» » Секретный адмирал. Секретный адмирал Адмирал новоселов федор иванович родился

Секретный адмирал. Секретный адмирал Адмирал новоселов федор иванович родился
Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков был своим на кораблях, в штабах и заводских цехах

Вице-адмирал Сергей Горшков. 1950 г.
Фото из книги «Черноморская эскадра»

Недавно страна отметила 100-летие адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, славного сына Отечества, выдающегося флотоводца, который в течение 30 лет (1956–1985) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он являлся идеологом и организатором строительства флота, под его руководством был построен современный океанский ракетно-ядерный атомный флот, успешно освоивший просторы Мирового океана. Создание такого флота является величайшим подвигом советского народа, так как флот строит вся страна.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

Большая часть моей службы – около 30 лет – прошла в системе заказов по созданию систем вооружения ВМФ, в том числе около 20 лет в центральном аппарате, из них 14 – начальником заказывающего управления по ракетно-артиллерийскому вооружению.

Впервые я увидел Сергея Горшкова летом 1957 года при его посещении крейсера «Чкалов», а затем на собрании партийного актива Ленинградской ВМБ, обсуждавшего итоги октябрьского 1957 года Пленума ЦК КПСС. С докладом выступал главком ВМФ, большинство выступавших коммунистов одобряли решения пленума, освободившего Георгия Жукова от должности министра обороны. Немало было критики и в адрес Горшкова, в основном за подражание маршалу Жукову в наказании провинившихся офицеров. Тон и направленность критики задал адмирал Иван Байков, однокашник Сергея Горшкова по училищу. Я присутствовал на многих партийных собраниях военных и гражданских организаций, но такого накала критики и самокритики, накала страстей, как на этом активе, не встречал. Сергей Георгиевич весьма достойно выдержал критику, никаких реплик или оценок выступлений в заключительном слове он не сделал. Ответив на вопросы, сформулировал задачи по выполнению решений пленума. Это произвело впечатление на многих.

В конце 60-х годов Сергей Горшков дважды посетил Красноярский машиностроительный завод, на котором проходило освоение производства БРПЛ Р-27 и конструкторская отработка первой межконтинентальной ракеты Р-29. Я, как районный инженер по руководству работой военных представительств на семи предприятиях Сибири, встречал и сопровождал главнокомандующего ВМФ. Он с большим вниманием и заинтересованностью вникал в работу завода, состояние с отработкой и качеством ракет и высказал заинтересованность флота в переводе завода на производство БРПЛ. В мае 1971 года я выступал от ВМФ на Всеармейском совещании руководителей представительств военной приемки (ВПВП) МО. В феврале 1972 года меня вызвали в столицу. Главнокомандующий ВМФ предложил мне должность начальника УРАВ как генерального заказчика по ракетному и артиллерийскому вооружению. В беседе он рассказал, из своего опыта 1955 года, о трудностях начала работы в столице, обратив мое внимание на необходимость установления нормальных отношений с министерствами, чьи предприятия работают по заказам УРАВ, с генеральными и главными конструкторами. В апреле 1972 года состоялось мое назначение на должность начальника УРАВ и началась служба в столице.

Исходя из моего многолетнего опыта могу свидетельствовать, что во время нахождения в Москве Сергей Горшков львиную долю времени уделял вопросам строительства флота.

При определении перспективы развития флота он всегда опирался на науку, прежде всего на работу ученых НИИ ВМФ и ВМА, знакомясь с ходом их исследований. При рассмотрении научных работ, он всегда ориентировал ученых на поиск нетрадиционных идей в создании систем вооружения и строительстве кораблей. Он был противником копирования зарубежных кораблей и вооружения, считая это путем отсталых, хотя изучению зарубежного опыта придавал немалое значение. Он настойчиво рекомендовал Институтам флота теснее взаимодействовать с учеными Академии наук СССР, подчеркивая, что флот на протяжении своей трехсотлетней истории всегда был тесно связан с Академией наук.

Сергей Георгиевич всегда внимательно относился ко всему новому в фундаментальной науке. Он с большим уважением и вниманием относился к выдающимся ученым, которые внесли существенный вклад в строительство современного флота. В первую очередь следует назвать академика Анатолия Александрова, научная и практическая работа которого была тесно связана с флотом еще в довоенные годы. Он был инициатором и научным руководителем создания атомных энергетических установок и проектирования атомных подводных лодок. После избрания его в 1975 году президентом АН СССР Анатолий Петрович продолжил руководство Советом по гидрофизике, организуя исследования Мирового океана в интересах создания систем подводного кораблестроения и наблюдения.

Сергей Горшков высоко ценил творческую деятельность генеральных и главных конструкторов кораблей и систем вооружения, избранных в состав АН СССР. Это академики Н.Н. Исанин, С.Н. Ковалев, В.Н. Челомей, В.П. Макеев, Н.А. Семихатов, П.Д. Грушин, Б.П. Жуков, Ю.Б. Харитон, Е.И. Забабахин, А.И. Савин, В.С. Семенихин, А.А. Туполев, С.В. Илюшин, Р.А. Беляков, Г.М. Бериев. Со всеми этими неординарными личностями, как и со многими другими, Горшков великолепно умел вести беседы и решать вопросы, и пользовался огромным авторитетом и уважением в их среде. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Сергей Георгиевич был самым авторитетным и уважаемым среди ученых страны военачальником.

