запаса осуществление подготовки в гражданских вузах сержантов и солдат запаса. Для этого лучше привлечь учебные заведения среднего и профессионального образования.

В части, касающейся подготовки и накопления военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, следует отметить, что при условии создания стратегических резервов ВС РФ при контрактном способе комплектования и ежегодном найме на военную службу 78 тысяч граждан не в состоянии подготовить требуемое количество военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, дефицит которых составит к 2017 году 661, к 2021-му – 1685 и к 2026-му – 2825 тысяч человек.

Выход из создавшего положения очевиден и он возможен только при смешанном способе комплектования ВС РФ и обосновании рационального соотношения численности сержантского и рядового состава, проходящего службу по контракту и по призыву, а также сроков военной службы и службы в запасе (пребывание в резерве).

С учетом ранее перечисленных негативных факторов требуемое количество военно-обученных мобресурсов рядового и сержантского состава, не превышая годовых возможностей РФ по призыву на военную службу граждан – 432–477 тысяч человек, может быть подготовлено и накоплено только при условии наличия в ВС РФ не менее 54 процентов сержантов и солдат (421 тысяча человек), проходящих военную службу по контракту, и сроках военной службы по призыву – один год, по контракту – пять лет и в запасе (пребывание в резерве) – 15 лет.

При этом для комплектования ВС РФ по призыву потребуется не более 360 тысяч человек и по найму – до 83 тысяч, что в общей сумме (443 тысячи) не превышает представленные выше возможности годового призыва РФ (432–477 тысяч).

При доле контрактников меньше 54 % повышаются возможности по подготовке военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава, потребности в призыве граждан на военную службу превысят предельно возможные значения.

При доле контрактников больше 54 % потребности в призыве граждан на военную службу будут меньше предельных возможностей РФ по призыву на военную службу граждан, будут снижены возможности ВС РФ по подготовке требуемого количества военно-обученных мобресурсов сержантского и рядового состава.

Таким образом, численность сержантов и солдат-контрактников в ВС РФ в пределах 421–425 тысяч человек является оптимальной с военно-стратегической точки зрения.

Качество и стимулы подготовки

Решение проблемы количественного накопления военно-обученных мобресурсов сержантов и солдат неразрывно связано с учетом и контролем качества их подготовки. Поэтому вполне закономерно, что сокращение численности ВС РФ, переход на смешанный способ их комплектования остро ставят вопрос о необходимости создания национального резерва ВС РФ, комплектуемого на добровольной (контрактной) основе, при сохранении существующего мобилизационного запаса ВС РФ. Однако о структуре и составе национального резерва можно будет говорить только после проведения эксперимента по организации службы в людском мобилизационном резерве ВС РФ ограниченного числа граждан, подписавших контракт о такой службе.

В условиях изменения способа комплектования ВС РФ, их численного сокращения, введения добровольного способа комплектования резерва ВС РФ расширение территориального принципа комплектования и совершенствование подготовки военно-обученных ресурсов позволят поддерживать воинские части и соединения в необходимой расчетной численности и боевой готовности в соответствии с оперативными планами мобилизационного развертывания войск (сил), сохранить базовую основу мобилизационной готовности страны на случай военной опасности.

Вместе с тем переход к новой системе комплектования, подготовки и накопления военно-обученных ресурсов должен быть достаточно обеспечен ресурсно-экономически, в том числе финансово. Требуется создание привлекательных условий военной службы по контракту как в соединениях и воинских частях постоянной готовности и сокращенного состава, так и в резервных формированиях.

Для подтверждения реализуемости представленных выше предложений был осуществлен расчет денежного содержания военнослужащих, в том числе солдат и сержантов-контрактников ВС РФ, как одного из стимулов повышения престижа военной службы.

По мнению военных экспертов, уровень денежного содержания офицерского состава должен быть не менее 70 тысяч рублей, а рядового и сержантского состава контрактников – не менее 35 тысяч рублей. Эти показатели приняты в качестве минимально необходимых критериальных значений денежного содержания военнослужащих ВС РФ.

При таком уровне денежного содержания военнослужащих суммарные расходы в этом году не превысят запланированных в бюджете ассигнований в размере 372,1 миллиарда рублей. При этом доля денежного содержания военнослужащих в расходах на содержание ВС РФ составит 51,9 процента, а общие расходы на содержание ВС РФ – 1012,77 миллиарда рублей или 52,8 процента от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2017 году с выходом на расчетную численность контрактников в ВС РФ 421 200 сержантов и солдат в пределах выделяемых расходов на денежное содержание военнослужащих 454 миллиардов рублей среднее денежное содержание офицеров может быть не менее 96 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – двух тысяч рублей, а контрактников – 38 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих составит 56,5 процента от расходов на содержание ВС РФ. И 40,8 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

К 2021 году денежное содержание офицеров может быть увеличено до 120 тысяч рублей, сержантов и солдат срочной службы – до трех тысяч рублей, а контрактников – до 50 тысяч рублей. При этом доля суммарного денежного содержания всех категорий военнослужащих останется в прежних пределах и составит 56 процентов от расходов на содержание ВС РФ. И 40,6 процента – от расходов на строительство и содержание ВС РФ.

Таким образом, уже к 2016 году возможно увеличение численности сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, до 420 тысяч человек с повышением престижа военный службы и статуса военнослужащего, что обусловлено не только военно-стратегической целесообразностью, но и финансово-экономическими возможностями перехода к системе комплектования ВС РФ, базирующейся на смешанном способе комплектования.

В части, касающейся выплат денежного содержания гражданам, пребывающим в резерве, следует отметить, что в соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва» им предусмотрена такая выплата. По данным Минобороны России, в 2014–2016 годах предусматривается численность резерва 5000 человек.

Для обеспечения указанного резерва потребность Минобороны России, по расчетам Комитета по обороне Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, может составить в 2014 году – 279,4 миллиона рублей, в 2015-м – 288,3 миллиона, в 2016-м – 324,9 миллиона рублей. Можно предположить, что денежное содержание одного «резервиста» в период 2014–2016 годов обойдется в 5–5,5 тысячи рублей. Данные расходы в бюджете на национальную оборону представляют собой не более 0,03–0,05 процента от прочих расходов на национальную оборону.

