» » Звезда указавшая место рождения христа. Вифлеемская звезда. Вифлеемская звезда в православии

Звезда указавшая место рождения христа. Вифлеемская звезда. Вифлеемская звезда в православии

Image caption По мнению ученых, Вифлеемской звездой могло быть редкое соединение планет

Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.

Могла ли звезда, побудившая трех "мудрецов с Востока" отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?

Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения - что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.

Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение "звезды волхвов", еще в 1970-е годы.

Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.

Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели.

"Три царя", пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как "волхвы" или маги - почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.

КТО ТАКИЕ "ВОЛХВЫ С ВОСТОКА"

  • Три мудреца, как полагают, были магами - персидскими мудрецами-звездочетами.
  • В западной традиции их еще называют царями и дают им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
  • Поклонившись младенцу Иисусу, они преподнесли дары: золото, ладан и смирну.
  • В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в Средневековье.
  • Православная церковь не считает волхвов царями, не приводит их число и не дает им имена.
  • Католическая церковь чтит память трех царей в праздник Богоявления - в память о явлении Христа язычникам, волхвам с Востока.

Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.

"Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], - говорит профессор Хьюз. - Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом".

Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.

Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет - когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.

"Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн", - объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких "парадов планет", произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.

Image caption Нередко кометы словно "зависают" или "останавливаются" над горизонтом

Тим О"Брайан, помощник директора обсерватории "Джодрелл Бэнк" в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. "Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе", - говорит он.

"После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы "обгонять" их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе", - объясняет О"Брайан.

По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.

Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб - то есть в одном из знаков Зодиака.

"Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, - подчеркивает О"Брайан. - Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному".

Хвостатая звезда

Вторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.

Несмотря на то что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они - "большие грязные комки снега", летящие через космическое пространство.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ:
Библейский рассказ

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. [...]

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, гл. 2

"Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять - солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает "хвост" из кометного материала", - рассказывает О"Брайан.

По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, - один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.

"Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы "останавливаются" над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела", - говорит Хьюз.

Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.

Менее вероятный, но более знаменитый кандидат - комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.

Те, кто склоняются в пользу версии "пятого года", указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.

"Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках", - говорит Хьюз.

"Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, - рассуждает профессор астрономии. - Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием".

Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

"Хороший кандидат"

Image caption Ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звезда

Существуют записи - опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке - о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.

Хьюз говорит: "Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом".

LOS REYES MAGOS

  • В Испании и испаноговорящих странах почитание "Трех царей" является важной частью празднования Рождества Христова.
  • Считается, что это три мага-чародея (Los Reyes Magos), чья задача - приносить подарки всем детям в день Богоявления (6 января). По традиции, дети заранее отправляют волхвам свои заявки на подарки, которые они бы хотели получить.
  • Детям еще говорят, что те, кто не слушается, получает от волхвов лишь золу и угли. Съедобные сладкие "угли" повсюду продаются в магазинах.
  • На ночь перед дверью люди выставляют свою обувь, а утром находят под ней подарки. По традиции, нужно также оставить еду и питье для волхвов и их верблюдов.
  • Вечером 5 января во всех испанских городах проходят парады в честь трех волхвов. Те, как правило, восседают на верблюдах и во время процессии бросают сладости в толпу.

По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является "хорошим кандидатом" на звание Вифлеемской звезды.

"Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, - объясняет он. - Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире". По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

В то время как другие "знамения" нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, - говорит он, - прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.

"К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли "следовать" за этой звездой, направляясь в Вифлеем".

За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.

Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.

Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году.

"Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались "замять" свое открытие", - говорит Хьюз.

Земля Израиля исполнена и пропитана религиозностью и верой (принимая, как аксиому, что Бог един, и лишь люди называют Его разными Именами), ведь именно здесь берут истоки три мировые религии, что бы наполнять души людские надеждой гармонией и светом. Именно здесь, в 8 километрах к югу от Иерусалима, более 2000 лет назад, над Вифлеемом, появилось в небе загадочное явление, которое после (и по сей день) назовут Вифлеемской Звездой.