С МОРЯ – НА ЗАВОД

Важное значение в работе Сергей Горшков придавал общению с руководителями министерств ОПК, его многие годы связывали дружеские, деловые отношения с выдающимися руководителями оборонных отраслей промышленности: Б.Е. Бутома и М.В. Егоров (судостроение), Е.П. Славский (атомная), С.А. Афанасьев (ракетно-космическая), С.А. Зверев и П.В. Финогенов (оборонная), В.В. Бахирев (боеприпасы и твердые топлива), В.Д. Калмыков и П.С. Плешаков (радиотехническая), Э.К. Первышин (средства связи). Встречи и совещания в столице, совместное посещение НИИ и КБ по вопросам кораблестроения и вооружения. Так, только по ракетным делам он с министрами побывал на Урале, Алтае, Таджикистане, в Харькове, Туле, Реутове, Люберцах, Химках и Дубне, не говоря уж о Москве, Ленинграде и центрах кораблестроения. Он с большим уважением и доверием относился к работе проектантов кораблей и конструкторам систем вооружения, всегда внимательно и заинтересованно слушал их выступления, сам активно участвовал в обсуждении, при этом чувствовалось глубокое знание им обсуждаемой проблемы, в том числе и технических вопросов.

На заводах он проявлял большой интерес к новинкам технологии, организации производства и системе контроля качества. В этих посещениях предприятий Сергей Горшков проявлял интерес к вопросам развития предприятия, настроениям в коллективе. Он считал, что только благополучное предприятие может создавать высококачественную технику. Главное, что отличало Сергея Георгиевича, это его выступления, у него всегда было что сказать, при этом четко формулировал роль конкретного коллектива, где находился, в строительстве флота.

Важным направлением привлечения внимания к проблемам флота являлись выставки-показы новых кораблей и систем вооружения, организованные по инициативе Сергея Горшкова на Северном или Черноморском флотах, с приглашением на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов. После ознакомления с кораблями, самолетами, ракетами, торпедами и другими видами ВВТ, на выходе кораблей в море для участников выставки выполнялись боевые упражнения с пусками ракет и артиллерийскими и торпедными стрельбами. Многие участники этих мероприятий становились активными сторонниками создания мощного океанского флота. Участие конструкторов в выставках, на учениях и испытаниях новых систем вооружения позволяли им быстрее проходить процесс оморячивания, что имело принципиальное значение для правильного восприятия ими требований ТТЗ ВМФ и квалифицированно и осознанно их реализовывать при разработке ВВТ.

Сергей Георгиевич постоянно интересовался ходом подготовки полигонов флота к испытаниям новых ракетных комплексов и других систем вооружения. Вспоминается посещение его вместе с секретарем ЦК КПСС Дмитрием Устиновым Северного полигона в начале 1976 году. Во время движения по технической территории полигона в районе поселка Нёнокса Устинов поинтересовался местом стартовой позиции для испытаний нового РК Д-9Р. Начальник полигона вице-адмирал Владимир Салов доложил, что сейчас подъезжаем к месту, выбранному по результатам рекогносцировки, и показал торчащую в снегу палку с металлической банкой на конце. Автобус остановился, и секретарь ЦК спросил: «Сергей Георгиевич, а вы успеете построить старт к началу испытаний?» «Вне всякого сомнения», – ответил главком и выразительно посмотрел на начальника Главного инженерного управления генерал-майора В.Е. Путята и на меня. Работы были выполнены в установленные сроки, и полигон обеспечил, как и во всех других случаях, испытания новых комплексов.

ШКОЛА ЗАКАЗЧИКОВ

Главной опорой главкома в строительстве флота были управления, объявленные в приказе министра обороны генеральными заказчиками по определенной номенклатуре ВВТ флота. Они несли всю полноту ответственности за жизненный цикл этой техники, начиная с задумки облика, создания, организации эксплуатации, снятия с вооружения и утилизации, и были основными организаторами по подготовке и реализации принятых решений по вопросам проектирования кораблей, созданию комплексов вооружения, подготовки полигонов флота к испытаниям и организации их проведения. Заказывающие управления (ЗУ) несли ответственность за техническую подготовку флотов к приему новых видов вооружения и организацию их эксплуатации, за специальную подготовку личного состава кораблей и частей. Для выполнения этих функций заказывающие управления имели в подчинении НИИ, полигоны, военные представительства на предприятиях промышленности, арсеналы и базы хранения вооружения, ремонтные заводы. В специальном отношении им подчинялись соответствующие управления флотов, флагманские специалисты и боевые части (службы) кораблей. Итоговыми оценками деятельности заказывающих управлений являлись создание новых систем вооружения в установленные сроки и высокого качества и успешность выполнения боевых упражнений кораблями флотов. Поэтому Сергей Георгиевич уделял пристальное внимание работе этих управлений, а их руководители были наиболее частыми посетителями его кабинета с докладами. Становлению и укреплению авторитета начальника заказывающего управления имело их обязательное присутствие на встрече ГК ВМФ с генеральными и главными конструкторами, директорами предприятий и руководителями министерств, при этом он всегда спрашивал мнение присутствующего начальника ЗУ по обсуждаемому вопросу и, как правило, поддерживал его. Такая система общения с начальниками заказывающих управлений позволяла главкому быть постоянно в курсе дел по созданию и ходу испытаний систем ВВТ и строительству кораблей, а для подчиненных была великолепным примером и школой решения различных вопросов.