Данные численности и финансовые параметры национального мобилизационного резерва могут быть приняты в качестве контрольных цифр для проведения эксперимента по оценке эффективности функционирования системы прохождения службы в национальном резерве. В перспективе к 2021 году необходимо полностью перевести граждан, пребывающих в резерве и зачисленных в национальный резерв, на контрактную службу с определением денежного содержания офицерам – 15 тысяч рублей, сержантам и солдатам – 10 тысяч рублей. Суммарные годовые расходы на данное денежное содержание составят 204,3 млрд. рублей или 5% от расходов на национальную оборону.

/Владимир Останков, генерал-лейтенант, доктор военных наук, vpk-news.ru /

При подготовке к войне необходимо предвидеть возможные массовые потери живой силы. Поэтому в плане военных действий должны быть определены возможности их восполнения.

Главнокомандующий северянами, генерал Грант, в войне за нераздельность Соединённых Штатов (1861-1865), после одного из своих не слишком успешных наступлений, заметил, что если северяне потеряли 15 тысяч, а южане только 5 тысяч, то успех на стороне северян, так как они могут пополнить свою убыль, а южане нет .

«Мы не можем сказать ни того, чтобы общим правилом было возможно более бережливое отношение к своим вооружённым силам, ни того, что необходимо ими жертвовать без оглядки» , - отмечал немецкий военный теоретик Клаузевиц в своём фундаментальном труде «О войне».

«Военная мобилизация является испытанием здоровья всего государственного организма, - утверждал советский военный теоретик Свечин. - После успехов пруссаков в 1870 г. мобилизационному искусству было уделено повсюду достаточное внимание; каждое государство обладает кадрами опытных мобилизаторов-техников. Однако, теория стратегии не может игнорировать вопросов мобилизации, тесно связанных с боеспособностью вооружённых сил, и должна подойти к ним критически с точки зрения последних войн.

В 1870 году, в течение первого месяца военных действий, пруссакам удалось запереть и обложить в Меце лучшую французскую армию Базена, а следующую армию, Мак-Магона, взять в плен под Седаном. Ничтожные остатки французских кадров, моряки, пожарные, части, находившиеся на пути к формированию, были собраны в Париже и там обложены пруссаками. Французские провинции казались совершенно беззащитными; однако, Гамбетта, опираясь на экономическую мощь Франции и открытые морские сообщения, сумел развернуть по всей Франции широкую мобилизационную работу: за 4 месяца своей работы Гамбетта формировал, в среднем, по 6 тысяч пехотинцев и 2 батареи в сутки. Мольтке был положительно озадачен быстротой, с которой вырастали новые неприятельские войска. В декабре 1870 г. он писал генералу Штиле: «В операциях, увенчавшихся беспримерными успехами, немецкая армия смогла взять в плен все силы, которые неприятель выставил в начале войны. Тем не менее, в течение только трехмесячного срока Франция нашла возможность создать новую армию, превосходящую по числу погибшую»...

Действительно, если Гамбетта сумел добиться крупных результатов, будучи вынужден импровизировать новые формирования во всех деталях, то, при известной подготовке, мобилизация новых сил государства могла бы создать ещё более внушительную и прочную вооружённую силу.

Эволюция человеческих обществ за последние сто лет характеризуется огромным увеличением производительности труда, накоплением материальных ценностей, мощью транспорта, быстротой сношений, распространением организационных навыков. Задачи, требовавшие раньше многих лет, могут теперь разрешаться в немногие месяцы. Эти обстоятельства и являются предпосылками успешного формирования новых войск в краткие сроки, от которого теперь не откажется, в случае войны, ни одно государство. Мобилизация ещё недавно казалась моментом; мобилизационные органы минировали мирную структуру государства, чтобы дать единовременный взрыв, собрать в течение двух-трёх недель те людские массы и материальные средства, которыми воина начиналась, велась и заканчивалась» .

Русский военный теоретик и историк генерал Н.П. Михневич накануне Первой мировой войны указывал на всё возрастающее значение мобилизации. В своём фундаментальном труде «Стратегия» он отмечал, что большая быстрота мобилизации, сосредоточения и развёртывания армии при содействии железных дорог обусловливает возможность предупреждения противника во времени, позволяет

захватить стратегическую инициативу, навязать свою волю противнику.

«Рассуждая теоретически, для каждого государства было бы выгодно достичь в мирное время такой мобилизационной готовности, которая позволила бы в начале войны сразу выставить на фронт возможный для неё максимум вооружённых сил, - утверждал советский военный теоретик В.К. Триандафиллов в своём военнонаучном труде «Характер операций современных армий». - Тогда имелось бы больше шансов для достижения превосходства над противником в самом начале войны. Но ни одному государству такая степень мобилизационной готовности экономически не по силам. В мирное время в большинстве государств даже не все военнообязанные проходят военную службу, кадры мирного времени содержатся в таком количестве, что они не могут обучить всех военнообязанных; запасы вооружения и снаряжения ограничены: военные заводы работают с неполной нагрузкой, и основная масса промышленных предприятий страны работает на гражданский рынок.

Степень предельного военного напряжения государства определяется двумя факторами: численностью населения, могущего быть призванным на военную службу, во-первых, и состоянием экономики страны, т.е. теми возможностями, которыми она располагает в деле производства вооружения, снаряжения,

огнеприпасов и другого военного имущества, во-вторых. Численность же армии, которая может быть выставлена на фронт в начале войны, определяется: 1) количеством мобилизационных запасов материальной части и огнеприпасов мирного времени; 2) численностью кадров мирного времени; 3) количеством обученного людского запаса (командного и рядового состава).

Момент предельного напряжения при современной

мобилизации достигается в ходе самой войны, ко времени, когда всё хозяйство страны успеет перейти на прямое обслуживание целей войны. Для экономически сильных государств это обстоятельство даёт возможность не только питать выставленную на фронт действующую армию, но и создать в процессе войны новые части (пехотные дивизии) и технические средства. Даже более того, в ходе войны возможно частичное или полное перевооружение армии» .