Вифлеем – он же Бейт Лехем (в переводе с иврита «Дом Хлеба») или же Бет Лахм (в переводе с арабского «Дом Мяса») – не большой городок, даже по израильским меркам. В настоящее время это скорее пригород Иерусалима, чем самостоятельный город. Священное Писание упоминает Вифлеем как «дом Давида» – место избрания его и помазания на царствование. Действие Книги Руфь, так же происходит в Вифлееме и его окрестностях.

Через тысячу лет, после царствования Давида, над пастбищем и возвестила своим появлением Рождение Иисуса, Вифлеемская Звезда. В соответствии с Христианской религией, волхвы, увидев звезду на востоке (в более точном переводе «на восходе») узнали, что родился Младенец, которому предначертано стать Царем Иудейским.

О приходе Царя и Спасителя, имеются пророчества практически во всех книгах Ветхого Завета, пересекаясь с Иудейской Тора (Собственно вся существенная разница между этими двумя религиями и заключается в том что, христиане принимают Иисуса, как Спасителя, а Иудеи продолжают Спасителя ждать) и, увидев знамение о рождении Младенца, волхвы, умеющие читать знаки, пошли Ему поклониться. Принесенные Младенцу дары, были призваны проверить, кем Он родился. Если бы родившийся Иисус взял смирну – он был бы признан врачевателем, ладан – Бог, золото – Царь. Но Иисус принял все дары, поскольку был Богом, Царем и исцелял болеющих как душей, так и телом.

В Пещере Рождества Христова, есть отверстие колодца, куда упала Звезда, ведущая волхвов. Считается, что если очень долго глядеть в глубину колодца, можно увидеть мерцание Вифлеемской Звезды. В четвертом веке нашей эры, над Пещерой был построен Храм Рождества Христова – один из наиболее древних Храмов в Израиле. В 1717 году монахами-францисканцами католического ордена в Пещере Рождества была установлена серебряная Звезда Вифлеема.

Вифлеемская серебряная Звезда, установленная в Пещере имеет 14 лучей, символизирующих 14 остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме – Виа Долорос. Надпись на латыни «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est - 1717» переводиться как: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» и указывает на год установки серебряной звезды францисканцами. В 1847 году турки похитили серебряную Звезду Вифлеема.

Позже турецким султаном была подарена монахам Звезда изготовленная заново. Вокруг Вифлеемской Звезды висят иконы и горят лампады: 5 от армянских, 4 от католических и 6 от греческих христианских церквей, всего 15 штук.

И пусть ныне некоторые спорят о самом факте существовании Вифлеемской Звезды, о ее значении, пытаются объяснить это явление с точки зрения физики, астрономии и астрологии, для колоссального количества людей на Земле, Вифлеемская Звезда – символ надежды на спасение, веры в Божью Любовь и лучшую жизнь. И тянуться нескончаемым потоком в маленький городок туристы и паломники со всех сторон света и концов страны. От юга до севера, остановившиеся в Нетании и проводящие время в Эйлата, приезжающие на с Телль Авива и проделывающие длинный путь на автобусе, оставив веселые , с самого юга страны.

Приезжают в маленький город с огромным значением, город , стараясь не вникать в сегодняшние неурядицы горожан, для которых каждодневная жизнь в Вифлееме – это жизнь на «острове» Палестинского архипелага, одном из многих островков, на которые разбиты палестинские территории Израиля.

Жители города – мусульмане и христиане (в основном арабского происхождения) выходят из города и возвращаются обратно по пропускам.

Приезжают зайти в Храм Рождества Христова, поклониться Яслям в Пещере, где родился Сын Божий, прикоснуться к святыне душей и рукой. Ощутить абсолютно иную атмосферу (93% посещающих Храм Рождества Христова, отмечают особенные ощущения от нахождения внутри) святости, тепла и света. Приезжают, стараясь забрать с собой частичку святости Вифлиемской Звезды на фото, снимая Вифлиемскую Звезду на видео.