Важной школой воспитания и обучения для начальников ЗУ было присутствие и участие в обсуждении вопросов на заседаниях Военного совета ВМФ. Присутствуя на многих заседаниях Военного совета, на некоторых из них я выступал с докладами или в прениях, а при обсуждении итогов зимнего и летнего периода обучения обязательно докладывал о результатах ракетно-артиллерийской подготовки за ВМФ в целом. Это были отличная школа государственного подхода к обсуждаемым вопросам, пример сочетания жесткого спроса за недостатки и упущения с уважением к человеку и четкие указания по дальнейшей работе. Сергей Георгиевич всегда внимательно слушал доклады и выступления, делал замечания или задавал вопросы, но я не помню, чтобы это кого-нибудь обижало. Если кому и доставалось, то за дело. Вспоминаю, как в январе 1976 года я докладывал на заседании Военного совета о неудовлетворительных результатах ракетных пусков в 1975 году и мерах, принимаемых управлением.

Главком одобрил предлагаемые меры, но дал весьма жесткую оценку моей деятельности: «Вы не твердо держите в руках порученное дело. Начальник УРАВ отвечает и за качество, и за надежность вооружения, и за обучение личного состава ракетно-артиллерийских боевых частей кораблей, и за организацию стрельб. Требую наводить в службе порядок быстрее и жесткой рукой. Пока мы этого не видим и публично вас предупреждаем. Спрос будет строгим». Такая оценка не могла быть приятной, тем более что управление и вся ракетно-артиллерийская служба работали с большим напряжением. Десятки КБ и НИИ промышленности работали по созданию новых комплексов РАВ. На четырех полигонах и кораблях под руководством государственных комиссий проводились испытания новых и модернизированных комплексов, количество которых иногда доходило одновременно до десяти. На флотах шло освоение новых видов вооружения, в ходе боевой подготовки проводились пуски ракет, число которых иногда доходило до 400 в год, по результатам которых, в определяющей степени, оценивался уровень боевой и политической подготовки большинства кораблей и частей флотов. Офицеры управления принимали непосредственное участие во всех этих процессах. В поездках на флоты офицеры управления оказывали помощь специалистам по подготовке к учениям и сложным стрельбам, проведении и оценке их результатов. Строгую оценку, данную главнокомандующим на Военном совете, в управлении восприняли как должное и как руководство к действию. Управлением, вместе со специалистами РАВ и командованием флотов, были приняты необходимые меры. В последующие 10 лет серьезных провалов в ракетно-артиллерийской подготовке на флотах не было, хотя недостатки и замечания были всегда.

ПОД РАКЕТНЫМ ОБСТРЕЛОМ

Особое значение имели плановые поездки главнокомандующего на флоты, как правило, два раза в год на Северный и Тихоокеанский и по одному – на Балтийский и Черноморский. Во всех этих поездках участвовали начальники заказывающих управлений. Присутствуя на заслушиваниях командования флота (флотилии), мы получали информацию из первых уст о состоянии дел на флоте и нерешенных вопросах. Мы видели и учились, как правильно надо ставить и решать вопросы по обеспечению боевой готовности сил и средств флота, обустройству гарнизонов и пунктов базирования, поддержанию высокого уровня организации службы и воинской дисциплины. Особое внимание главком обращал на поддержание установленных норм содержания кораблей в постоянной готовности, материальной основой которой является техническая готовность кораблей и систем вооружения, обеспечение флота нормативными запасами ракет, других боеприпасов и материально-технических средств, за которые отвечали центральные управления наравне с командованием флотов.

После заслушивания командования флота начальники заказывающих управлений работали в специальных управлениях, на кораблях и частях. Главными вопросами для них были оценка работы по освоению новых кораблей и комплексов вооружения, проверка технической готовности кораблей, состояние системы хранения оружия на базах и вопросы пожаро- и взрывобезопасности на кораблях и базах. Такая практика позволяла ЗУ, отвечающим за весь жизненный цикл вооружения, учитывать флотский опыт в разработке новых систем вооружения. Результаты своей работы начальники управлений докладывали в штаб и учитывали при подведении итогов. По важным и срочным вопросам начальники управлений докладывали лично главкому.