Российские министерства и ЦБ проверят на готовность к работе в условиях военного времени. В рамках внезапной проверки Вооруженных сил подразделения Минкомсвязи, Минфина, Минпромторга, Росрезерва и Банка России примут участие в мобилизационных мероприятиях. Об этом в понедельник, 29 августа, сообщил департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.

«Территориальные органы исполнительной власти будут осуществлять координацию и контроль перевода сфер деятельности на работу в условиях военного времени, обеспечения мобилизационного развертывания и мероприятий территориальной обороны в зоне ответственности», — говорится в сообщении.

В ходе этих мероприятий будут призываться граждане из запаса, в том числе резервисты — из них впервые сформируют несколько подразделений территориальных войск. Будут, кроме того, проведены военные сборы, на которых военнообязанные пройдут курс интенсивной общевойсковой подготовки, обучение по воинской учетной специальности, проведут боевое слаживание в составе подразделений, информирует Минобороны.

Особо отмечается, что вопросы финансового обеспечения войск будут решаться — также впервые — с привлечением полевых учреждений Банка России.

Эксперимент по внедрению новой системы подготовки и накопления мобилизационных ресурсов проводится «с целью обеспечения гарантированного доукомплектования Вооруженных сил военно-обученными людскими ресурсами как в период мобилизации, так и для разрешения кризисных ситуаций», отмечается в сообщении военного ведомства.

Напомним: 25 августа президент РФ Владимир Путин приказал Минобороны приступить к крупнейшей за последние полтора года внезапной проверке боеготовности армии. Упор делается на юго-западном стратегическом направлении. Всего в учениях задействованы силы Южного, Западного, Центрального военных округов, а также Воздушно-космические силы и Воздушно-десантные войска.

По официальной версии, проверка проводится в рамках подготовки к масштабным учениям «Кавказ-2016» на юге страны. Информация о маневрах была доведена до военных атташе разных стран, однако недовольство проверкой все равно высказали в Литве, Польше и на Украине, а в НАТО заявили о «серьезном беспокойстве, вызванном учениями».

Зачем потребовалось репетировать действия министерств РФ в условиях военного времени, против кого будет мобилизоваться Россия?

— Причина внимания к мобилизации в том, что прежняя мобилизационная система сломана, она не работает, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский .

— Поэтому в новом плане обороны страны, который в 2014-м году был утвержден президентом Путиным, введена уже новая российская система мобилизации.

Она в корне отличается от того, что было в СССР, в том числе, по мобилизационным заданиям для промышленности, по режиму перевода промышленности на военные рельсы, и по привлечению гражданских министерств и ведомств к обороне страны. Отличается и система привлечения резервистов, а также система развертывания резервов первой и второй очереди.

Словом, все в мобилизации теперь по-новому.

«СП»: — Что собой представляет система резервистов?

— Предусмотрено создание так называемого резерва первой очереди, в котором граждане будут проходить службу на контрактной основе. Именно этот резерв предназначен для доукомплектования частей постоянной готовности, развертывания частей территориальной обороны, а также частей второй очереди на основе баз хранения вооружений и военной техники.

Контракт на прохождение военной службы в качестве резервиста гражданин заключает с Минобороны. В соответствии с контрактом, он прибывает в конкретную воинскую часть для проведения доподготовки и боевого слаживания. Резервист обязан, в случае получения повестки, прибыть в воинскую часть, и занять свою штатную должность, согласно своей военно-учетной специальности.

При этом резервист продолжает работать, скажем так, в народном хозяйстве. Но в отличие от гражданского человека, он обязан находиться в постоянном контакте с соответствующими представителями воинских частей, и сообщать, когда убывает в отпуск, командировку, меняет место своего постоянного жительства.

За эту дополнительную нагрузку — участие в воинском обучении и в развертывании мобилизационных частей — резервист получает деньги.

Но это не отменяет того, что остается мобилизационный резерв второй очереди — контингент, который прошел службу в Вооруженных силах, и находится в запасе.

Известно, что по указу президента численность ВС в мирное время ограничена потолком в 1 млн. человек. Однако в военное время численность армии существенно увеличивается, и такая возможность заложена, в том числе, в планах обеспечения вооружениями и военной техникой мобилизационного контингента, который развертывают в угрожаемый период.

«СП»: — Почему к мобилизации теперь привлекают гражданские министерства?

— В СССР такого не было, но сейчас гражданские министерства и ведомства действуют в рамках единого плана обороны страны. На практике, они следуют указаниям Генерального штаба, который является для них оперативным звеном управления.

В целом, задачи в интересах обороны выполняют несколько десятков различных ведомств — как в мирное время, так и в угрожаемый период.

«СП»: — Насколько эффективна новая система мобилизации?

— Эта система выходит на все более высокий уровень практической готовности. Но назвать ее полностью работоспособной тоже нельзя. Так, например, создание резерва на контрактной основе имеет пока ограниченный характер. Прежде всего, виду недостатка денег в бюджете страны: пока лишь несколько тысяч человек заключили контракт на прохождение службы в качестве резервиста.

«СП»: — Долгое время о мобилизационных мероприятиях вообще не было слышно. Почему сейчас к ним проявляется серьезное внимание?

— Внимание проявлялось и раньше. Напомню, что на учениях «Восток-2010» — то есть, всего шесть лет назад, — проводились мероприятия по мобилизации на основе еще советской системы. Так вот, эти мероприятия были признаны абсолютно неэффективными.

А ранее, в начале 2000-х, Минобороны пыталось на мобилизационной основе развернуть танковую дивизию в Чебаркуле — и тоже получило весьма негативный опыт.

Выяснилось, что многие участники сборов отсутствуют: по данным военкоматов, они должны проживать по таким-то адресам, а на деле давно переехали. А у тех, кто явился, выяснилось несоответствие военно-учетной специальности: чаще всего оказывалось, что человек служил на другом типе техники, и армии требуются совершенно другие навыки.

Этот негативный опыт, кстати сказать, был ключевой причиной, по которой Минобороны взялось за реформирование системы мобилизации.

«СП»: — В каких странах мобилизационные системы похожи на нынешнюю российскую?