Для большинства, эта поездка не станет обычной экскурсией, после которой идут в кафе или , что бы поесть, отдохнуть и приятно провести время. После посещения Вифлеема, вполне вероятно, захочется тишины и покоя, времени и возможности побыть наедине с самим собой, своей душой, услышать и почувствовать то, что так старательно заглушает обыденная жизнь и суета. В этой просыпающейся жажде тишины и осознаний кроется особое, тонкое стремление души, внутренней сути, к гармонии с Богом, и Миром. Эти возможные душевные устремления стоит учесть, и не планировать на вечер, после поездки в Вифлеем, каких либо увеселительных мероприятий.

Время, посвященное Вифлеемской Звезде, пусть до конца будет посвящено Ей, и свет Ее, мерцающий на дне колодца, засияет и осветит душу человеческую и жизнь.

1. Ожидание рождения Спасителя Мира
На рубеже эпох по всему Востоку было распространено убеждение, что в ближайшее время в Иудее должен родиться Спаситель Мира, Которому будут поклоняться все народы. Об этом напряженном ожидании Царя Иудейского свидетельствуют в своих произведениях историки Корнелий Тацит ("Истории"), Светоний Транквилл ("Жизнь Веспасиана") и Иосиф Флавий ("Иудейская война"). А Вергилий в своей поэме «Буколики» за 40 лет до Рождения Иисуса Христа писал: «грядет новое время, грядет событие, к которому давно стремится история - космического, вселенского масштаба, дающее времени новый отсчет».
2. Явления, которые должны были возвестить о рождении Спасителя
Рождество, согласно древним преданиям, должно было сопровождаться рядом астрономических явлений. Во-первых, сменой астрологических эпох, переходом из эпохи Овна в эпоху Рыб. А по утверждению Птолемея (и не только), Овен был символом Иудеи (но вероятнее - иудаизма). Во-вторых, появлением звезды, знаменующей это событие. В древнем документе, названном "Откровение", который хранится в Ватикане, говорится, что Сиф передал потомкам пророчество, согласно которому звезда сообщит о рождении Бога в человеческом облике.
3. Что сказано в Евангелие
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на Востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка….
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите тщательно разведайте о Младенце, и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». И получивши во сие откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се Ангел Господень является по сие Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. …Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мтф. Гл. 2, ст. 1-5, 7-13).
4. Когда родился Иисус Христос?
Год рождения Иисуса Христа, принятый Христианской церковью, был установлен неверно. Об этом говорит в частности то, что Ирод, царствовавший при рождении Иисуса Христа, умер по историческим данным в 4 году до н.э. Год рождения Иисуса Христа устанавливался Дионисием по отношению ко времени начала царствования римского императора Августа. Но он не учёл, что Август первые четыре года царствовал под именем Октавиана. С учётом этого и того, что год рождения Иисуса стали считать первым, а нужно было - нулевым, дату рождения Иисуса Христа следует сместить на пять лет назад. Число же и месяц, которое по расчётам Дионисия приходится на 25 декабря 5 г. до н.э., по-видимому, он установил верно. Доминиканский учёный XIII в. Альберт Магнус, на основании недошедшего до нашего времени источника, сообщает: «Нам известно, что при восходе созвездия Небесной Девы родился господь наш Иисус Христос и что все божественные таинства его воплощения, начиная с рождения и кончая вознесением на небо, были начертаны звездными письменами на небесах и предсказаны ими». Расчёт показывает, что созвездие Девы стало видно вечером 25 декабря, и достигло зенита к полночи, когда родился Христос.
5. Обсуждение предположений о Вифлеемской звезде
1) Христианские писатели первых веков (Игнатий-Богоносец, Ориген и Евсевий) думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. А святой Иоанн Златоуст (IV век) и Блаженный Феофилакт Болгарский (XI век) считали, что это божественная разумная сила явилась в образе звезды.
Если принять эту версию, то далее обсуждать нечего. Мы же продолжим поиск соответствующего природного явления.