Боевые упражнения в море выполнялись в условиях, приближенных к боевым. Корабли находились в боевых порядках (ордерах), обеспечивая все виды обороны, оружие кораблей в готовности к боевому использованию. Пуски БР проводились по команде с ЦКП ВМФ при нахождения ПЛАРБ в условиях боевого патрулирования. Пуски противокорабельных ракет проводились в условиях разведывательно-ударного комплекса, с использованием данных о целях-мишенях от космической или авиационной разведывательных систем.

Наиболее сложной была организация отработки ПРО-ПВО соединения кораблей, при которой налет осуществляли противокорабельные крылатые ракеты, доработанные в ракеты-мишени (РМ), запускаемые с ракетных катеров и подводных лодок в штатном режиме. При подготовке РМ на них отключался контур управления от головки самонаведения, вместо боевой части устанавливали весовой имитатор. В целях соблюдения мер безопасности РМ наводились из расчета прохождения их траектории с некоторым упреждением относительно ордера.

При угрозе нападения с воздуха корабли соединения переводились в режим полной боевой готовности, боевое распоряжение по отражению воздушных целей с использованием зенитных огневых средств выдавалось только тем кораблям, которые проверялись. Другие корабли ордера должны были использовать свои огневые средства только по РМ, идущей непосредственно на «свой» корабль. Это положение было записано в руководящих документах, что обеспечивало безопасность всех кораблей при отражении воздушного налета. В ходе выполнения боевых упражнений оценивались уровень подготовки личного состава и надежность работы материальной части кораблей. В случаях неуспешных пусков ракет, других недостатков на учении Горшков никогда не проявлял элементов нервозности, давал четкие указания о проведении после учения расследования причин.

Летом 1974 года во время оперативных сборов командного состава флотов и центральных управлений под руководством главкома на Северном флоте эскадра надводных кораблей в море должна была отразить удар ракет. Все участники сборов находились на крейсере «Мурманск». Погода была благоприятная, светило солнце, море спокойное. Ракетный удар наносила бригада ракетных катеров, запуская три РМ П-15 с дальности около 40 км. В назначенное время катера пустили РМ, подход которых к эскадре на высоте 200–300 м и темпом 7–10 секунд был хорошо виден визуально. Но произошло невероятное – ни один корабль эскадры не обстрелял РМ из-за того, что РМ не были обнаружены, о чем и доложил командир эскадры.

Не знаю, какой разговор состоялся у главкома с командующим Северным флотом, но вскоре я, как главный ракетчик и начальник УРАВ ВМФ, был вызван во флагманскую рубку, где находился нахмуренный и суровый СГ (как мы его называли между собой) в одиночестве. Видно было, что он тяжело переживал произошедшее, и я не ожидал для себя ничего хорошего. Но главком, сдерживаясь, довольно спокойно сказал: «Да-а. Такого еще не бывало у нас. Вызовите специалистов, кого необходимо, останьтесь на флоте после сборов и разберитесь в причинах случившегося досконально. И примите меры». Я был удивлен его выдержкой и еще раз убедился в силе характера.

Еще один случай, показывающий выдержку и спокойствие Сергея Георгиевича в сложной ситуации. На одном из учений Северного флота корабли эскадры отражали удар РМ, запущенных с АПЛ и РКАБ. Штаб руководства находился на тяжелом атомном ракетном крейсере «Киров» и получал донесения о поражении двух РМ на основе ракеты П-6. И вдруг из-за низких облаков вылетает горящая РМ П-6 (ее подбил стреляющий корабль) и падает впереди примерно в 200 метрах по курсу крейсера. Многие из нас, находящихся на ходовом мостике, так и ахнули, а главком взглянул в нашу сторону и спокойно сказал: «Не паникуйте!» И поручил мне разобраться, почему зенитчики не обстреляли эту РМ, практически идущую на крейсер. Все было сказано весомо и спокойно. После разбора этого случая с командирами кораблей и соединений на Северном флоте была дана информация на другие флоты вместе с дополнительными указаниями о том, что каждый корабль в ордере должен быть в готовности и поразить воздушную цель, идущую на корабль. К сожалению, невыполнение этих требований привело в аналогичной ситуации к гибели МРК «Муссон» на Тихоокеанском флоте в 1987 году, когда в него попала подбитая РМ-15 и он затонул.

Приведу еще один пример, характеризующий Сергея Георгиевича. На учении по высадке десанта на ЧФ один из катеров на воздушной подушке не мог с ходу выйти на побережье и сделал это только на третьем заходе. Командование флота и все, кто находился на смотровой трибуне, волновались и переживали за неудачу и возможные неприятности для командира катера. Главком спокойно направился к катеру, и все, находящиеся на трибуне, последовали за ним. Мы видели бледное лицо командира катера, когда он докладывал главкому. Сергей Георгиевич спокойно выслушал доклад, поздоровался с командиром за руку и начал разговор о боевых и мореходных качествах корабля, какие недостатки он имеет. Командир, старший лейтенант, в начале беседы волновался, что вполне естественно, он впервые разговаривал с военачальником такого высокого ранга да еще в столь сложной ситуации, а затем успокоился и уверенно отвечал на все вопросы. Горшков поблагодарил его и пожелал успехов в службе. Надо было видеть просиявшее лицо командира катера и с какой лихостью он приподнял свой катер, развернул его на месте и ушел в море. Думаю, что для этого офицера беседа с главкомом будет памятной на всю жизнь, а для присутствующих – поучительным примером отношения адмирала к молодому офицеру.