— Больше всего наша нынешняя система похожа на американскую. Правда, в США мобилизационная система более развернутая — она представлена там в виде Национальной гвардии.

У нас гвардия также существует, но выполняет, скорее, функции территориальной обороны и охраны объектов особой важности. А вот Нацгвардия США — это боевые обеспечивающие подразделения. Неслучайно американская гвардия достаточно широко привлекалась к различным операциям Вооруженных сил. Достаточно сказать, что Нацгвардия США имеет боевую авиацию, чего у нас нет.

В США, как и у нас, существует резерв первой очереди — прежде всего, им доукомплектовываются Сухопутные войска. Американские резервисты, понятно, также служат по контракту.

«СП»: — При каких сценариях России может потребоваться крупная мобилизации?

— В случае широкомасштабной войны. В военной доктрине России названа угроза, которую мы считаем основной — это НАТО. В случае же локальных конфликтов может потребоваться доукомплектование действующих частей резервистами-контрактниками первой очереди.

— Международная обстановка обострилась, и остается напряженной с 2014 года, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров .

— И в этой обстановке выяснилось, что мобилизационные возможности нашего государства оказались существенно подорванными. Во многом это «заслуга» прежнего министра обороны Анатолия Сердюкова , который не только ликвидировал кадровые дивизии, но и достаточно серьезно развалил систему мобилизации.

Между тем, воевать российской армии в ее нынешнем виде с НАТО — а это наш наиболее вероятный противник, — эффективно не получится. Несколько месяцев мы провоюем успешно, но потери в этом случае неизбежны, и мобилизационные ресурсы необходимы. Не следует забывать, что силы НАТО по численности больше, чем российская армия. Поэтому нам потребуется увеличить военный контингент — с нынешнего 1 млн. человек до 2−3 млн. А для этого нужно не только призвать личный состав с необходимыми навыками, но и обеспечить его вооружение и снабжение.

Поэтому военные специалисты едины во мнении, что мобилизационную систему необходимо восстанавливать. Это сейчас и делается. А поскольку экономика у нас рыночная, а не плановая советская, делать это приходится в новых условиях: мобилизации нужно обучаться и министерствам, и территориальным органам управления.

Кроме того, важно понимать: война против России может носить гибридный характер, когда воюет практически все население, и отдельные очаги боевых действий вспыхивают по всей территории. В этих условиях вопрос мобилизации населения становится ключевым…

ПЛАН

Введение

1. Характеристики современных военно-политических тенденций

2. Роль и место России в мировом сообществе

3. Система национальных интересов России

Заключение

Введение

Национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

С точки зрения права, национальную безопасность России на современном этапе обеспечивают более 200 нормативно правовых актов:

Федеральные конституционные законы (ФКЗ № 1 от 30.01.2002 г. «О военном положении»; ФКЗ № 3 от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»);

Федеральные законы (ФЗ № 61 от 31.05.1996 г. «Об обороне»; ФЗ № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ № 31 от 26.02.1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»);

Кодексы Российской Федерации;

Указы Президента РФ (Указ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ от 05 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»);

Постановления Правительства Российской Федерации;

Федеральные целевые программы, концепции, доктрины, стратегии и др.;

Ведомственные нормативные акты.

В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года даются основные понятия, определяющие содержание и направление по обеспечению национальной безопасности РФ.

Национальные интересы РФ – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию РФ, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Система обеспечения национальной безопасности – силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности – ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Характеристики современных военно-политических тенденций

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями.

Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от вопросов войны и мира к политическим, финансово-экономическим, демографическим и другим проблемам.

В начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира.

Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций:

Стремлением сформировать новую, более справедливую и демократическую систему международных экономических и политических отношений;

Расширением практики применения вооруженной силы на основе национальных решений и вне мандата ООН.

Наряду с этими тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

Существенное значение для понимания специфики Российских внешнеполитических интересов, а значит, роли и места ВС РФ, приобретают новые глобальные тенденции:

В современной системе военно-политических отношений на первый план выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. Резко повышается значимость международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и ВС РФ.

Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций.

Происходит дальнейшее увеличение роли экономики во внешнеполитических приоритетах государств.

Сращивание внутреннего и международного терроризма.

Существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/2007, стр. 6-15

Генерал-майор в отставке В.Ф. ФЕДОРОВ ,

кандидат исторических наук

Генерал-майор А.В. ПОГОРЕЛОВ

Полковник О.Ю. КОБЫЗЕВ

Полковник В.А. БАЙБОРОДИН

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ подготовки и накопления мобилизаци-онных людских ресурсов в Российской Федерации в настоящее время становится одной из важнейших проблем государственного и оборон-ного строительства. Это обусловлено особенностями геостратегиче-ского и геополитического положения страны, большими размерами ее территории и протяженностью границ, а также усилением миграцион-ных процессов среди населения, неблагоприятной демографической обстановкой на ближайшие годы. Кроме того, военная реформа требу-ет кардинальной реорганизации системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов, разработки новых подходов к организации и проведению мобилизации.

Вполне закономерно, что сокращение армии и флота с одновремен-ным переходом на контрактную систему повлечет увеличение объемов подготовки и накопления военно-обученных ресурсов. В новых условиях старые методы решения данной задачи становятся неприемлемыми, что требует пересмотра ряда основополагающих положений мобили-зационной работы. Сейчас налицо явное противоречие между необхо-димостью подготовки и накопления военно-обученного ресурса запа-са в мирное время и ограниченными возможностями государства по финансированию и обеспечению материальными средствами меро-приятий этого процесса.

Результаты проведенных исследований показывают, что в период перехода к комплектованию воинских должностей рядового и сер-жантского состава военнослужащими на добровольной основе (по контракту) начнет снижаться численность военно-обученного ресур-са запаса в связи с сокращением численности войск (сил) и соответст-венно рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по призыву. Вместе с тем основным источником подготовки и накоп-ления военно-обученных ресурсов являются Вооруженные Силы, так как через них проходит подавляющая часть мобилизационных люд-ских ресурсов.

