» » Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с онр. Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Развитие словаря в театрализованной деят

Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с онр. Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Развитие словаря в театрализованной деят

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017

МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №5 Воспитатель: Попова Ольга Анатольевна г. Озёры 2014г.

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)

Занятия по театральной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки

Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.

Перед педагогами возникают проблемы:

Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?

Как заставить их душу трудиться?

Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?

Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.

А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать»

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г.А. Волковой (И. №4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.

Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.

Театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.) . Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Известный детский психолог Н. Н. Поддьяков написал так: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений.

Яркие, положительные эмоции - основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка». Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. При чередование функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию.

Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.

Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение шестилетнего ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) . Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях и круглых столах. Педагог может посоветовать посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений) .

Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов. На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.

Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.) . Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей) .

Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

«Преодоление трудного начинается с легкого,
осуществление великого начинается с малого,
ибо в мире трудное образуется из легкого,
а великое – из малого».
Лао-Цзы

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В игре ребенок реализует себя как личность, способную на создание своего видения мира, и это является наиболее доступным для ребенка и интересным для него способом выражения знаний и эмоций и чувств. Об этом пишут многие из ученых, изучавших эту проблему: А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.. Театрализованная игра, как один из видов игры, является эффективным средством социализации дошкольника в обществе в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка .

Существуют различные виды игр, одни из них развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, силу, третьи конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр и является театрализованная игра.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты, где каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурами. Театрализованные игры пользуются у дошкольников неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют из просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию . Е.Л.Трусова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.). Многие ученые все же дают определение театрализованным играм.

По мнению О.А. Карабановой, игры-драматизации «представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры». В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания.

Как считает И.Г. Вечканова, театрализованная игра - деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненная сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами. И.Г. Вечканова также отмечает, что театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества .

Исследователи (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров и др.) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

В понимании М.Д. Маханевой театрализованные игры - это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы .

В толковом словаре С.И. Ожегова театрализованная игра или игра-драматизация трактуется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы в качестве рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене».

Театрализованную игру как «предэстетическую» деятельность, одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей определяет А.Н. Леонтьев .

Театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему или сюжет различает Т.А. Куликова . Она разделила театрализованные игры на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К режиссерским играм детском саду Т.А. Куликова относит настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок не является действующим лицом, он изображает персонажа интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

Различные иды театрализованных игр выделяет Л.В. Артемова, отличающихся художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности :

Игры-драматизации. В них дети представляют спектакль сами, каждый ребенок выполняет свою роль. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства (например, маска). Создать образ ребенок должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Пальчиковый театр. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.

Театр петрушек (куклы би-ба-бо). В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев кисти руки. Куклы би-ба-бо обычно действуют на ширме.

Театр марионеток. Их водят по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревки, закрепленные на планках.

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. В этих играх дети используют плоскостные фигурки или картинки. На фланелеграфе или экране дети показывают сказку, рассказ. Все картинки - персонажи и декорации, необходимо сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Желательно использовать элементы декорации: 2-3 дерева, лужайку, ручеек.

К стендовым театрализованным играм Л.В. Артемова относит :

Стенд - книжка. Автор отмечает, что динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепить ее нужно на нижней части доски. По ходу игры ведущий переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, встречи, события, которые происходят в игре.

Фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей.

Теневой театр. Для которого, как считает Л.В. Артемова, необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черты плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук .

Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др. выделяют как характерную особенность театрализованных игр литературную или фольклорную основу их содержания и наличие зрителей . Эти исследователи также разделяют театрализованные игры на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. По словам А.Н. Леонтьева, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством . Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Развитие и становление становления художественной деятельности раскрыт Н.А. Ветлугиной . С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов:

Восприятия

Исполнения

Творчества

Таким образом, театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, до эстетического совершенствования культуры. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях эстетического воспитания личности.

Оля Колядина
Опыт работы «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством

«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Джанни Родари

Дошкольное образование - первый, и я считаю, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве . Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Психологи, педагоги-практики начинают видеть и осознавать результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании , как общая основа воспитания и обучения детей .

Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи . Работа над словом - это , прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.

Появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию. Создать эту ситуацию достаточно трудно; для этого требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей .

Придя работать в группу раннего возраста , я столкнулась с тем, что большая часть детей очень плохо разговаривает. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей , я пришла к выводу, что мне может помочь .

Почему именно ? Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей , в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения : учить играя.

Основатель Московского кукольного театра С . В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что игра в театр происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно .

Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность обусловлена тем , что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка , совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Кроме того, театр доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Поэтому именно позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей . И лучше не упускать возможности этого возраста .

Целью моей работы стало - создание условий для обогащения и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью .

Под театральными играми ученые понимают «игры в театр » , «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности . Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Цель будет достигаться путем решением следующих задач :

1. Проанализировать театрализованную деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста ;

2. Выявить уровень развития словаря у детей первой младшей группы детского сада;

3. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности ;

4. Обогащать словарь детей , активизировать его в процессе театрально - игровой деятельности ;

5. Совершенствовать диалогическую речь;

6. Воспитывать самостоятельность, активность в игре с персонажами – игрушками.

В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни . В разработке этой проблемы принимали участие Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Е. И. Тихеева, Г. М. Лямина, М. И. Попова и другие.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности , широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов : Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Стимулирует активную речь за счет обогащения словарного запаса , совершенствует артикуляционный аппарат.

В сентябре 2014 года я провела диагностику для оценки уровня развития словаря . (О. С. Ушакова) . Использовала 6 заданий.

В диагностике участвовало 20 детей первой младшей группы .

Правильность выполнения задания оценивалась по следующим критериям :

Умение называть слова , обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кукла) и отвечающие на вопросы : «Кто это?» , «Что это?» ;

Умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (красивая) и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?» ;

Умение называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы ;

Умение употреблять обобщающие слова («одежда» , «игрушки» ).

Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам) . При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить

уровни речевого развития :

I уровень – высокий – 16-18 баллов

II уровень – средний – 10-15 баллов

III уровень – ниже среднего – 6-9 баллов.

слова

В таблице 1 представлены результаты обследования

Таблица 1.

Уровень развития словаря - входная диагностика

январь 2015 года - (20 детей )

Уровень развития словаря Количество детей , %

I уровень

(высокий) 24%

II уровень

(средний) 36%

III уровень

(ниже среднего) 40%

Основная масса детей имеют уровень развития словаря ниже среднего или средний. Эти дети не могут самостоятельно обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?» . Не могут свободно называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?» слова .

Таким образом, я сделала вывод, что мне просто необходимо обогащать и активизировать словарь детей , обязательно используя театрализацию , как в непосредственно образовательной , так и в свободной деятельности детей .

Исследовав разные видов художественно-литературных произведений (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы., были отобраны сюжеты из повседневной жизни детей , литературные персонажи. В соответствии с возрастом персонажи должны меняться, усложняться их поведенческие характеристики.

Далее я подобрала вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с Программой. Поработала с картотеками физкультминуток, подвижных игр, загадок – постаралась, чтобы они были объединены с общим сюжетом театральной игры .

Следующий этап характеризовался творческим применением театрализованных игр на практике . Так как театрально-игровая деятельность может интегрироваться с любой деятельностью дошкольника , то элементы театрализации я постаралась включать в любую непосредственно образовательную деятельность

Но, прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм , складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем я стала обращать внимание детей на то , что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы использую на занятиях, в повседневном общении. От лица героев я благодарю и хвалю детей .

Игры - драматизации, в которые включается ребенок, постепенно усложняются :

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались : улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация - последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать ; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик» , «Листочки летят по ветру и падают на дорожку» , «Хоровод вокруг елки» ).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка» ; К. Ушинский «Петушок с семьей» , «Васька» ; Н. Павлова «На машине» , «Земляничка» ; В. Чарушин «Утка с утятами» ).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка» , «Заюшкина избушка» , «Три медведя» ).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок» , «Кот, петух и лиса» ).

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок» , «Репка» ) и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом» , К. Чуковский «Цыпленок» ).

Безусловно , что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Одно из главных условий - эмоциональное отношение воспитателя к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, должно быть чтение.

Подготовку к театрализованной деятельности я проводила в несколько этапов.

1. Выразительное чтение произведения.

2. Беседа, выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. После чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей : «Какое настроение у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадалась об этом?»)

В занятиях с элементами театрализации могут включаться как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Такая деятельность в основном строятся по единой схеме :

Введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности .

Недопустима даже мысль о разделении детей на «актеров» и «зрителей» , т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допустить чтобы дети боялись выйти «на сцену» . Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей . Необходимо чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли.

Для этого я использовала в своей работе следующие приемы :

Выбор детьми роли по желанию;

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей , имеющих проблемы с речью;

Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

Проигрывание ролей в парах.