Последний мой разговор с Сергеем Георгиевичем состоялся по телефону в канун Дня Победы 1988 года, а вскоре его не стало. Это была огромная потеря для флота, для страны.


В Северодвинске открыли мемориальную доску и выставку в честь Почётного гражданина города, Героя Социалистического Труда адмирала Павла Григорьевича Котова


Заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению - начальник кораблестроения и вооружения ВМФ в 1965-1986 гг. адмирал Павел Григорьевич Котов был личностью поистине легендарной. При его непосредственном участии создавался атомный подводный флот Советского Союза, он лично курировал достройку АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» на Севмаше. Вообще в нашем городе более чем за 20 лет работы с корабелами Северодвинска он бывал неоднократно. В 1980 году за особые заслуги и значительный вклад в развитие города Котову присвоили звание «Почётный гражданин Северодвинска».

Котов был корабелом в третьем поколении. Его дед Василий Андреевич принимал участие в строительстве броненосца «Гангут», отец Григорий Васильевич трудился на строительстве крейсера «Аврора» и линейных кораблей для Балтийского флота. Сам Павел Григорьевич с 20 лет начал работать на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде, участвовал в строительстве дизельных подводных лодок для Тихоокеанского флота. Всю свою жизнь до самых преклонных лет Котов отдавал укреплению обороноспособности нашего государства.

В год столетия адмирала Котова группа высших офицеров, генералов и адмиралов, академиков РАН обратились к руководству нашего города с просьбой увековечить память Котова. Мэр Михаил Гмырин идею поддержал.

Теперь Морская кадетская школа Северодвинска носит имя Котова, а на фасаде здания гордо красуется его мемориальная доска. На торжественной линейке в прошлую пятницу мэр вручил директору Сергею Леваднему свидетельство о присвоении школе имени адмирала Павла Котова. Представители городской администрации, руководства Севмаша и «Звёздочки», ветераны кораблестроения возложили гвоздики к мемориальной доске под звуки эстрадно-духового оркестра штаба БВМБ.

В тот же день в городском краеведческом музее прошло открытие выставки «Секретный инженер-адмирал». Автор экспозиции, научный сотрудник музея Анастасия Цветкова зачитала ряд приветственных телеграмм от Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», Центрального научно-исследовательского института им. академика А. Крылова.

На торжественные мероприятия из столицы прибыли почётные гости - внучка и правнучка адмирала Татьяна и Мария Лежневы (на снимке). Татьяна Львовна по специальности радиоинженер, её дочь Маша учится на пятом курсе исторического факультета, будет искусствоведом. Старшая дочь Анна работает преподавателем начальной школы. В числе гостей был и адмирал Фёдор Иванович Новосёлов, который много лет работал под руководством Котова. Заместитель мэра Константин Талашов вручил гостям сувениры на память о Северодвинске.
На выставке представлены личные вещи, книги, фотографии, документы Котова, в том числе фотокопия акта правительственной комиссии по ходовым испытаниям АПЛ К-3, членом которой он был.

26 февраля исполняется 95 лет со дня рождения адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова, который почти 30 лет (1956-1985 гг.) находился на посту главнокомандующего ВМФ. Он вошел в историю Советского Союза, историю России как выдающийся флотоводец и крупный руководитель, благодаря целеустремленности, настойчивости, энергии и высочайшим дипломатическим способностям которого фактически был построен современный океанский ракетно-ядерный флот.

Сергей Горшков родился в 1910 году в семье провинциальных педагогов. Отец преподавал математику, мать - русский язык и литературу. В семье было трое детей: две дочери и сын - будущий главнокомандующий ВМФ. Кстати, отец Горшкова происходил из семьи столяра-краснодеревщика, - старший из десяти его детей. Он рано проявил способности к точным наукам, был зачислен на бесплатное обучение в гимназию, которую закончил с золотой медалью, а потом и Харьковский университет. Видимо, его способности в значительной степени передались и сыну.

После окончания школы поступил в Ленинградский университет, а через год перешел в Ленинградское военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. В 1931 году служит на Черноморском флоте, через год на - Тихоокеанском. С 1934 года командует СКР "Бурун", который по итогам боевой подготовки 1936 года занял первое место в Морских силах РККА. После окончания в 1937 года курсов командиров кораблей в Ленинграде Сергей Горшков снова на Тихоокеанском флоте. В 1939 года он уже командир бригады эсминцев на Черном море, а через полгода - командир сформированной бригады крейсеров. С ней он и встретил войну, которую прошел, как говорится, "от звонка до звонка".