Следовательно, планируемый переход к добровольному способу комплектования войск (сил) приведет к резкому сокращению поступ-ления в запас военно-обученных ресурсов. Поэтому в переходный пе-риод, на наш взгляд, возрастающее значение приобретает стройная си-стема военно-профессиональной подготовки, регулярные занятия и во-енные сборы, обеспечивающие поддержание необходимой численности и качества военно-обученных мобилизационных людских ресурсов. Уже сейчас предпринимается ряд мер по совершенствованию военных сборов для граждан, находящихся в запасе, но пока эти меры ограниченны и недостаточны.

Конечно, подобные периоды, связанные с кардинальным сокра-щением ВС без существенного ущерба их мобилизационной готовности, в нашей стране уже были. Так, военная реформа 1924-1925 годов привела к сокращению численности армии и флота в 10 раз. Была введена смешанная система кадрово-территориальной организа-ции Вооруженных Сил, позволявшая при меньших затратах иметь не-большую кадровую армию, а в случае войны быстро отмобилизовы-вать крупные группировки войск. Это потребовало организации в стране широкого военного обучения населения из числа военнообя-занных в целях создания достаточного объема военно-обученного ресурса запаса. Кадровыми оставались все технические рода войск, стрелковые соединения приграничных и частично внутренних окру-гов, а также артиллерийские части. Дивизии, дислоцированные во внутренних округах, содержались по сокращенным штатам или ком-плектовались по территориальному принципу и включали в себя по-стоянный (командный, административно-хозяйственный, медицин-ский и т.д.) и переменный состав, проходивший ежегодные кратко-срочные сборы.

Территориальный принцип комплектования дивизий позволял проводить в подразделениях с гражданами, пребывающими в запа-се, целенаправленную систематическую военную подготовку по конкретной военно-учетной специальности, а также существенно сократить сроки развертывания и приведения частей и соединений в боевую готовность. Большим недостатком данного принципа яв-лялось то, что территориальные части не имели техники, которая поступала в войска, комплектуемые на кадровой основе. Поэтому личному составу приходилось ее изучать в короткие сроки в процес-се мобилизационного развертывания. Но в целом такая организа-ция Вооруженных Сил позволила сэкономить немалые средства в предвоенные годы и обеспечить строительство многомиллионной армии и флота на случай войны.

Опыт подготовки и накопления военно-обученного ресурса в нашей стране использовался и совершенствовался в дальнейшем в некоторых за-рубежных государствах. Например, для эффективного решения вопросов, связанных с подготовкой и накоплением военно-обученного ресурса, в раде стран в мирное время существуют резервы (резервные компоненты) вооруженных сил*, которые находятся в достаточно высокой степени бо-евой и мобилизационной готовности.

Анализ соотношения численности резерва и регулярных сил (К1) и про-центное отношение мобилизационных людских ресурсов (регулярные силы, резерв, мужчины, годные к военной службе) к численности населения лю-бой страны (К2) позволил сделать некоторые общие выводы о подходах к решению проблемы накопления военно-обученных резервов.

Первый - большинство стран располагает значительными моби-лизационными людскими ресурсами, обеспечивающими разверты-вание многомиллионных вооруженных сил при угрозе крупномас-штабной войны.

Второй - высокий показатель К1 (> 1) характерен в основном для раз-витых государств и в зависимости от степени влияния внутренних и внеш-них факторов находится в пределах от 1,16 до 3,30. Например, у таких го-сударств, как США, Великобритания, где ВС комплектуются на добро-вольной основе, К1 равен 1,16 и 1,48 соответственно. В Германии, где действует смешанный способ комплектования армии, К1=1,21. Франция, проводящая относительно независимую военную политику, имеет самый высокий показатель - К1=3,3. Израиль (где вооруженные силы и резерв комплектуются по призыву) не входит в военные блоки и в силу геополи-тических особенностей имеет К1=2,5. В Италии и Турции, имеющих сис-тему комплектования вооруженных сил и резервов по призыву и входя-щих в военный блок НАТО, К1 составляет 1,81 и 1,89 соответственно. Та-кие государства, как Канада и Япония, в силу своих геополитических особенностей, имеют КК1.

Третий - развитые государства в мирное время отдают приоритет резервам, которые намного превышают численность регулярных войск (сил).

Четвертый - в общем объеме военных расходов (на примере США) доля на содержание личного состава регулярных сил и резер-ва значительно снизилась. Если в 70-е годы на эту статью приходи-лось 37 % всех военных расходов, то в 90-е - 26%. Таким образом, можно констатировать, что сокращение численности регулярных сил развитых государств повлекло уменьшение финансовых расхо-дов, связанных с переходом от смешанного на добровольный способ комплектования войск (сил), и создание специальной системы под-готовки резервов, способных к быстрому развертыванию по плану мобилизации. Так, при возникновении региональных военных кон-фликтов (локальных войн) наличие резервов позволяет увеличить численность вооруженных сил в интервале от 2,2 (США) до 4,4 раза (Франция). Соотношение регулярных сил и резерва определяется такими факторами, как геополитические особенности государства, наличие людских ресурсов, материальный и образовательный уро-вень жизни населения и т.д.

Пятый - значение коэффициента К2 для ряда развивающихся и развитых стран находится в интервале от 12,1 % (Ирак) до 22,8 % (Канада), а его среднее значение составляет 17 %. Наибольший ко-эффициент имеют развитые страны (в среднем больше 21%). Высо-кий показатель К2 позволяет обеспечивать потребность в людских ресурсах вооруженных сил по мобилизации. Например, благодаря резервам и мощной сети учебных центров численность вооруженных сил США к концу первого года мобилизации может быть увеличена: в сухопутных войсках - в 4,6 раза, в ВВС - в 2,5, в ВМС - в 2 раза. Мобилизационные возможности ФРГ по людским ресурсам могут обеспечить формирование до 100 новых дивизий. Имеющиеся в Ве-ликобритании резервы, а также людские ресурсы позволяют ей до-укомплектовать личным составом мобразвертывания многомилли-онную армию.