Так же, во время проведения театральной игры есть необходимость очень внимательно выслушивать ответы и предложения детей . Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем. При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними. А в заключение различными способами вызывать у детей радость от происходящего. Хотя этот пункт не доставляет затруднений.

В младшем дошкольном возрасте маленький человек активно познает окружающий мир. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста - овладение активной речью . Правильно организованная развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка. В группе организован уголок развивающих игр. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, оказывают влияние на его развитие. В данном месте группы собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Так же в группе существует театральный уголок , где выставлены различные виды театров , которые я использую в своей работе . Он находится в свободном доступе, и дети всегда могут обратиться к знакомым героям и повторить уже знакомый им сюжет или обыграть новую ситуацию. Так же всегда доступны детям и книжки, которые подобраны соответственно возрасту , эстетично оформлены, в них яркие красочные и понятные иллюстрации. Всегда востребован у малышей уголок ряжения, который был создан для них совместно с родителями.

Конечно же, успех моей работы был бы невозможен без тесного сотрудничества с родителями. Важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

Для этого в группе провожу следующую работу :

Индивидуальные встречи с родителями (общения с каждой семьей в течение всего года, анкетирование родителей, обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации и задания для ребенка.

Традиции группы. «Я дарю тебе словечко » . Говорить имениннику ласковые слова , которые подбирают с родителями дома.

Выставка развивающих игр.

Подбор литературы по вопросам речевого развития.

Оформление стенда «Поговорим серьезно» .

Совместные развлечения и праздники. Которые доставляют удовольствие не только детям, но и их родителям.

Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы , позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии ребенка.

Для реализации творческих замыслов педагогов ДОУ в своих возрастных группах и с целью помочь им овладеть определенными знаниями по данной теме, я провела консультацию для них «Театральная деятельность в ДОУ » . А «Театральная гостиная » , прошедшая в ДОУ, позволила педагогам систематизировать полученные знания.

В сентябре 2015 года была проведена промежуточная диагностика уровня развития словаря детей . Для диагностики использовалась та же методика О. С. Ушаковой. Детям было предложено 9 заданий. Это связано с переходом детей во вторую младшую группу .

В диагностике участвовало 25 детей второй младшей группы

Критерии оценивания остались те же.

Уровни речевого развития :

I уровень – высокий – 22-27 баллов

II уровень – средний – 17-21 баллов

III уровень – ниже среднего – 9-16 баллов.

3 балла – ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.

2 балла – получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл – ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова , демонстрирует непонимание задания.

В таблице 2 представлены результаты обследования

Таблица 2.

Уровень развития словаря - промежуточная диагностика

Уровень развития словаря Количество детей , %

I уровень

(высокий) 63%

II уровень

(средний) 30%

III уровень

(ниже среднего) 7%

Сентябрь 2015 года - (25 детей )

87% детей имеют высокий и средний уровень - эти дети могут самостоятельно называть слова , обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы : «Кто это?» , «Что это?» . Только иногда они могут допускать неточности. Дети самостоятельно, без помощи взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?» . Они могут свободно называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?» , лишь в некоторых случаях прибегая к помощи взрослого; некоторым детям доставляет трудность свободно употреблять в речи обобщающие слова .

Лишь 7% детей показали низкий уровень развития словаря – эти дети не могут самостоятельно или с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?» . Они не могут свободно называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?» ; а также не употребляют в речи обобщающие слова . Эти четверо детей являются часто болеющими и редко посещают детский сад

Заключительная диагностика показала, что малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общались со сверстниками. А по свидетельству родителей все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, драматизируют отрывки знакомых сказок, интонационно проговаривая диалоги, любят рассматривать книжки с картинками.

Работа по обогащению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности незакончена , а продолжается до мая 2016 года. Я, могу предположить, что на конец учебного, в мае 2016 года, результаты диагностики покажут еще более лучший результат.

Уже сейчас можно сделать некоторые выводы по моей работе :

Словарь детей значительно обогатился и активно используется в речи детей . На что, бесспорно оказала влияние театрально-игровая деятельность , проводимая мною с детьми в этот период.

Дети проявляют устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности , активно общаются друг с другом. В вечернее время можно увидеть как подгруппы, состоящие из 2-х,3-х, 4-х человек, разыгрывают сценки, используя различные виды театров . Дети стали более самостоятельными в выборе игр, выполнении предложенной роли, пытаются договориться друг с другом при распределении ролей.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью . Игра - дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно, что немаловажно для развития творческой, всесторонне - развитой личности.

В перспективе я вижу :

Продолжение работы по развитию речи детей с помощью театрально-игровой деятельности .