Горшков был участником всех десантных операций, проведенных на Черном море, начиная с десанта в августе 1941 года в районе деревни Григорьевка, что под Одессой. Будучи командующим Азовской и Дунайской флотилий, приобрел богатый опыт взаимодействия сил флота с войсками приморских фронтов. Некоторое время (в качестве одного из руководителей обороны Новороссийска) командовал 47-й армией. За особые заслуги Сталин предложил Горшкову закрепиться в должности командарма, на что Сергей попросил оставить его на флоте.

КОМАНДУЮЩИЙ ЧФ

С января 1945 года Горшков возглавляет эскадру Черноморского флота (ЧФ), одновременно привлекается к отработке предложений по программе военного кораблестроения (ПВК) на 1946-1955 гг. В ноябре 1948 года назначается начальником штаба ЧФ. В условиях начинающегося обострения послевоенной международной обстановки основные усилия в работе штаба он направляет на отработку планов подготовки сил флота к ведению боевых действий, а также пополнению корабельного состава и восстановлению всей инфраструктуры ЧФ. Большого внимания требовали начатые сразу после освобождения Крыма и проводимые вплоть до начала 50-х годов тяжелые и опасные операции по тралению миноопасных морских районов, фарватеров и гаваней базирования кораблей.

В феврале 1950 года восстанавливается Военно-морское министерство Советского Союза. В июле 1951 года состоялся Главный военный совет ВМФ по рассмотрению и обсуждению дел на флоте и его состоянию. На совете присутствовал Сталин. После этого совета военно-морским министром назначается Кузнецов, его первым заместителем адмирал Басистый, которого на посту командующего Черноморского флота сменяет Горшков.

Новый командующий ЧФ уделяет серьезное внимание строительству, формированию и обустройству создаваемого Южного полигона (начал функционировать в 1954 году) для будущих разнообразных испытаний ракетного оружия и проведению испытательных пусков ракет, - ведь наступала ракетная эпоха флота. Научно-технические достижения в области создания ядерных боеприпасов, атомной энергии, ракетной техники и радиоэлектроники требовали осмысления и внедрения их в строительство кораблей, создание новых видов вооружения. И эти новшества в дальнейшем развитии флота и его боевых средств уже тогда чутко улавливал Горшков. Но со смертью Сталина уже 15 марта 1953 года вновь объединяются Военное и Военно-морское министерства в единое Министерство обороны. А Николай Герасимович Кузнецов становится заместителем министра обороны - Главнокомандующим ВМФ.

Главный морской штаб (ГМШ) в конце 1953 года подготовил проект ПВК на 1956-1965 гг., который после одобрения Генеральным штабом и Министром обороны в начале 1954 года был представлен в Совет министров СССР. Однако программа не получила поддержки у руководства страны. Доработки ПВК, выполненные ГМШ дважды, в 1954 и 1955 гг., рассматривались на заседании Президиума ЦК КПСС, на которых с докладами выступал Кузнецов. И опять его предложения не получили поддержки у руководства страны. В свою очередь, руководство Минобороны и Генштаба, вроде бы одобряя планы и предложения ВМФ, не поддерживало их на совещаниях перед руководством страны. К сожалению, у флота не было сторонников и среди руководителей оборонных отраслей промышленности, так как представленные планы кораблестроения не были с ними согласованы.

Настойчивость и бескомпромиссность Кузнецова в отстаивании своих взглядов на развитие флота вызывало все большее недовольство и у министра обороны Жукова, и опять же еще большее недовольство у Хрущева, который к этому времени стал первым секретарем ЦК КПСС. Обстановка осложнялась. В июле 1955 г. по представлению Кузнецова его первым заместителем был назначен Горшков. Вскоре Николай Кузнецов перенес тяжелый инфаркт и по болезни ушел в отпуск. Обязанности главкома были возложены на Горшкова, и вся ответственность за дальнейшую подготовку планов строительства кораблей легла на его плечи.

В конце октября 1955 г. в Севастопольской бухте погиб от взрыва в носовой части линкор Новороссийск, что послужило поводом для снятия, Николая Кузнецова с должности главкома ВМФ и увольнению с военной службы. На его место в начале января 1956 г. был назначен Горшков. Решение руководства страны было воспринято неоднозначно во флотской среде, злые языки пустили в оборот выражение "Кузнецова сняли, а флот накрыли горшком".

ГЛАВКОМ ВМФ

В первые же дни в новой должности Сергей Горшков посетил Центральный НИИ военного кораблестроения (ЦНИИВК) и Институт вооружения ВМФ, где подробно рассмотрел предложения о перспективах развития флота. В обсуждении принимали участие также ученые Военно-морской академии, ЦНИИ им. А.Н. Крылова и конструкторы некоторых ЦКБ. В итоге в конце января 1956 года Совет обороны рассмотрел и одобрил подготовленный ВМФ и согласованный с министерствами оборонных отраслей промышленности план проектирования и строительства кораблей на 1956-1960 гг.

Все последующие планы и программы строительства флота разрабатывались под личным руководством Горшкова. Работая над перспективными вопросами развития флота, Горшков организует выставки-показы новых кораблей и систем вооружения непосредственно на СФ или ЧФ, приглашая на них руководителей партии и правительства, министров, генеральных и главных конструкторов, директоров крупных заводов.