Шестой - развитые государства строго соблюдают юридиче-ские нормы и законы, не позволяющие использовать необученные резервы для ведения боевых действий, а поэтому большое внима-ние уделяется совершенствованию системы подготовки резервов. С этой целью предусматривается: постоянное увеличение количе-ства различных мобилизационных мероприятий с формирования-ми военно-обученного организованного резерва; проведение еже-годных сборов с резервистами индивидуального боеготового ре-зерва, которые ранее ни к каким видам обязательной военной подготовки в мирное время не привлекались. Руководство НАТО уделяет большое внимание вопросам подготовки резервов, что обеспечивает более ускоренный перевод вооруженных сил с мир-ного на военное положение. Для остальных мобилизационных ресурсов, не входящих в резервные компоненты, имеется или разво-рачивается мощная сеть учебных центров, в которых они проходят военную подготовку в случае крупномасштабных военных кон-фликтов.

Методологические основы организации мобилизационной подготовки и накопления военно-обученных ресурсов

В условиях проводимой в нашей стране военной реформы практически заново разработана вся законодательная база по проблемам мобилизаци-онной подготовки и мобилизации. В настоящее время мобилизационная подготовка и накопление военно-обученного ресурса в Российской Феде-рации организуются и проводятся в соответствии с Федеральными зако-нами «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О воинской обязанности и военной службе». Они являются методологи-ческой базой строительства, совершенствования и организации подготов-ки и накопления военно-обученных ресурсов, важнейшими законода-тельными актами, которые определяют всю эту систему, ее правовые, ор-ганизационные и финансовые вопросы, концептуальные положения, принципы и основы ее построения.

Совокупность всех решаемых задач и мероприятий по организации и проведению мобилизации в Российской Федерации и мобилизационно-го развертывания Вооруженных Сил составляют методологические ос-новы мобилизации страны и ее мобилизационной подготовки. «Под моби-лизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комп-лекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на воен-ное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специ-альных формирований к обеспечению защиты государства от вооружен-ного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд на-селения в военное время»1.

Одним из главнейших в мобилизационной подготовке является воп-рос подготовки и накопления военно-обученных ресурсов. Методоло-гические основы этого процесса включают: законодательную базу, принципы, содержание, систему подготовки и накопления военно-обученных ресурсов. Законодательная база подготовки и накопления военно-обученных людских ресурсов включает все законы Россий-ской Федерации, которые определяют организационные и практиче-ские меры проведения мобилизационной подготовки и мобилиза-ции в стране. Основными принципами мобилизационной подготовки и накопления военно-обученных ресурсов являются: централизо-ванное руководство; заблаговременность, плановость и контроль; комплексность и взаимосогласованность. Содержание мобилизаци-онной подготовки составляют: законодательные основы и норматив-но-правовое регулирование; научное и методическое обеспечение; организация воинского учета в органах государственной власти и ме-стного самоуправления; подготовка (доподготовка, переподготовка) граждан по военно-учетным специальностям; система проведения военных сборов; финансирование мобилизационной подготовки и накопления военно-обученных ресурсов; военно-патриотическое воспитание граждан.

Подготовка военно-обученных ресурсов по военно-учетным специально-стям осуществляется: в общественных объединениях и организациях; в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; в период прохождения военной службы и на военных сборах.

Система накопления военно-обученных ресурсов включает: прогнозиро-вание демографической обстановки в стране и по регионам; организацию воинского учета; планирование объемов и предназначения мобилизаци-онных людских ресурсов в целях полного удовлетворения мобилизацион-ной потребности Вооруженных Сил Российской Федерации; прогнозиро-вание потерь мобилизационных людских ресурсов в период мобилизации и в начальный период войны.

Совершенствование деятельности органов законодательной и ис-полнительной власти, органов военного управления, а также организа-ций и предприятий по подготовке и накоплению военно-обученных ресурсов к возможной мобилизации в случае угрозы безопасности страны является задачей государственной важности. Основными на-правлениями ее решения на начальном этапе становятся: научная про-работка проблем, связанных с мобилизационной подготовкой и моби-лизацией в Российской Федерации; определение практических мер по приведению мобилизационной готовности страны в соответствие с во-енно-политической и военно-стратегической обстановкой; совершен-ствование и дальнейшая разработка методологической и концептуальной базы.

Предложения по созданию перспективной системы подготовки и накопления военно-обученных ресурсов

Геостратегические, военно-политические и социально-экономи-ческие условия современного положения России обусловливают ост-рую необходимость совершенно нового подхода к подготовке и нако-плению мобилизационных людских ресурсов**. В содержание этого понятия входят определенные слои и группы населения, предназна-ченные для обеспечения мобилизационных военных планов и моби-лизационных планов всех составляющих экономики страны, различ-ных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Определением численности военных и трудовых мобилизационных людских ресур-сов занимаются Генеральный штаб Вооруженных Сил и Министерст-во труда Российской Федерации, согласуя эти вопросы с соответству-ющими федеральными органами исполнительной власти. При этом трудовые мобилизационные людские ресурсы создаются (в соответ-ствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другими федеральными за-конами и нормативными актами Президента и Правительства РФ) путем бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, местного самоуправления, на пред-приятиях и в различных организациях, на период мобилизации и на военное время.

В особых случаях по решению Президента страны Генеральный штаб может использовать ранее забронированные трудовые мобили-зационные людские ресурсы в военных целях для комплектования новых воинских формирований и восполнения людских потерь в ходе длительных боевых действий, но с расчетом, что все отраслевые на-правления продолжат функционирование и будут обеспечивать необ-ходимые потребности нужд фронта и населения страны.

Опыт войн XX века показывает, что численность личного состава ВС, принимавшего участие в военных действиях, непрерывно возрастает. В Первой и Второй мировых войнах ее максимальная величина достигала (в МЛН чел.): в Германии - 8,2 и 9,6 соответственно; в США - 3,7 и 12,2; в России (1914-1917) - 9,9, в СССР (1941-1945) - 11,4. Для развертывания Вооруженных сил и восполнения людских потерь потребовались огромные мобилизационные людские ресурсы. Воевавшие государства были вынуж-дены поставить под ружье от 12 до 20% общей численности населения.