Посещение театральных представлений , осваивая культуру поведения зрителя.

Использование театрально-игровой деятельности для успешной социализации дошкольников .

Постановка спектаклей в старшем дошкольном возрасте для младших дошкольников с привлечением родителей и других педагогов.

Театрализованная деятельность – как средство обогащения словаря детей.

Психолог-логопед: Смольникова А.Ф.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у умственно отсталых детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Создание спектакля с младшими школьниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

Социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;

Креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;

Лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

Начинать работу следует с более простых видов театра, коротких и простых по содержанию сказок. Для более успешного усвоения, исследователи разработали этапы разучивания сказки:

1 этап – чтение художественного произведения, беседа по его содержанию. Обсуждение настроения главных героев сказки, выбор настроения действующих персонажей, пересказ сказки.

Так, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?»
После чтения сказки А.Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?»
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, показать иллюстрацию с лисой и спросить» «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса, заяц и петух?» Почему вы так решили?» Или при чтении отрывка из сказки спросить: «Вы согласны, что это песенка принадлежит волку, а не козе? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся…») Почему вы так думаете?» Отвечая, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определённый образ.
2 этап – показ инсценировки сказки воспитателем. Обсуждение кто из героев, каким голосом говорит.

В начале фрагменты из сказок использовала как упражнения, например: детям предлагала попроситься в теремок, как лягушка или медведь. После чего спрашивала у детей, кто из детей был более похожим по голосу, манерам на этих персонажей. В следующий раз усложняла задания, предложив одному ребёнку разыграть диалог двух персонажей. Так, дети ненавязчиво и непринуждённо учились словесному перевоплощению, стараясь передать характер персонажа, его голос.
Для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» и т.д. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения: «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, грусть, печаль, страх, злость и др.) и способами невербального и вербального выражения.
Для решения этой задачи можно использовать упражнения типа «Разные настроения, чтения произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (Л. Толстой «Лев и собачка», Н. Носов «Живая шляпа»), упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу когда…» и т.д.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

3 этап – разучивание слов к сказке. Действий с персонажами театра.

На данном этапе проводила работу разучивания слов, а также действий персонажа с каждым индивидуально, а когда слова были разучены проводили общую репетицию все персонажи вместе.

4 этап – дети сами показывают сказку, действуя с персонажами, воспитатель за автора.

На данном этапе персонажи сами показывали сказку, а воспитатель лишь помогал, произнося слова автора.

5 этап - заключительный – дети сами говорят слова автора.

Вывод : коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.


2.5. Театрализованная деятельность, как средство развития словаря детей раннего возраста

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.

Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:


  1. В создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

  2. В исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

  3. В оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Театрализованная деятельность интегрируется со следующими видами деятельности: литературной, музыкальной и изобразительной.

Анализ методической литературы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие речевых навыков. В результате были найдены интересные методические приемы, например:


  1. Предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);

  2. Предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки (Т. Неменова);

  3. Предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).
По мнению М.Н. Маханевой целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

  1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  2. Игры- драматизации;

  3. Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

  4. Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Занятия по театрализованной деятельности должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:


  1. Развитие речи и навыков театрализовано-исполнительской деятельности;

  2. Создание атмосферы творчества;

  3. Социально- эмоциональное развитие детей.
Занятия в основном строится по единой схеме:

  1. введение в тему, создание эмоционального настроения;

  2. театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

  3. эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  1. Выбор детьми роли по желанию;

  2. Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

  3. Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
Во время занятий необходимо:

  1. Внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

  2. Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

  3. При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

  4. В заключение различными способами вызывать у детей радость.
Л.В. Артемова предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизация основана на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы. Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевой игры сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Но в отличие от сюжетно-ролевых игр, «театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию в основе которого- содержание сказки, стихотворения, рассказа».

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:


  1. От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

  2. От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

  3. От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Задачи и содержание работы:

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игрдраматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:


  1. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

  2. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).

  3. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

  4. Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

  5. Бессловесная игpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тилибом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений:


  1. Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

  2. Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

  3. Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи младших дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребенка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке.

В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Формирование речевой активности, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.

Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Задачи такого взаимодействия:


  1. Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;

  2. Сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

  3. Уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка.
Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе проводим следующую работу:

Индивидуальные встречи с родителями:

Такие встречи надо выстраивать в процессе общения с каждой семьей в течение всего года. Проводилось анкетирование родителей и детей «Особенности вашего ребенка». Прослеживается динамика речевого развития каждого ребенка, обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации и задания для ребенка.

Участие родителей в семинарах по обмену опытом.