Показы сопровождались выходами участников на кораблях в море, где проводились тактические учения с выполнением боевых упражнений - пусков ракет, торпедных и артиллерийских стрельб, полетами авиации с использованием ее бортового оружия. В ходе выставок проходило обсуждение вопросов строительства не только кораблей и создания вооружения, но и развитие инфраструктуры флотов, решение социальных вопросов. Это повышало престиж флота в глазах руководства страны и руководителей ее оборонной промышленности.

Львиную долю своего рабочего времени в главкомате ВМФ Сергей Горшков уделял рассмотрению и решению вопросов кораблестроения, начиная с контроля над разработкой Оперативным управлением ГШ ВМФ оперативно-тактических заданий на корабли и по важнейшим комплексам вооружения, выдачи органами кораблестроения и вооружения тактико-технических заданий промышленности и заканчивая рассмотрением проектов кораблей и систем вооружения на разных стадиях их проектирования и разработок.

Получила дальнейшее развитие организационная система последовательного рассмотрения и утверждения на разных уровнях (КБ ОПК, НИУ ВМФ, заместитель ГК по кораблестроению и вооружению, Главный штаб ВМФ) различных этапов проектирования кораблей и разработок вооружения. В конечном итоге эскизные и технические проекты новых кораблей и разработки важнейших комплексов вооружения непосредственно рассматривались и утверждались главнокомандующим ВМФ на совещаниях с министрами Судпрома и других оборонных министерств, руководством Главного штаба, органов кораблестроения и вооружения, центральных управлений, НИУ ВМФ и КБ промышленности.

Сергей Горшков стал идеологом и организатором создания современного ракетно-ядерного океанского флота страны - он вывел его в Мировой океан. С нашим Военно-морским флотом - вторым в мире после ВМС США по боевому могуществу - вынуждены были считаться так называемые великие морские державы.

Он был выдающейся личностью по всем "параметрам" и требованиям к подобного рода военачальникам и крупным руководителям нашего бурного ХХ века, насыщенного войнами, другими потрясениями и катаклизмами, а также по оценкам его соратников и даже противников.

Федор Иванович Новоселов - адмирал, бывший начальник Управления ракетно-артиллерийского вооружения, впоследствии заместитель главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению, находившийся 14 лет (1972-1985 гг.) в непосредственном подчинении Горшкова

В шестой раз в Челябинском академическом театре драмы имени Наума Орлова прошла церемония вручения Народной премии "Светлое прошлое". Одним из лауреатов 2009 года стал адмирал Фёдор Новосёлов, чья деятельность связана с КБ машиностроения и ГРЦ имени академика В.П. Макеева.

Проект создан по идее Олега Митяева, ныне народного артиста России, реализуется Правительством Челябинской области и Фондом Олега Митяева. Цель проекта - воздать должное людям, которые своим трудом прославили Челябинскую область в России и за её пределами; внесли вклад в развитие экономики, науки, культуры и искусства, спорта, добились успеха в общественно-политической деятельности.

За шесть лет лауреатами стали 63 номинанта, родившихся, учившихся и работавших в Челябинской области, но ныне живущих за её пределами (последнее условие - одно из главных в положении о премии). Среди лауреатов много выдающихся спортсменов - чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы (Л.П. Скобликова, А.И. Тихонов, А.Е.Карпов, братья С.М. и Н.М. Макаровы и др.), музыкантов, писателей и поэтов, актеров театра и кино, режиссеров (А.Б. Градский, С.А. Герасимов, А.О. Кролл, Г.А. Панфилов, Л.С. Броневой и др.), государственных деятелей, военных, ученых, бизнесменов, меценатов и т.д.

Лауреатами Народной премии "Светлое прошлое" часто становились представители СКБ-385 и КБ машиностроения (ныне - ОАО "ГРЦ Макеева"). Такое представительство означает и подтверждает значительную роль Государственного ракетного центра среди предприятий Челябинской области.

В 2005 году Народной премии "Светлое прошлое" удостоен создатель отечественной школы морского ракетостроения, генеральный конструктор В.П. Макеев, в 2007 году - первый заместитель В.П. Макеева по производству, директор Златоустовского машзавода (1976-1983) В.Х. Догужиев, в 2008 году - первый заместитель начальника СКБ-385, директор Златоустовского машзавода (1961-1974) В.Н. Коновалов.

В 2009 году лауреатом премии "Светлое прошлое" стал адмирал Федор Иванович Новоселов, отдавший Военно-Морскому Флоту более 40 лет. Работая в аппарате военного представительства КБ машиностроения, он внес существенный вклад в проектирование, производство и испытание комплексов Д-5 и Д-9 с баллистическими ракетами для подводных лодок. В 1972 году - начальник Управления ракетного и артиллерийского вооружения ВМФ, принимал участие в создании и освоении ракетных комплексов с баллистическими ракетами. С 1986 по 1992 год - заместитель Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению.

Все эти годы он был связан с миасскими ракетчиками.

Пресс-служба ОАО "ГРЦ Макеева"

[

    Лауреатам торжественно вручены дипломы лауреатов и призовые статуэтки «Кентавр с цветком в груди» работы скульптора Эрнста Неизвестного.

    Открывая праздничный вечер, бессменнный ведущий, автор идеи проекта «Светлое прошлое» Народный артист РФ Олег МИТЯЕВ предложил дату 17 января сделать «красным днем календаря» - как день образования Челябинской области, и как день проведения торжества «Светлое прошлое». С приветственным словом выступил первый заместитель губернатора Челябинской области Андрей Николаевич КОСИЛОВ .

    Народную премию вручают только на родной земле, поэтому лауреаты, которые не смогли получить Кентавра своевременно, становятся гостями следующей церемонии. Событием вечера стал приезд в Челябинск для получения Народной премии Виктора Борисовича ХРИСТЕНКО : один из первых лауреатов «Светлого прошлого» (2004), наконец, сумел совместить свой напряженный рабочий график с датой церемонии. Министр тепло приветствовал земляков, подчеркнув особую значимость проекта, объединяющего людей, возвращающего их к своим корням.

    Одно из важных условий успеха проекта: вручают премию знаменитым землякам люди, связанные с ними судьбой, родственными или дружескими узами, общей деятельностью, образом жизни и пр. Это не только челябинцы, но и жители других городов и районов области - Златоуста, Миасса, Аши, Сатки, лауреаты Народной премии прошлых лет. Среди тех, кто выходил на сцену для вручения статуэтки и с поздравлениями лауреатам - вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, председатель правления Международного культурного фонда «World for culture and peace» Марк ЛЕЙВИКОВ , управляющий директор ОАО "ЧМК" Сергей МАЛЫШЕВ , министр культуры Челябинской области Владимир МАКАРОВ ; народная артистка РФ Валентина КАЧУРИНА ; генерал-майор запаса, начальник службы безопасности Ашинского металлургического завода Леонид ПОЛЯКОВ , олимпийская чемпионка, депутат Государственной Думы Российской федерации, лауреат премии «Светлое прошлое»-2006 Светлана ИШМУРАТОВА ; начальник головного представительства Министерства Обороны РФ в Уральском Федеральном округе по морским стратегическим ракетам, капитан первого ранга Андрей ЮРЧИКОВ и другие. «Светлое прошлое» соединяет людей: встречаются одноклассники, друзья, родные, коллеги, которые порой не виделись много лет. В зале - члены семей лауреатов, их близкие. Это целая армия болельщиков, способных сопереживать, поддерживать каждого лауреата, как «своего», «нашего». Объединяющим моментом для сцены и зрительного зала является лейтмотив проекта - тема малой Родины, тема общности людей.

    Творческий контекст мероприятия поддерживается лучшими деятелями культуры и искусства России, так, неизменный участник всех церемоний - всемирно известный композитор и музыкант, лауреат Народной премии-2004, Народный артист РФ Анатолий КРОЛЛ . Впервые в роли ведущей церемонии выступила известная телеведущая канала «Доброе утро» и программы «Модный приговор» Арина ШАРАПОВА , покорившая зал обаянием, искренностью и неповторимым шармом. Специальным гостем церемонии стал актер театра и кино, Народный артист России Дмитрий ПЕВЦОВ : он выполнил почетную миссию, получив статуэтку Кентавра и диплом для своего «кинематографического крестного» - кинорежиссера Глеба ПАНФИЛОВА , который не смог приехать на церемонию. Для челябинской публики артист исполнил отрывок из своей концертной программы «Певцов много, Певцов – один».

    Не присутствовала на торжестве и Галина ЩЕРБАКОВА : видеопослание от нее (интервью в Москве записал известный тележурналист Рустем СОФРОНОВ , лауреат «Светлого прошлого»-2007) было тепло встречено публикой. Статуэтку вручили (для передачи коллеге по «творческому цеху») специальной гостье церемонии, знаменитой российской писательнице Виктории ТОКАРЕВОЙ . Настоящим подарком для зрителей, участников, а, главное, для лауреата Сергея ПЛОТОВА стало выступление народного артиста России Геннадия ХАЗАНОВА . Геннадий Викторович не просто вручил премию своему любимому автору, но привез с собой уникальную запись одной из реприз в своем исполнении, принадлежащих «перу Плотова», остроумно прокомментировал ее и в финале блистательно прочел собственные стихи, посвященные виновнику торжества.

    В церемонии приняли участие артисты Леонид МАРГОЛИН , Родион МАРЧЕНКО , Витольд ПЕТРОВСКИЙ (Москва), лауреат международных фестивалей джазовой музыки Биг-Бэнд «Джаз-академия» под управлением заслуженного артиста России Станислава БЕРЕЖНОВА , ансамбль бального танца «Импульс» Дворца культуры металлургов под руководством заслуженного работника культуры России Светланы МАЛЫХИНОЙ .

    В ходе подготовки церемонии состоялась пресс-конференция с участием лауреатов и гостей.