Необходимость массовых армий и заблаговременной подготовки крупных мобилизационных резервов как общая закономерность сохраняется и в наше время. В этой связи нас интересуют проблемы, касающиеся обеспечения людскими ресурсами сугубо военных мобилизационных нужд страны на случай войны и выполнения военно-стратегических планов по обеспече-нию ее оборонной безопасности.

На наш взгляд, военный мобилизационный людской ресурс (см. рис.) - ПО часть населения страны, которую по действующему законодательству можно привлечь к военной службе для обеспечения в военное время потребности Вооруженных Сил по мобилизационным планам на начало войны и восполнения людских потерь в ходе ее ведения. Военный моби-лизационный людской ресурс (ВМЛР) является важнейшей составляю-щей военного потенциала государства. Он оказывает непосредственное влияние на военное строительство, определяет количественный и качественный состав войск (сил), а также возможности пополнения вооружен-ных сил по мобилизации. ВМЛР в РФ - это то население страны, кото-рое находится на военной службе или состоит на воинском учете.

Мобилизационные людские ресурсы страны

Резерв ВС РФ - это часть военного мобилизационного людского ресурса, включающая граждан, заключивших контракт с МО РФ ни прохожде-ние воинской службы в резерве на добровольной основе. Его комплекто-вание на добровольной основе (по контракту) предусматривает совмещение гражданскими лицами основной работы со службой в воинских частях Резерва ВС РФ за денежное вознаграждение, а также предоставление им определенных льгот (бесплатное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, медицинское обеспечение, транспортные льготы, увеличение продолжительности отпуска и т.п.). Создание воинских частей Резерва ВС РФ позволит значительно сократить сроки их раз-вертывания и переброски в районы поддержки пограничных поиск и для действий в чрезвычайных ситуациях.

На наш взгляд, Запас ВС РФ - это часть военных мобилизационных людских ресурсов, предназначенная для развертывания и доукомплек-тования воинских частей по мобилизационным планам и восполнения людских потерь в ходе военных (боевых) действий. Его целесообразно подразделить на две части: организованный запас и общий (индивиду-альный) запас.

В организованный запас могут входить граждане, которые про-шли военную подготовку по специальности и определены (приписаны) в штаты воинских частей запаса. Личный состав частей запаса проходит си-стематическую военно-специальную подготовку в соответствии с моби-лизационными планами. В состав общего (индивидуального) запаса зачисляются граждане, которые не имеют военной специально-сти и не включены в штатные расписания частей запаса, но подлежат мо-билизации в случае формирования новых воинских объединений, соеди-нений и частей, а также для восполнения потерь в ходе военных (боевых) действий.

Наряду с традиционными методами формирования Резерва и Запаса ВС РФ возникает необходимость поиска более перспектив-ных и эффективных подходов к определению современной структуры мобилизационных людских ресурсов, их накопления и подготовки. Важнейшим элементом в реформировании существующей систе-мы является использование различных вариантов комплектования Резерва и Запаса ВС РФ - на добровольной, смешанной и при-зывной основе. Решение этой задачи требует масштабных и глубо-ких научных исследований в целях выработки наиболее эффек-тивных способов накопления военно-обученных ресурсов. Необ-ходимость обеспечения военной безопасности России остро ставит вопрос об изучении проблемы перехода к добровольному и смешанному способам комплектования воинских частей Резерва ВС РФ. Это позволит дифференцированно подходить к комплек-тованию данных формирований личным составом согласно их оперативному и боевому предназначению. Очевидно, чем лучше будут укомплектованы воинские части Резерва ВС РФ по контра-кту, тем будет выше их мобилизационная и боевая готовность. Ча-сти Резерва ВС РФ, укомплектованные личным составом на доб-ровольной основе, можно будет в короткие сроки развернуть и на-править на прикрытие границ страны, в «горячие точки» в помощь регулярным войскам.

Реализация комплектования воинских частей Резерва ВС РФ добровольцами должна начинаться с выявления и отбора граждан, жела-ющих служить в этих частях. При этом требования к добровольцам, условия и обязательства сторон, отражаемые в контрактах, определя-ются нормативными правовыми документами. Добровольная служба в частях Резерва ВС РФ по контракту предусматривает материальные и социальные льготы. Заслуживает внимания зарубежная практика увеличения в частях Резерва гражданского персонала из числа граж-дан, находящихся в запасе, причем данный контингент может призы-ваться по планам мобилизационного развертывания и использовать-ся, к примеру, в подразделениях связи, инженерных и автомобиль-ных, а также ремонта, тылового и медицинского обеспечения.

Территориальный принцип комплектования Резерва открывает возможность организации соответствующей военно-профессио-нальной подготовки. Таким образом, становится жизненной по-требностью активное закрепление и расширение этого принципа, что позволит: проводить целенаправленный отбор граждан для прохождения службы в частях Резерва ВС РФ; сократить сроки их развертывания и приведения в боевую готовность; совершенство-вать систему подготовки (доподготовки) военно-обученных резер-вов и боевого слаживания.

Практика и исследования по вопросам подготовки военно-обучен-ных людских ресурсов показывают, что для поддержания нужного уров-ня обученности и навыков работы на боевой технике требуются хорошо организованные тренировки (продолжительностью не менее 8 часов) на учебно-материальной базе как минимум один раз в месяц. Занятия с ре-зервистами, проходящими военную службу по контракту, необходимо проводить не реже одного раза в неделю, а сборы (учения) - продолжи-тельностью две-три недели ежегодно.

Вполне закономерно, что с сокращением армии и флота должна под-держиваться соответствующая численность Резерва ВС РФ по видам (родам) Вооруженных Сил, родам войск и специальных войск. А это можно обеспечить: во-первых, за счет перевода сокращаемых частей (кораблей) и соединений в Резерв ВС РФ. Они должны быть укомплек-тованы постоянным (офицеры и прапорщики, проходящие службу в ре-зерве по контракту, а также гражданский персонал, обеспечивающий повседневную деятельность резерва) и приписным составом резерва и за-паса по территориальному принципу. Во-вторых, для военно-про-фессиональной подготовки (доподготовки и переподготовки) мобили-зационных людских ресурсов можно и нужно, на наш взгляд, использо-вать сокращаемые военные учебные заведения, учебные центры, части и соединения, которые имеют богатую учебно-материальную и поли-гонную базу, учебную технику, подготовленные высококвалифициро-ванные кадры.