2) Очень многие полагают, что Вифлеемская звезда была кометой и на некоторых иконах её изображают с хвостом.
Однако кометную версию нельзя принять по той причине, «что - как говорит проф. астрономии Хьюз - явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами. Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием».
3) Некоторые современные астрономы полагают, что за Вифлеемскую звезду могли принять взрыв сверхновой звезды.
Но сверхновая звезда, двигаясь по небосводу, не могла как комета или планета остановиться по приходе волхвов в Вифлеем, что указано в Евангелие. Нет и научных данных о взрыве сверхновой в 5-ом году до н.э.
4) Знаменитый астроном Иоганн Кеплер полагал, что виденная волхвами звезда представляла собой редкое соединение в одной точке небосвода трёх ярких планет: Юпитера, Сатурна и Марса.
Но предполагаемое Кеплером соединение планет носит кратковременный характер и не могло бы длиться от появления на востоке до прихода волхвов в Иерусалим.
5) К выводу о том, что Вифлеемскую звезду следует связывать с Юпитером, пришёл также американский астроном Марк Молнер. Этому послужила монета, которая была отчеканена в I в. н.э. в колыбели христианства Антиохии, вероятно, в связи с годовщиной Рождества. На одной стороне монеты изображен овен, оглядывающийся на звезду и скачущий от неё, а на другой Зевс -- глава пантеона богов, известный у разных народов под разными именами, у римлян Юпитера. По расчетам Молнера Юпитер взошёл на востоке перед восходом Солнца, весной 5 г. до н.э. после выхода из созвездия Овна.
Однако Юпитер был хорошо известен древним, и его появление на востоке перед восходом Солнца явление заурядное, повторяющееся часто, а Вифлеемская звезда описывается как явление необычное.
Таким образом, ни одна из рассмотренных версий не соответствует событиям, описанным в Евангелие. Возникает вопрос, было ли отмечено ли какое-нибудь необычное небесное явление в это время астрономами?
6. Историческое свидетельство
Астрономические записи в китайских и корейских древних летописях-хрониках содержат сведения о том, что весной перед восходом Солнца на востоке низко над горизонтом взошла ярко сияющая звезда, которую они назвали звездой Метёлкой. Яркое сияние этой звезды продолжалось в течение семидесяти дней. Расчёты английских астрономов Д.Кларка, Дж.Паркинсона и Ф.Стефенсона, проведенные в 1977 году, показали, что по современному счету это событие произошло в 5 г. до н.э. Оно могло наблюдаться в Персии (откуда, по-видимому, пришли волхвы-маги) и на всём пространстве от Сирии до Китая и Кореи на востоке, низко над горизонтом, перед восходом Солнца, как это указано в Евангелие Матфея.
7. Что же это было?
Астрономы Боде и Тициус, изучавшие закономерность расположения орбит планет в Солнечной системе, независимо друг от друга пришли к выводу, что между Марсом и Юпитером должна располагаться ещё одна планета. Шумеры знали такую планету, называли её Нибиру и размещали между Марсом и Юпитером. Логично отождествить Нибиру с планетой Х Боде-Тициуса. Шумеры изображали Нибиру примерно в три раза большей, чем Земля и утверждали, что каждые 3600 лет Нибиру приближалась к Земле. Исследователь шумерских преданий Захария Ситчин считал, что 3600 лет является периодом обращения Нибиру вокруг Солнца и объяснял, что мы не видим её сегодня, из-за чрезвычайно вытянутой орбиты, с перигеем между Марсом и Юпитером и апогеем за пределами Солнечной системы. Однако такая вытянутость орбиты для большой планеты представляется противоестественной, а сведения о её сближениях с Землёй - непонятными. Дело, вероятно, в другом. Можно предположить, что вначале орбита Нибиру была круговой, но под действием притяжения Юпитера постепенно деформировалась в эллиптическую. И во времена шумеров в апогее Нибиру подходила к орбите Юпитера, а в перигее к орбите Земли. Но при этом Земля могла находиться на другом участке своей орбиты. Поэтому их встречи происходили редко, один раз в 3600 лет. А продолжающееся вытяжение орбиты Нибиру должно было приблизить её к орбите Юпитера и в конечном итоге привести к падению на него. Это вызвало яркую вспышку и выброс большого количества горячего вещества. В ярко сияющей «звезде», появившейся на востоке перед восходом Солнца, китайцы не узнали Юпитер, и из-за светящегося снопа выброшенного вещества назвали его звездой «Метёлкой». По их свидетельству, яркое свечение «звезды» длилось 70 дней.
8. Символизм события
Для древних это астрономическое событие было глубоко символичным. Нибиру была планетой шумерских богов, а в более поздние времена у различных народов - планетой злых богов (Сета у египтян, Тиамат у вавилонян, Ахримана у иранцев, Тифона у греков, Люцифера у евреев). Юпитер же у большинства народов ассоциировался с главным богом древних пантеонов. Гибель Нибиру и удар по Юпитеру могли означать гибель или свержение прежних богов. Кстати, согласно греческим преданиям, на рубеже эпох умолк Дельфийский оракул, а мореплаватели, шедшие в Италию, по словам Плутарха, услышали глас с неба: “Великий Пан умер!”
Появление этой «звезды» было воспринято волхвами как знамение рождения Спасителя. Однако, как известно, оно произошло не в момент появления «звезды», а позже, по приходе волхвов в Вифлеем. Вспышка же Юпитера могла быть знамением зачатия Спасителя Девой Марией, которое должно было произойти за 9 месяцев до установленной даты рождения Христа, то есть около 25 марта 5 г. до н.э. Но где при этом находился Юпитер? Антиохийская монета, найденная Марком Молнером, показывает яркий Юпитер отходящим от знака Овна, то есть - в начале знака Тельца. Несмотря на то, что Юпитер вспыхнул около 25 марта, увидеть его невооружённым глазом можно было только после 25 апреля, так как до этой даты Юпитер поднимался над горизонтом после восхода Солнца и на дневном небе не был виден. Появившись на востоке, Юпитер постепенно смещался на запад. Вероятно, волхвы отправились в путь после смещения Юпитера к западу от места их обитания. Придя в Иудею, волхвы спросили у царя Ирода: где родившийся Царь Иудейский? Призванные Иродом иудейские мудрецы указали на Вифлеем. Волхвы пришли в Вифлеем 25 декабря. Юпитер к этому времени благодаря ретроградному движению замедлился и остановился. Найдя Новорожденного, волхвы поняли, что появление «звезды» на востоке было Благовещеньем не свершившегося, а предстоящего рождении Мессии. Узнав, что Ирод хочет уничтожить Младенца, волхвы не сообщили ему ни даты рождения, ни места Его нахождения и отошли другим путём. А Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях от двух лет и меньше (то есть, родившихся до и после еврейского Нового года, начинающегося в сентябре), поскольку не знал дня рождения Иисуса Христа.
Таким образом, эта гипотеза позволяет объяснить все описанные в Евангелие события, связанные с рождением Иисуса Христа.
9. Знамения, сопровождавшие смерть Иисуса Христа
“От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого... и земля потрясалась; и камни расселись... Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий” (Мтф. 27:45–54). Некоторые предполагают, что темнота наступила в результате затмения Солнца. Но это было во время еврейской пасхи, которая празднуется в полнолуние, когда затмение Солнца невозможно. Чем же могли быть вызваны описанные события? Возможно, в это время между Землёй и Солнцем проходило облако вещества, выброшенного при падении Нибиру на Юпитер. При достаточном объёме и плотности это облако могло на время закрыть Солнце и оказать на Землю гравитационное воздействие, приведшее к землетрясению. В последующем выброшенные осколки могли распределиться по орбите метеоритного пояса. «В последние два десятилетия все выпавшие на Землю метеориты (а их известно более 9000) были подвергнуты всестороннему изучению, которое свидетельствует, что вещество метеоритов ранее входило в состав крупной планеты, имевшей в своем строении ядро, мантию и кору»
10. Смена религий
Смена религий, произошедшая на рубеже астрологических эпох Овна и Рыб, была не первой. На рубеже эпох Тельца и Овна новая религия была дана прародителю евреев и арабов, Аврааму. Год рождения Авраама, вычисленный на основе данных Септуагинты, приходится на 2165 г. до н.э. (). От рождения Авраама до рождения Иисуса Христа прошло ровно 2160 лет, которые составляют длительность астрологической эпохи. Предки Авраама поклонялись богам, требовавшим человеческих жертвоприношений, то ли для проверки преданности поклоняющихся им, то ли потому, что эти боги питались эманациями страданий (гаввахом, по терминологии Даниила Андреева). О существовании других богов, говорится в Евангелие: «Но тогда, не зная Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» (Гал. 4:8). Религия, которую дал Аврааму Бог, принявший его под свою руку, исключала человеческие жертвоприношения. Однако переход к новой религии всегда труден. Для человека воспитанного в определённых традициях он представляется предательством дорогого и святого. Оправданием могло быть только нравственное превосходство новой религии над старой, что было показано Аврааму очень убедительно. Бог потребовал от Авраама в соответствие с религией предков принести в жертву долгожданного первенца, которого его супруга родила на девяностом году жизни. И Авраам, наверное, с болью в сердце готовился сделать это. Но в последний момент посланец божий удержал его руку с ножом, занесённую для принесения сына в жертву. После чего этот жестокий обычай для Авраама и его потомков был заменён принесением в жертву животных. А позже народу, произошедшему от Авраама, была дана религия Закона, содержавшая 613 предписаний, за исполнением которых надлежало следить всем членам общества и наказывать, не исполняющих их. Меры наказаний, в зависимости тяжести нарушений, предусматривались от лёгких (омовений и воздержаний) до самых суровых (побития камнями до смерти). Сам же Бог чрезвычайно редко разбирался с отдельными личностями. Он поощрял или наказывал весь народ в целом. В результате такого воспитания к приходу Иисуса Христа ранее непослушный «жестоковыйный» народ делает всё по Закону. Если кто-то чего-то не понимает, то идёт к рэбэ и спрашивает: как поступить? Очевидно, задачей эпохи Овна, в соответствии с её символом, было воспитание народа дружного и послушного пастырю как стадо овец. Однако в конечном итоге не таким, а свободным и самостоятельно идущим в правильном направлении, хотел видеть Бог каждого человека, и говорил об этом через пророка: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет, не такой завет, какой я заключил с отцами их,… вложу законы Мои в мысли их и напишу на сердцах их, …И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа, потому что все, от мала до велика, будут знать Меня» (Евр. 8:8-12). Христианство, пришедшее на смену иудаизму и другим религиям, на рубеже двух астрологических эпох, использует символы обеих: Овна как символа кротости, а Рыб как символа свободы. Символ в виде двух рыбок, плывущих в противоположных направлениях, означает предоставление каждому человеку свободы выбора правого или левого пути. Апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего своего, как самого себя» (Гал. 5:13-14). Христианство, пришедшее на смену иудаизму и другим религиям, на рубеже двух астрологических эпох, использует символы обеих: Овна как символа кротости, а Рыб как символа свободы. Символ в виде двух рыбок, плывущих в противоположных направлениях, означает предоставление каждому человеку свободы выбора правого или левого пути. Апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего своего, как самого себя» (Гал. 5:13-14).
Христианство подняло достоинство человека на небывалую дотоле высоту. Но в эпохе Рыб, завершающей Зодиакальный круг, в некоторой степени проявляется всё, что было в предшествовавшей истории. Возникают различные вредоносные культы и идеологии. Стала популярной постмодернизма, отрицающая существование истины, понятий добра и зла. Утверждающая, что личность плюральна, а все так называемые «высшие ценности» - фикции, созданные разумом с целью отвлечь человека от самой жизни. В угоду им правительства некоторых стран узаконивают пороки и запрещают их осуждение. Таким образом учение Христа сдают без боя любому недругу с помощью наивысшего безнравственного достижения - политкорректности. Духовный плюрализм не менее вреден для общества, чем тоталитаризм. При нём общество растлевается. Становится разобщенным, слабым, неспособным к действию и противодействию. Духовный плюрализм - это нравственный иммунодефицит, духовный СПИД, с которым следует бороться «с оружием правды в правой и левой руке». В этом смысле Христос принёс на землю “не мир, но меч”.

Добавлено спустя 11 дней 19 часов 44 минуты 22 секунды:
В пункте 4 сказано ошибочно:

Виктор Янович писал(а): Расчёт показывает, что созвездие Девы стало видно вечером 25 декабря, и достигло зенита к полночи, когда родился Христос.


Знамением наступающего Рождества принято считать первую вечернюю звезду. В тот вечер на востоке восходило созвездие Рака, которое состоит из двух меньших созвездий “Осла” и “Ясел”. Древние астрологи считали, что из “Ясел” на Землю прилетают души и вселяются в новорожденных. Кроме того “Ясли” соседствуют с Млечным Путём, который называли “Небесным Древом Жизни”.
Но каким же образом рождение Иисуса Христа было отмечено на звёздном небе? По-видимому, восхождением созвездия Ясли в зенит во время ночной стражи пастухов, когда им было объявлено о рождении Сына Божьего /Лук. 2:8-12/. В то же время над горизонтом восходило созвездие Девы, что соответствует сообщению доминиканского ученого XIII в. Альберта Магнуса.

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она - первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем.

В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она - первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.

«Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». (Откр. 22:16)

Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» - Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» - Ис. 60:1-3).

Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)

Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г. он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.

А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.

Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, - пишет он в сочинении «Против Цельса», - которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени моги расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».

Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними.

Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли.

Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии.

К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…)

И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» - пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).

С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде.

По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда - не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».

Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI - нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…)

Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» - говорит свт. Василий.

В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в воем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились.

Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».

Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).

Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры.

«Иди со звездою, - призывает нас святитель Григорий Богослов, - принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»). опубликовано

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшних евангельских чтениях царских часов и Литургии мы слышали из уст разных евангелистов повествование о рождении Мессии.

В подтверждение тому, что всё происходившее две тысячи лет назад - правда, апостолы привлекают не только слова очевидцев, но и временны е, географические и даже астрономические свидетельства.

Евангелист Лука пишет, что непосредственно перед рождением Младенца Иосифу Обручнику и Марии пришлось отправиться из Назарета в Вифлеем из-за переписи населения. Перепись, проходившая по указу императора Августа, была первой в правление Квириния Сирией (см.: Лк. 2: 2). Римляне уважали племенные обычаи покоренных народов, и поэтому царь Ирод приспосабливал перепись к принятым в Иудее традициям. Именно на этот факт - на необходимость Иосифа прибыть во время переписи в дом праотца своего Давида - и указывает евангелист Лука (см.: Лк. 2: 4).

Нет ничего странного в том, что за рамками Евангелий мы почти ничего не знаем об этой первой переписи в Иудее. До нас ведь не дошли все рукописи древности. Кроме того, если верить Луке как историку, была и вторая перепись населения - после смерти Архелая, сына Ирода. Именно тогда мятежник Иуда Галилеянин увлек за собою довольно много народа (см.: Деян. 5: 37). О том, что в то время Сирией правил Квириний, засвидетельствовано в исторических хрониках .

Евангелист Матфей говорит о некоей звезде, которая привела волхвов с Востока. В богослужебных песнопениях Навечерия Рождества неизвестная страна на востоке ассоциируется с Персией, а волхвам усваивается профессия звездочетов.

Скорее всего, именно в Персии как преемнице великой Вавилонской империи сохранились предания иудейского пророка Даниила о необычайном Царе - Владыке мира. Даниил, начальник вавилонских мудрецов, через различные образы предсказал постепенную смену мировых империй: после золотого века Вавилона наступит век Мидян и медный период царствования Персов, а после - железные царства греко-римлян с глиняными ногами.

Персидские маги ко времени Рождества Христова могли убедиться в том, что пророчества Даниила сбывались. Миновала эра Вавилона, Мидян и Персов, среди греков и римлян были нестроения. И, следовательно, вот-вот должен был наступить век Нового Царя - Помазанника, Который, по обетованию, ожидался через «семьдесят седьмин» после указа Кира о восстановлении Иерусалима (см.: Дан. 9: 24).

Можно также предположить, что слова провидца Валаама: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24: 17) - положили начало верованию евреев и персов, что на пришествие Мессии укажет появление на небе необыкновенной звезды .

Увидев в небе необычную звезду, персидские астрологи поспешили в Иерусалим поклониться новому Царю из Иудеи. При этом, по Матфею, волхвы наблюдали «звезду» дважды. В первый раз они увидели ее «на востоке» (Мф. 2: 1-2) еще в Персии, что можно понимать как «на восходе» или «при восходе солнца». А во второй раз - по прибытию в Вифлеем. Звезда привела их прямо к дому и «остановилась» над местом, где находились Младенец и Мария (см.: Мф. 2: 9-11).

Какова была природа звезды - это загадка. Среди церковных исследователей древности и современности есть разные мнения о характере небесного светила. Ориген, а за ним и преподобный Иоанн Дамаскин допускали, что это могла быть комета . Образ кометы Галлея, в частности, запечатлен на фреске Джотто «Поклонение волхвов» в капелле Скровеньи (Италия). Церковный писатель Тертуллиан и император Мануил I Комнин предполагали, что это было соединение планет. По Иоганну Кеплеру, например, это могло быть соединение Юпитера и Сатурна с Марсом в 6 году до н.э. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский считали, что в образе звезды явилась некая ангельская сила .

Так или иначе, судя по Евангелию, звезда привела волхвов в Иерусалим, а затем на время скрылась. После того как первосвященники и книжники указали на Вифлеем как место рождения Вождя Израиля и волхвы покинули царя Ирода, звезда вновь появилась и точно указала персидским магам на дом Богомладенца и Марии.

В спорах материалистов о том, была ли на самом деле первая перепись при Квиринии и что собой представляла яркая звезда, можно потерять суть евангельской вести. Для верующего человека главное то, что с появлением Вифлеемской звезды благая весть о рождении Спасителя получила свое реальное бытие.

Ссылаясь на исторические факты своего времени, апостолы хотели подчеркнуть то, что Рождество Христово было не вымыслом, а фактом. Исполнились обетования пророков.

В земле Иудиной, в городе Давидовом, от Девы родился Спаситель-Эммануил, Который есть Христос Господь. Но Тот, Кто принял дары от персидских магов, Кто должен был пасти Израиль, родился не в палатах царских, а в простом хлеву. Ангел Господень указал на это как на особый знак: «радость, которая будет всем людям», будет найдена пастухами в яслях для скота (см.: Лк. 2: 12).

Христос умалил Себя, приняв образ раба (см.: Флп. 2: 7). По святителю Феофану, Господь пошел путем смирения, истощания. Сознавая Себя равным Богу, Он, «совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих… сокрыл славу Своего Божества». «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Умаление себя, смирение, отсечение своего эгоизма - это путь к небесной славе, который предложил Христос нам. Не в императорских покоях, не в пышности земной славы Он предложил нам великую надежду. Славу и богатство земных царей Он противопоставил небесной славе и сокровищу на небесах.

«Не принимаю славы от человеков», - говорил Господь о Себе. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» - говорил Он о нас (Ин. 5: 41, 44). Спаситель упрекал фарисеев не в том, что они соблюдают внешние правила благочестия, а в том, что они «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12: 43). Фарисеи все дела свои делали напоказ, они любили приветствия в народных собраниях и чтобы люди звали их: учитель! учитель! (см.: Мф. 23: 7). Земная слава их ослепила. Но среди вас, сказал Христос ученикам, «больший да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23: 11-12). Умаление себя, истощание, смирение - это путь преподобных отцев, которые умалили себя по образу Учителя-Христа.

Творящий небо и землю, устанавливающий законы Вселенной, держащий всё словом силы Своея (см.: Евр. 1: 3) положил Себя в ясли для скота, чтобы, став по всему как человек, показать нам путь Божественного смирения и спасти упавшего Адама.

Удивляясь сему, и мы за волхвами идем в Вифлеем со звездой, удивляемся чуду с пастухами и с ангелами поем: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! » (Лк. 2: 14).

См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18: 1.

Богослужебные песнопения называют Валаама «звездочетом», а волхвов - «учениками Валаама».

Ориген: Вифлеемская звезда «скорее всего, относится к той группе звезд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звездами, или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звезды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение Младенца, Который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они; особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».