Таким образом, в условиях численного сокращения войск (сил) введение смешанного способа комплектования Резерва В С РФ, рас-ширение территориального принципа комплектования и военнопро-фессионального совершенствования личного состава его частей и со-единений позволят поддерживать их в необходимой расчетной числен-ности и боевой готовности.

Несогласные с предлагаемыми способами комплектования Ре-зерва и Запаса ВС РФ свою позицию объясняют прежде всего высо-кой стоимостью такого перехода. Но в условиях сокращения армии и флота, большой протяженности границ нашей страны на первое место все-таки выдвигается необходимость обеспечения безопас-ности России - сэкономив здесь, можно потерять нее. При этом мы считаем, что содержать мобилизационный резерв на контракт-ной основе в любом случае дешевле, чем кадровые воинские фор-мирования.

Переход на перспективную систему подготовки и накопления военно-обученных резервов, на наш взгляд, целесообразно осуществлять в три этапа: подготовительный, исполнительный и завершающий.

На подготовительном этапе проводится работа по разработке концепции и проекта федеральной целевой программы перспек-тивной системы подготовки и накопления военных мобилизаци-онных людских ресурсов, обеспечивающих гарантированное (пол-ное и качественное) укомплектование всех компонентов военной организации РФ до штатов военного времени в условиях перехода на службу по контракту, а также восполнения потерь в операциях начального периода войны (вооруженного конфликта). Для этого необходимо: определить потребности войск (сил) и возможности федеральных органов исполнительной власти в поставке заплани-рованных мобилизационных людских ресурсов исходя из степеней боевой готовности войск (сил); уточнить перечень учебных и за-пасных соединений и частей, учреждений высшего профессио-нального образования (вузов), общественных организаций РОС-ТО, номера (коды) военно-учетных специальностей и воинских должностей, по которым может осуществляться подготовка граж-дан, пребывающих в резерве и запасе, а также наличие и возмож-ности учебной материально-технической базы (мест) подготовки мобилизационных людских ресурсов в мирное время и в угрожае-мый период; осуществлять ежегодный всероссийский мониторинг по определению численности граждан, желающих заключить кон-тракты с Министерством обороны Российской Федерации для службы в частях Резерва ВС РФ; выработать принципы комплек-тования различных видов резервов (запаса) мобилизационных людских ресурсов, пути и способы их создания и использования в мирное время, в период мобилизации и в военное время; опреде-лить периодичность, продолжительность и порядок подготовки мобилизационных людских ресурсов, входящих в состав различ-ных видов резервов (запаса) и предназначенных для доукомплек-тования соединений и частей в зависимости от категорий содержа-ния и степеней боевой готовности; определить основы системы планирования и управления подготовкой и накоплением мобили-зационных людских ресурсов в новых условиях, структуру органов управления их подготовкой и накоплением, их функциональные задачи и задачи органов, привлекаемых для подготовки военно-обученных ресурсов; разработать методики и критерии професси-онально-психологического отбора граждан, пребывающих в запа-се, для заключения контракта с Министерством обороны Россий-ской Федерации по выполнению воинской обязанности; рассчитать финансовые и экономические затраты, необходимые для обеспечения перехода на новую систему подготовки и накоп-ления мобилизационных людских ресурсов и ее функционирова-ние; провести необходимые исследования и эксперименты; внести изменения (дополнения) в существующие Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», а также в Кодекс законов Российской Федерации о труде, разработать новый федеральный закон «О ре-зерве Российской Федерации».

Исполнительный этап предназначен для проведения анализа, проверки научных и практических результатов экспериментов по подготовке и накоплению мобилизационных людских ресурсов; организации поддержки государственным бюджетом мер по созда-нию мобилизационного резерва (запаса), реализации гарантий и льгот, стимулирующих граждан, пребывающих в запасе, заключить контракт на прохождение службы в частях Резерва ВС РФ. На этом этапе целесообразно: уточнить объемы, периодичность, продол-жительность и порядок подготовки мобилизационных людских ре-сурсов, находящихся в составе различных видов резервов (запаса) и предназначенных для доукомплектования соединений и частей в зависимости от категорий содержания и степеней боевой готовно-сти, а также финансовые и экономические затраты, необходимые для функционирования новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов; разработать систему плани-рования и управления подготовкой и накоплением мобилизацион-ных людских ресурсов и приступить к преобразованию прежней структуры, в том числе организаций, привлекаемых для подготов-ки военно-обученных ресурсов; начать поэтапное внедрение но-вой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов; проанализировать готовность к полному внедрению но-вой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов.

На завершающем этапе необходимо: закончить внедрение новой систе-мы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов; осу-ществить анализ итогов перехода к такой системе и разработать рекомен-дации по ее дальнейшему совершенствованию. При этом новая система подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов должна осно-вываться на обновленной нормативно-правовой базе.

Отечественный и зарубежный опыт военного строительства убеди-тельно доказывает, что проводимые в государстве военные реформы, в том числе связанные с сокращением численности вооруженных сил, требуют коренных изменений в подготовке и накоплении воен-ных мобилизационных людских ресурсов. И если в силу объективных причин, и главным образом экономических, последнее невозможно реализовать на практике в ближайшие годы, то научные исследова-ния по данной проблеме должны проводиться широкомасштабно, комплексно и приоритетно. Государство и прежде всего военное ве-домство должно четко представлять перспективу практического ре-шения этой уже давно назревшей проблемы.

* Резервы (резервные компоненты) вооруженных сил - это созданные в мирное время воинские формирования, а также подготовленные (проходящие подготовку) контингента личного состава, предназначенные для быстрого отмобилизования и развертывания во вре-мя войны, при объявлении в стране чрезвычайного положения, а также в любых других си-туациях, cвязанных с интересами обеспечения безопасности страны.

1 Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

** Людские ресурсы - это население, занятое в общественном производстве, на воен-ной службе, а также людские контингенты, которые могут быть дополнительно привлечены для пополнения вооруженных сил, отраслей экономики и формирований гражданской обороны.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте